Учредительная конференция 27-28 апреля 2002 г.
Причины социального кризиса в РФ. Что делать. С чего начать Лисицина Н.А. Уполномоченный по правам ребенка Новгородской области
ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО КРИЗИСА В РФ. ЧТО ДЕЛАТЬ. С ЧЕГО НАЧАТЬ
Лисицина Н.А. Уполномоченный по правам ребенка Новгородской области
«К храму ли эта дорога? Если не к храму, то зачем она?»
(Из фильма «Покаяние»)
Учредительная конференция союза общественных организаций «Гражданское общество - детям России» является важнейшим этапом в становлении и развитии общественного движения в России. После Гражданского форума первыми пошли на объединение общественные организации, занимающиеся проблемами детей. Факт объединения около 500 организаций из многих регионов РФ свидетельствует как о гражданской зрелости общественных формирований, так и об актуальности и остроте проблем детства в стране. Диалог, который был впервые начат между властью и общественностью осенью 2001 года по обсуждению самых насущных проблем в стране и поиску конструктивных путей взаимодействия в общих интересах, реально может и должен быть продолжен. Организаторы конференции сделали важнейший шаг в сторону не только обсуждения проблемы, но и объединения усилий государства и общества по спасению детей, оказанию им реальной помощи.
В данном докладе представлена точка зрения на процессы, которые проходили в РФ в последнее десятилетие ХХ в. и явились причиной развития негативных социальных процессов, прежде всего в сфере семьи, причин неэффективности государственной социальной политики и видение путей решения социального кризиса в РФ.
Проблемы и беды детей, семьи в России являются следствием социальных и политических преобразований, которые начались в России в 90-е годы ХХ века и затронули все сферы жизни государства, общества, каждой семьи.
В этот период произошли существенные перемены в укладе жизни населения, его иерархической структуре и системе ценностей, оказались затронуты все базисные потребности людей, резко ухудшилась социальная ситуация в стране.
Сдерживание роста возникающих и интенсивно развивающихся негативных социальных процессов в социальной сфере вынуждает государство вкладывать в их решение определенные ресурсы. Но, несмотря на усилия государства и общества стабилизировать положение не удавалось.
Социальная ситуация изменялась стремительно. Ни общество, ни население не могли адаптироваться к новым экономическим и социальным условиям.
Процессы обеднения большей части семей, страх потери социального статуса и возможностей выживания, привели к массовой невротизации людей, развитию процессов социальной дезадаптации населения и, как следствие, росту заболеваемости, смертности и росту маргинальной среды. Учитывая развивающуюся и дальше отрицательную динамику по многим социальным показателям, встает сегодня необходимость осмысления происходящих в современном российском обществе процессов и их причин, проведения комплексного анализа социально-экономической ситуации в стране и разработки новой стратегической государственной политики, которая должна способствовать выходу страны из социально-экономического кризиса, сохранению нации.
В данном докладе социальная ситуация в РФ будет рассмотрена через призму положения российской семьи и детства. Стремительно развивающийся кризис современной семьи является следствием глубоких и наиболее тревожных изменений в обществе. Ежегодно население РФ становится меньше более чем на 700 тыс. чел., детское население за 10 лет уменьшилось на 8 млн. чел., бедное население составляет около 60%, из них 30% семей имеет доходы ниже прожиточного минимума.
Резкое социальное расслоение, рост бедности, прежде всего семей с детьми, развитие социальной депрессии, социального иждивенчества и социальной апатии значительного числа населения страны, рост агрессии и насилия в семье и обществе, жертвами которых являются преимущественно женщины, дети и пожилые граждане, рост маргинальной и криминальной среды, алкоголизация населения, рост наркомании, высокий уровень заболеваемости и смертности , кризис семьи, стали сегодня сложнейшими государственными проблемами. Развитие этих и многих других кризисных процессов в социуме вызывает сегодня обоснованную тревогу общества, т.к. дальнейшее углубление кризиса угрожает безопасности страны. (Рост смертности и заболеваемости населения, падение рождаемости)
Наиболее ярким показателем проявления этих процессов является, на мой взгляд, положение семьи и детей в обществе.2000 год:
Всего населения в РФ 2001г. - 144 млн. 819 тыс. чел.
