Реклама

Учредительная конференция 27-28 апреля 2002 г.

Миссия ТРИЗ-педагогики и конструктивные пути ее реализации Тамберг Ю.Г., Доцент кафедры педагогических технологий Новгородского РЦРО, Председатель Новгородской Общественной Областной Организации ТРИЗ


МИССИЯ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ПУТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ


Тамберг Ю.Г., Доцент кафедры педагогических технологий Новгородского РЦРО, Председатель Новгородской Общественной Областной Организации ТРИЗ


ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – имеет алгоритмы для управления мышлением и для решения творческих задач любой сложности и в любой области знания.

1)Воспитать людей, способных создать в России правовое государство, построенное на принципах нравственности и социальной справедливости, способное обеспечить счастье и благосостояние людей, в котором будет отдаваться безусловный приоритет общечеловеческим ценностям, а затраты на образования будут приоритетными в бюджете государства.

2) Воспитать все положительные качества личности на протяжении всей жизни человека, начиная от дородового до старости.

3) Считать основными качествами любой личности (особенно для властьпредержащих) – нравственность, любовь дарящую и компетентность. Мир спасет только нравственность!

4) Считать наиболее эффективным путем обеспечения экологической безопасности на Земле – воспитание самоограничения людей и государств. Решение этой проблемы надо начинать немедленно (менять менталитет людей, принимать соответствующие законы…). Это основная и самая сложная часть глобального экологического мышления. Методики воспитания самоограничения должны сочетать воспитание нравственности, развитие экологического мышления и воли.

5) Основная задача ТРИЗ-педагогики в настоящее время – не потерять подрастающее поколение. Сделать так, чтобы нормальные дети не стали духовными и физическими инвалидами.

6) Способствовать развитию и внедрению ТРИЗ во все слои общества. Создать систему согласованных между собой Учебно-методических комплектов по ТРИЗ-педагогике для всех возрастов (начиная от дородового до вузовского).

Конструктивные предложения по реализации миссии ТРИЗ-педагогики

Для воспитания людей, способных создать в России правовое государство, основанное на справедливости и чести надо решить несметное количество задач, которые по своей трудности, может быть, и не снились прошлым поколениям. Для преобразования России нужен новый человек: нравственный, умный, отважный, экологически грамотный, с правильно сформированными потребностями, умеющий себя самоограничивать, и вместе с тем человек гордый и умеющий постоять за себя и за других.

«Новый человек может быть сформирован только новой педагогикой», утверждали Стругацкие. Этой новой педагогикой может стать «Нравственная воспитательная ТРИЗ-педагогика».

Что надо делать?

1.Необходимо на базе ТРИЗ создать инструментальную Теорию Воспитания Нравственной Личности, отвечающую современным требованиям и условиям жизни в России. На основании этой теории разработать методики воспитания нравственности и других фундаментальных качеств личности (мышление, память, трудолюбие, воля, чувство меры…) и ввести эти методики в программы образовательных учреждений страны. Воспитание нравственности – очень сложный педагогический процесс, глубина его современной методической разработки не соответствует его важности, поэтому актуально и крайне важно, привлечь к решению этой проблемы научно-исследовательские педагогические учреждения России и всех, кто считает эту проблему важной.

Начинать воспитание и развитие детей надо с дородового периода. Такие методики существуют, они опробуются и дорабатываются. Согласитесь, все преступники мира когда-то бегали в коротких штанишках. И если они стали преступниками, значит, виновата, в широком смысле, педагогика, она не сумела воспитать их нравственными людьми, она не сумела научить родителей этих преступников воспитать своих детей честными.

2. Количество информации в Мире растет по экспоненциальному закону, а возможности человека воспринять это море информации уже достигло насыщения. Человек в настоящее время отдает учебе, как основному занятию, 20 лет – треть жизни! Экстенсивный путь решения этой проблемы себя полностью исчерпал, двенадцатилетнее образование тоже не решит этой проблемы. Что делать? Путей множество:

2.1.Пересмотреть содержание современных школьных учебных программ с целью исключения избыточной, не востребуемой информации (более 50%). Тогда автоматически решится и проблема мотивации обучения, и проблема «Не хочу идти в школу», и проблема применимости знаний, и проблема воспитания качеств творческой личности. Сделать это возможно, но крайне трудно, ибо педагогика - одна из самых инерционных наук. Тем более надо приступать к этому немедленно. Большинство учителей это знают, но уверены, что изменить это положение нельзя. Кому то это выгодно.

