Реклама

Учредительная конференция 27-28 апреля 2002 г.

Создание социотерапевтических центров для детей и подростков из дисфункциональных семей Егорова А.Ю., Председатель Санкт-Петербургского отделения Российского благотворительного фонда <"Нет алкоголизму и наркомании"


СОЗДАНИЕ СОЦИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИЗ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЕЙ


Егорова А.Ю., Председатель Санкт-Петербургского отделения Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании»


Нынешняя волна беспризорности – третья за последние 100 лет в России. По данным СМИ – 95% детей, или 1000000 детей и подростков, которые оказались на улице – выходцы из дисфункциональных семей. 5% детей вообще не имеют семьи. Улица заменила им семью и школу. Постперестроечные экономические трудности резко ударили по таким не приносящим дохода учреждениям, как центры досуга несовершеннолетних, подростковые клубы, кружки и дома творчества детей и молодежи. Для всех очевидно, что массовый выброс детей и подростков на улицу не мог не сказаться на психологическом и социальном портрете российского подростка. Особенно, если речь идет о несовершеннолетнем из дисфункциональной семьи, то есть такой, которая не является для ребенка гарантией социально-психологической безопасности и возможности полноценного развития. Девиантное поведение и, в том числе, употребление подростками ПАВ, было своего рода ответной реакцией на сложившуюся ситуацию. Настало время пожинать плоды нашего безразличия по отношению к несовершеннолетним на витках поспешного вхождения в рынок. Одним из возможных путей решения проблемы может быть создание так называемых социотерапевтических центров досуга для детей и подростков из дисфункциональных семей.

Организация досуговой деятельности подрастающего поколения способствует формированию альтернативного сознания, навыков саморегуляции и самоактуализации, что значительно снижает риск формирования различных форм девиантного поведения, «отодвигает» момент первой пробы ПАВ или формирования зависимости (в случае экспериментирования с алкоголем или наркотиками). Целесообразность организации социотерапевтических центров для детей и подростков из проблемных семей в России основана на позитивных результатах опыта подобных центров в Восточной, Центральной и Западной Европе. В частности, нами был хорошо изучен опыт организации и работы таких учреждений в Варшаве и ряде других городов в Польше. Кроме того, при создании подобных учреждений невозможно обойти вниманием социальные технологии Благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании», успешно отработанные в Москве.

Создание таких центров позволило бы решить ряд важнейших задач:

1. Начать профилактические мероприятия среди безнадзорных детей (центр ежедневно может принять до 35 человек);

2. Вести параллельно работу с дисфункциональными семьями;

3. Проводить краткосрочные образовательные программы в школах, интернатах, детских домах, колледжах, лицеях, в учебных комбинатах и других образовательных учреждениях.

Для клуба можно использовать помещение, состоящее из 3 - 4 комнат, можно из нежилого фонда (кухня, учебная, гостиная, приемная). Стоит задуматься и о возможности перепрофилирования деятельности пустующих либо ведущих подпольный образ жизни подростковых клубов. Перспектива передачи их в ведение муниципальных органов местного самоуправления представляется весьма удачной для развития сети таких клубов. Приближенность услуги к целевой группе и наличие конкретной информации об обстановке в конкретном микрорайоне могут оказаться факторами успеха при создании и дальнейшей деятельности клубов. Кроме того, это облегчит взаимодействие с находящимися в микрорайоне школами, правоохранительными органами, КДН и другими учреждениями, в поле зрения которых попадает каждый конкретный подросток. живущий в конкретной неблагополучной семье.

Что касается штата такой организации, то он может быть весьма немногочисленным. Один специалист по социальной работе, один детский психолог, один семейный психолог и один педагог-организатор при участии руководителя программы легко справятся с такой задачей. Кроме этого, вполне возможно участие волонтеров из числа школьников, студентов, родителей с уже сформировавшейся активной позицией, школьных учителей и т.д.

На основе отечественного и зарубежного опыта можно предполагать следующие результаты реализации проекта:

- повышение эффективности профилактики ранней наркотизации подростков и молодежи;

- адресная профилактика безнадзорности подростков;

- создание системы работы с дисфункциональными семьями;

- проведение информационных и просветительских мероприятий с населением по заявленной тематике;

- повышение психолого-педагогической компетенции специалистов и добровольцев;

- разработка и выпуск методических пособий, периодических изданий по представленной теме.