Детское население составляет 32 мл.828 тыс. чел.
Детей, рожденных в 2000 году вне брака -354253 (27,96% от общего кол-ва детей)
Детей, пострадавших от отравлений, травм и др. внешних воздействий -2млн.391 тыс.
Детей-инвалидов -675,4 тыс. чел.
Детей с ограниченными возможностями в ОУ -281,1 тыс. чел.
в т.ч. умственно отсталых детей -227,8 тыс. чел.
Учтено детей, оставшихся без попечения родителей - 662 тыс. чел.
из них воспитываются в интернатных учреждениях -180 тыс. чел.
В социальных учреждениях (приюты, реабилитационные центры и т.д.)
получали помощь - 135297 детей
Число детей, отобранных у родителей 57126 чел.
Состоят на учете в подразделениях ППН - 410тыс. 131чел.
Доставлены в ОВД -1млн.175 тыс.336
из них, находящихся в беспомощном состоянии или опасности для жизни и здоровья -220тыс.948 чел.
Совершено преступлений несовершеннолетними 195426
Число осужденных в возрасте 14-17 лет 148тыс.560 чел.
Зарегистрировано преступлений, совершенных взрослыми в отношении несовершеннолетних 66603
Это далеко не полная картина положения детей в РФ. В данной информации нет количества детей беспризорных и безнадзорных, проживающих в социально опасных условиях, т.к. точной информации ни в одном ведомстве нет, называются разные цифры с разницей в 1-2 млн. чел, нет данных по детям, являющихся жертвами насилия и преступлений, включая сексуальное, самоубийств несовершеннолетних.
Нет точных данных и по доходам семей, известно лишь, что среди бедных и крайне бедных семьи с детьми составляют от 58,8 до 69,6% . Семьи с детьми являются основной группой бедного населения.
Сложившаяся социальная ситуация, кризис семьи определяют проблемы не только сегодняшнего дня страны, они определят и развитие страны в будущем.
Понятно, что невозможно решить весь комплекс проблем за короткий исторический период. Но начинать надо сегодня.
Государство до сих пор идет по пути принятия на законодательном и управленческом уровнях экстренных действий, как реакцию на тот или иной возникающий негативный социальный процесс или явление, когда они становятся опасными для общества. Опасаясь социального взрыва и под влиянием мирового общественного мнения, предпринимаются в стране отчаянные усилия по удержанию ситуации под контролем.
Растет количество социальных сирот и детей, лишившихся попечения родителей, растет количество государственных сиротских учреждений различной ведомственной подчиненности. Города заполонили беспризорные и безнадзорные дети – активно стали открываться социальные приюты и реабилитационные центры. Резко увеличивается количество бедных и маргинальных семей – открываются центры социальной помощи семье. Увеличилось число детей с проблемами развития – стали развиваться специализированные школы и учреждения, социальные и образовательные интернаты и т.д.
Решение растущих социальных проблем потребовало огромных государственных финансовых расходов бюджетов всех уровней на содержание медицинских, социальных, специальных образовательных и пенитенциарных учреждений, правоохранительных органов, судебных и иных инстанций. Реального социального эффекта данные расходы при существующей системе не дают. Напротив, наблюдается тенденция роста многих общественно-опасных явлений пропорционально росту расходов государства.
Как это ни странно, но чем больше общество и государство при существующей политике вкладывает в «тушение социального пожара», тем больше растет «черная социальная дыра», выхода откуда для большинства семей и людей практически нет. Так, например, по исследованиям специалистов, только 15-20% выпускников сиротских учреждений имеют шанс социально адаптироваться в жизни. Удел остальных – рано или поздно путь на «дно». Главной причиной является то, что в условиях учреждения у детей не сформировался положительный образ семьи, отсутствует паттерн естественной социальной роли отца и матери, дети не прошли семейный «курс» социального научения выживания и решения своих жизненных задач, ответственного отношения к семье и детям. Не могут адаптироваться в жизни и подростки, совершившие преступления и правонарушения, дети с психическими заболеваниями, умственной отсталостью, дети, выросшие в условиях проживания в маргинальных и криминальных семьях. Шанса изменить условия своей жизни у семей «социального дна» практически нет. Число бедных и больных людей ежегодно растет.