2.2.Ввести непрерывное системное образование, начиная от дородового периода до старости.

2.3.Ввести в программы детских садов и школ новые курсы: 1) Воспитание нравственности (с отметками и экзаменами), 2) Развитие качеств творческой личности (всего 6о качеств, в том числе мышление, умение учиться всю жизнь, волевые трудовые качества, воспитание чувства прекрасного, чувства меры, юмора…). 3) Подготовка к семейной жизни. Программы и методики имеются, трудности в основном психологические и экономические.

2.4. Для повышения эффективности образования следует пользоваться методами творческого преподавания. (самостоятельное решение большого количества творческих задач и на их основе развитие способностей и изучение теории).

2.4. . По моему мнению, неиспользованных ресурсов достаточно, чтобы 12 летнее образование не вводить, но если оно все таки будет принято, то необходимо при формировании базисного плана 12 летней школы использовать идеи и методики ТРИЗ-педагогики.

3. Экологическая проблема. Одними технологическими и инженерными решениями (безотходные технологии, очистка отходов…) экологической проблемы в мире не решить! Основной ресурс выживания в самом человеке. Это совесть, самоограничение, сила воли, полное понимание важности проблемы и деятельность. Случайно получилась аббревиатура - «ССС», то есть, «ТРИ С». А если шутки в сторону, то это, наверно, и есть самые важные проблемы ТРИЗ-педагогики. Чтобы изменить поведение человека - надо изменить желания и потребности человека. Воспитать чувство меры. В настоящее время человечество уже начало широко удовлетворять не только свои потребности, но и прихоти. (Например, зачем 70 сортов сыра и 100 сортов колбасы на одном прилавке? Это больше, чем опер у всех российских композиторов).

Что делать? Воспитывать нравственность и чувство меры. Методики имеются и разрабатываются новые.

4. Парадокс - педагогика готовит людей к будущей жизни, но не знает, какова будет эта жизнь.

Что делать? Прогнозировать будущее. Ближнее – на 5 лет и дальнее на 10 - 20 лет. И в соответствии с этими прогнозами менять учебные программы. Мир будет сложнее, информация будет нарастать, коммуникации будут развиваться, экономика будет глобализоваться, взаимозависимость будет нарастать, урбанизация будет увеличиваться, национальные границы будут размываться, миграция людей станет крупномасштабной. Такой мир ждет детей. Готовим ли мы детей к такому миру? Не готовим!

5. Историю делают значимые личности, поэтому надо целенаправленно готовить, воспитывать и обучать руководящую элиту страны. Древние говорили: «Чтобы овладеть миром, надо овладеть владыками мира». Чем выше должность, тем дороже ошибки этого должностного лица, тем выше должна быть его нравственность и профессионализм. Отсюда вывод - надо хорошо воспитывать и учить элиту. Сейчас произошла смена элит. Аристократическая элита, ранее воплощавшая честь, образованность и культуру России, сменилась на предпринимательскую элиту, характеризующуюся и бесчестьем и хваткой. Лекарство – раннее воспитание нравственности и развитие сильного мышления.

6.Для повышения престижа и ответственности учителя предлагаю, ввести для учителей, воспитателей и педагогов этический кодекс и клятву любить своих учеников на подобие «Клятвы Гиппократа», принимаемой врачами многих стран мира. Предлагаю ее назвать. «Клятвой Януша Корчака». Без этой клятвы и ее выполнения не стоило бы допускать людей к работе с детьми. Ответственность воспитателя очень большая. Он не имеет права на ошибку. Чтобы меньше было ошибок, надо выявлять врожденные способности детей, помочь ребенку выбирать нравственные Достойные Цели и научить его реализовывать эти свои цели. Достойную Цель нельзя выполнить за жизнь.