Для многих семей в современных условиях единственный путь выживания при современной социальной системе – быть и казаться бедными, больными, социально беспомощными. В этом случае государство включает какую-то систему помощи, льгот, поддержки. Причем, существующая социальная система притягательна, прежде всего, для маргинальных семей и семей, находящихся в социальной апатии.
Многие семьи «социального дна» живут счет выплат на детей и различных льгот, не прилагая усилий к изменению своей жизни. Более того, семьи «социального дна» «используют» достаточно часто возможность получения дополнительного дохода, получая пособия на рождение ребенка, тем самым, увеличивая количество детей в сиротских учреждениях и социальных интернатах.
Можно было бы гневно обвинять этих людей и эти семьи. Действительно ответственность должна быть, но нельзя не учитывать, что социально-экономические перемены вызвали небывалый рост невротизации населения и на протяжении многих лет сопровождаются значительным увеличением дезадаптивных расстройств, абсолютным и относительным ростом психопатологий и социопатий.
Экономическая депрессия и социальная депрессия являются не только созвучными терминами, но и взаимосвязаны гораздо сильнее, чем мы осознаем. При массовой социальной депрессивности не может быть оживления экономики.
Надо признать также, что не существует сегодня в практике социальной политики на федеральном, региональном и местном уровне системы стимулирования социальной активности, заинтересованности и мотивации, создания механизма самостоятельного решения семьями, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях, своих жизненных задач.
Многие семьи сегодня не видят перспективы в жизни, реальной возможности изменить свой социальный статус, т.к. считают, что в стране нет пока условий для социальной и экономической активности, не верят в свои возможности.
С углублением социального кризиса, общество вынуждено принимать на себя обязанность воспитания сотен тысяч детей, не спрашивая по закону с родителей. Около миллиона детей воспитываются в неполных семьях, как правило, алиментные обязанности не исполняются ушедшими из семьи родителями. Сотни тысяч детей проживают под опекой родственников. Государство выплачивает опекунам средства на содержание детей, в то время как родители пьянствуют, или находятся в местах лишения свободы. Парадоксом сегодняшней ситуации является то, что 99,9% детей находящихся на государственном обеспечении или получающих государственную помощь, являются детьми живых родителей, но родителей не выполняющих своих обязанностей.
В тоже время, государство, неся бремя финансового обеспечения растущего «социального дна» и детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, сокращает поддержку семей, имеющих возможность и желание воспитывать детей, перекладывает именно на них, бремя растущих расходов в виде налогов, коммунальной реформы, роста цен на основные товары и энергоносители и т.д.
В тоже время сокращаются расходы на образование, внешкольную систему, развитие физкультуры и спорта, системы здравоохранения. Идет процесс коммерциализации образования, высшего образования, сферы услуг для детей и семей, в том числе и сферы отдыха.
В системе образования отказ от воспитательной функции так же сыграл негативную роль в оказании профессиональной помощи родителям по воспитанию детей.
Как результат – семьи, ответственно относящиеся к рождению и воспитанию детей, отказываются от рождения второго и третьего ребенка.
В современных условиях – рождение детей реально увеличивает социальный риск семьи.
Существующая же сегодня государственная поддержка семьи не является системной, скорее всего она формальна. Проявляется еще один парадокс существующей политики: в среднем на ребенка, находящегося на государственном обеспечении в месяц государство выделяет 3-5 тыс. рублей, в тоже время, 60% семей с детьми живут за чертой бедности, часто в семье на содержание ребенка имеется 200-300 рублей в месяц. Пособие на ребенка и адресная помощь настолько мизерны, что практически не решают проблему материальной поддержки таких семей.