7. Проблемы семьи.

Все основные качества человека закладываются в раннем детстве, до 3 лет. Этим должна заниматься семья, но многие семьи с этой задачей не справляются. Что делать?

Разработать для родителей методики дородового и преддошкольного интеллектуального развития и воспитания детей. Открыть бесплатные «Школы для родителей». Совершенно недостаточно обучают старшеклассников будущей семейной жизни и воспитанию своих будущих детей. Бывает, молодые люди абсолютно безграмотны в этом отношении и такую же безграмотность передадут своим детям.

8.Ключем решения перечисленных проблем может стать замечательная наука Теория Решения Изобретательских задач - ТРИЗ, теперь каждый может существенно увеличить свой творческий потенциал, вне зависимости от врожденных способностей.

Хочется закончить раздел о миссии ТРИЗ-педагогики словами Альберта Эйнштейна: «Истинный прогресс человечества зависит не столько от хитроумной изобретательности, сколько от совести» и выразить уверенность в том, что Союз «Гражданское общество – детям России» осуществит все свои замечательные цели и программы.

Почему мы уверены, что именно ТРИЗ-педагогика справится с указанными выше проблемами?

1.Сначала отметим, что нет принципиальных причин и законов, по которым поставленные перед ТРИЗ-педагогикой цели были бы недостижимы.

2.ТРИЗ-педагогика основана на принципах замечательной науки - Теории решения Изобретательских задач. ТРИЗ имеет методики для решения творческих задач любой сложности. Теоретическим ограничением возможностей ТИЗ является случай, когда условия задачи противоречат объективным законам природы, во всех остальных случаях - решение имеется. В настоящее время уровень трудности задач, стоящих перед человечеством увеличивается безмерно, поэтому без ТРИЗ не обойтись.

3. Согласно ТРИЗовскому закону повышения степени идеальности, общество стремится к идеальности. А идеальное общество – это общество, живущее по законам нравственности, справедливости и равноправия перед справедливыми законами. Сейчас мы пока очень далеки от идеальности, но нет причин запрещающих приблизиться к идеальному обществу как угодно близко. Такие методики имеются.

4. ТРИЗ-педагогика объединяет положительные качества существующих педагогик, сформули­ровала систему идей воспитания, обучения и развития детей, построенную на прочной научной основе, то есть на объективных законах. Появилась практическая возможность массового обучения технике творчества и формирования качеств творческой личности. ТРИЗ-педагогика имеет новые эффективные методики для развития всех качеств личности! Эффективность методик ТРИЗ-педагогики признается всеми, кто использует ее идеи на практике. Целенаправленное развитие у детей тризовского мышления серьезно помогает им в учебе. Учителями замечен такой факт - некоторое отставание от программы, вызванное первоначальным освоением методик ТРИЗ, окупалось дальнейшим быстрым продвижением.

5. В настоящее время в России не менее 100 городов, где развивается ТРИЗ-педагогика и много школ, где ТРИЗ изучается как самостоятельный предмет с первого по одиннадцатый класс.

ТРИЗ учит: – для решения задачи ищи ресурс в тех частях задачи, которые надо улучшать. В нашем случае – надо искать ресурс в ребенке, в учителе, в родителях, в программах, в методиках воспитания и обучения, в организации процесса обучения, но основной ресурс - в ребенке. «Невооруженным взглядом видно», что такой ресурс имеется, только мы его часто не видим, а потому и не используем.

ТРИЗ-педагогика еще молодая наука, тем не менее, ряд основных закономерностей, которые позволят воспитать человека с таким духовным, интеллектуальным, волевым и творческим ресурсом, который реализует миссию ТРИЗ-педагогики - имеется. Мы не говорим, что завтра все будет хорошо, но мы верим, что эту работу надо начинать и вести ее смело, широко, научно, грамотно, терпеливо - до победы. И роль педагогики здесь трудно переоценить, ибо педагогика работает на будущее!