Государственные программы последнего десятилетия не прогнозируют социальные последствия экономических решений. Результатом такой политики является дальнейшее сокращение числа социально успешных семей, которые способны самостоятельно решать свои жизненные задачи, не требуют государственных вложений и способны в разумных пределах вкладывать средства в виде налогов в бюджет страны. Теряя основную массу налогоплательщиков из числа населения страны, государство попадает все больше и больше в зависимость от налоговых поступлений крупных монополий и крупного бизнеса. Пытаясь решить одни проблемы, государство становится заложником других проблем и в конечном итоге заложником собственной политики.
Нельзя не выделить еще один аспект тесно связанный с социальной ситуацией и непосредственно оказавший на эту ситуацию решающее влияние.
На фоне социально экономических преобразований, смысл которых не был понятен большинству населения, шла замена морали, и иных нравственных принципов, системы ценностей, социальных установок и социальных образцов, снимались установленные барьеры общепринятых норм поведения в семье и обществе. Общество и государство не осознали во время опасности этих процессов и, как следствие, были подорваны основы психического и социального здоровья общества, развился небывалый по своим масштабам синдром «социальной и психической инвалидизации» населения.
Экономическая депрессия не может преодолеваться, как уже говорилось выше, клинически депрессивным населением. Круг замыкается.
Всегда, во все исторические времена, у всех народов общество сохранялось, вырабатывая нравственные ценности, социально приемлемые нормы поведения. Государства и человеческое общество на уровне формирования идеологии, общественного сознания, закона, религии, традиций стояло на страже сохранения семьи как основы сохранения будущего каждого народа. Семья рассматривалась как единственно возможное условие для воспроизводства населения, условие для воспитания и развития детей.
И семья и общество должны четко знать какие ценности приняты в обществе, что надо сделать семье, государственным и общественным институтам, чтобы новое поколение приняло эти ценности и передавало следующему поколению.
Главное - вырастить и воспитать ответственного гражданина, хорошего семьянина и грамотного специалиста.
В истории хорошо известны трагические последствия для многих народов отказ от нравственных принципов и ценностей, в том числе и отказ от ценности семьи.
Огромную роль в форсировании этого процесса сыграли средства массовой информации. Хорошо известно, какое сильнейшее воздействие оказывают на массовое сознание электронные и печатные СМИ. Заполонившие эфир боевики стали своеобразной школой насилия и обесценивания человеческой жизни, обесценивания любви, прежде всего для молодежи и детей. Провозглашаемый приоритет стремления к обладанию материальными ценностями любой ценой, когда все способы достойны, начал разрушать социальные и родственные связи людей.
Бездуховность, провозглашение свободы секса, отказ от приоритета воспитания в семье и обществе, резкая смена ценностных установок общества и личности, привели к глубоким сшибкам в общественном сознании. Цена за эти ошибки платится огромная. Детские дома и приюты заполнены сиротами при живых родителях. Практически все дети, попадающие в сиротские учреждения, прошли через насилие, знают что такое боль и унижения.
Жестокость самых близких для детей людей, их родителей, поражает даже видавших многое специалистов: насилие, в том числе и сексуальное, торговля детьми, убийства и истязания - все это реалии сегодняшней российской действительности.
Мы часто задаем себе вопрос: «почему законодательная система не оказывает реального влияния на ситуацию в стране, почему Закон не работает и не защищает нас?»
Ответ известен: Закон работает только тогда, когда норма закона соответствует нравственным нормам и принципам, принятым в данном обществе.
Поэтому не удивительно, что в Уголовном Кодексе РФ ответственность за нарушение половой неприкосновенности детей определяется 14 годами вопреки Конвенции о правах ребенка ООН, Семейному Кодексу РФ, «Закону о государственных гарантиях прав детей в РФ».
Стыдно и больно, что Россия становится центром туризма педофилов.
Надо выделить главные причины, которые привели к данной социальной ситуации и искать ответ на вечный российский вопрос «что делать?»
На мой взгляд, одна из причин заключается в том, что, формируя приоритеты развития рыночной экономики, не были спрогнозированы социальные и социально-психологические последствия решений и действий власти в стране.
Другая - недооценка социальной политики и взгляд на нее как сферу государственной поддержки отдельных категорий и групп населения.
Третья - резкая смена общественных ценностей и социальных установок общества, что способствовало наряду с другими причинами развитию серьезного социального и демографического кризиса в РФ, поставило страну на грань социальной катастрофы.
Главной же причиной современного социального кризиса в РФ, является - отсутствие стратегической социальной политики, политики неразрывно связанной с экономикой страны, учитывающей интересы всех социальных слоев и групп населения, политики обеспечивающей восстановление системы нравственных принципов общества и социальных установок.
Причем эти принципы заложены в статьи КОНСТИТУЦИИ РФ.
Думаю, что настала необходимость начать работу по корректировке социально-экономической политики государства и приступить к разработке основ новой социальной Концепции Российской Федерации.
Для этого необходимо привлечь специалистов, представителей науки, общественных формирований, объединив их в рабочую группу. Данная группа должна иметь необходимые для выполнения своих задач полномочия и статус.
Направлениями деятельности рабочей группы могут быть:
-разработка предложений по формированию новых подходов в государственной политике, направленной на преодоление дальнейшего развития негативных социальных процессов, прежде всего демографического кризиса и кризиса современной семьи, развития положительных процессов и тенденций в социуме страны.
- разработка основ новой социальной Концепции РФ, которая должна стать составной частью государственной политики РФ;
- определение приоритетных направлений развития государственной социальной политики;
- определение основных показателей и критериев, которые являются, и будут являться показателями динамики социальных процессов и тенденций на данный момент и в перспективе;
- по данным показателям проведение анализа социальной ситуации, приняв за основу социальное положение семьи и детей на данный период с определением причин появления и развития выявленных негативных социальных явлений и процессов, причинно-следственных связей между ними;
- поручение соответствующим структурам разработки государственных социальных стандартов (предусмотренных Законом «Об основных государственных гарантиях прав детей в РФ» 1998 г.) для семьи, детей, а так же для иных категорий и социальных групп населения страны;
- определение механизмов и путей достижения, определенных государством социальных стандартов;
- определение перспектив по уровню и времени достижения показателей социальных стандартов РФ и перспективного прогноза развития социальной ситуации;
- поручение проведения расчета необходимых государственных, общественных и иных ресурсов (финансовых, кадровых, интеллектуальных и т.д.) для достижения уровня установленного государственными стандартами (по этапам);
- организация работы по сбору предложений для развития базы Концепции.
В перспективе, при условии реализации новых подходов в государственной политике, должен быть выход на следующий результат:
стабилизация социальной ситуации в стране, в перспективе - достижение реального социального прогресса;
- разработка государственной идеологии, способствующей восстановлению базовых общественно значимых нравственных ценностей в стране, в том числе ценности семьи и детей, укрепление и дальнейшее развитие института семьи, приоритета семейного воспитания детей, стремления и реализации возможности самостоятельного решения семьей своих жизненных задач, снижения уровня социальной напряженности, социального сиротства, беспризорности и безнадзорности детей;
укрепление физического и психического здоровья населения восстановление и сохранение генофонда страны, преодоление последствий демографического кризиса;
повышение реального уровня жизни семей с детьми, не только за счет роста льгот и пособий, но и за счет механизмов стимулирования экономической активности семьи и создания реальных условий для проявления данной активности, в том числе и через систему государственных поощрений и поддержку семьи
включение общественного и научного потенциала в решение актуальных проблем страны.
Для решения сложнейшей задачи выхода из социального кризиса, сохранения семьи и сохранения генофонда страны, а значит и будущего России нужны совместные усилия государства и общества. Другого пути просто нет.
Календарь событий
Организации, работающие в интересах детей