Учредительная конференция 27-28 апреля 2002 г.
Гражданское воспитание молодежи в духе миротворчества: опыт и перспективы Гергель В.В., кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования, директор Музея миротворческих операций
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В ДУХЕ МИРОТВОРЧЕСТВА: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Гергель В.В., кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования, директор Музея миротворческих операций
Недавно Правительство и Президент обнародовали цифры, отражающие состояние работы с детьми – в стране 1 млн. беспризорных детей. Это - по официальным данным. По неофициальным данным, возможно, более точным, количество бомжующих детей превосходит озвученную цифру в два, а то и в три раза.
Цифры потрясающие, поскольку, хорошо известно, что дети, брошенные родителями, и живущие на улице безраздельно находятся во власти криминала. Именно они в дальнейшем пополняют ряды преступных сообществ, занимающихся проституцией, распространением наркотиков и, как следствие, в конечном счете попадают на скамью подсудимых.
По официальным данным в стране уже сейчас 1 млн. 200 тысяч взрослых людей отбывают наказания за те или иные преступления. Это – больше чем в любой другой Европейской стране. При этом условия содержания осужденных не выносят никакой критики. Перенаселенность тюрем и мест лишения свобод уже давно находится под прицелом критики и в прессе, и на телевидении. Однако положение дел из года в год не улучшается. Построенные еще в советское время тюрьмы не вмещают граждан, осужденных за различные преступления.
В связи с этим возникает вопрос, что же делать? Как бороться с преступностью? Если начать строить новые тюрьмы, то тогда логично приплюсовать к уже имеющимся заключенным и тех, кто вольется в ряды криминала через 3-4 года. А это, с учетом статистики детской беспризорности, получается цифра в 3, а то и в 4 миллиона человек. Где найти средства на строительство новых тюрем еще для 2-3 миллионов человек?
А может быть стоит взглянуть на проблему с другой стороны. Вместо того, чтобы строить новый гулаг, взять да и использовать государственные средства на воспитание беспризорных детей. Строить детские дома, интернаты. Больше средств отпускать на организацию зимнего и летнего отдыха детей и подростков. Глядишь и через несколько лет проблема строительства тюрем и отпадет …
Только вот еще бы знать, чем занять беспризорных детей. Ведь не только хлебом единым…
Отсутствие в России общественно признаваемой концепции перехода к новой социально-экономической формации и экспансия в средствах массовой информации культа наживы и насилия, не могли не оказать негативного влияния на духовное развитие молодежи. В результате отсутствия систематической духовно-нравственной работы с детьми и подростками повсеместно растет преступность и наркомания, происходит утрата традиционных этических норм взаимоотношений, падает социальная коммуникабельность, ставя под сомнение возможность сохранения национальной самобытности и духовности.
Негативные тенденции в области воспитания подрастающего поколения не могут не беспокоить общественность. Происходящее глубоко волнует не только педагогов и тех, кто по долгу службы занимается подростками и молодежью - тревогу выражают родители, представители государственных структур, общественные деятели. Общество все более настойчиво выдвигает задачу повышения ответственности как государственных, так и негосударственных структур за воспитание подрастающего поколения.
Явный поворот в эту сторону делают традиционные государственные институты, в том числе и ветеранские общественные организации, объединяющие бывших советских и российских сотрудников системы ООН, накопивших немалый опыт разрешения конфликтов и кризисных ситуаций в ходе миротворческих и гуманитарных миссий мирового сообщества.
Еще в недалеком прошлом военно-патриотическое воспитание молодежи было распространено достаточно широко. Сегодня идет поиск новых форм и методов работы по воспитанию молодежи в принципиально новых социально-экономических условиях. При этом большое значение для строительства в стране гражданского общества приобретает вопрос организации воспитания подрастающего поколения в духе миротворчества. Под этим термином подразумевается воспитание в духе мира и ненасилия, международного взаимопонимания и сотрудничества, уважения чести и достоинства других, понимания и осуществления каждым своих прав и обязанностей гражданина своей страны и международного сообщества. От решения этой задачи будет во многом зависеть стабильность и гражданское согласие в будущем.
Одним из направлений таких поисков является ведущаяся в Москве и Московской области работа по организации движения юных миротворцев, которое начало складываться в России в конце 90-х годов в результате осознания в педагогической среде важности идей культуры мира и толерантности, сформулированных ЮНЕСКО и системой ООН.
Большое значение для возникновения молодежных миротворческих организаций имело провозглашение 2000 года Международным годом Культуры мира, а также реализация Программы “Культура мира в России - год 2000”, которая получила широкую поддержку как на федеральном, так и региональном уровнях. Трудно переоценить роль и значение для воспитания подростков столицы и стратификации движения юных миротворцев Комплексной городской программы “Москва на пути к культуре мира”, предусматривающей проведение целого ряда мероприятий миротворческого содержания.
Непосредственное формирование клубов и организаций юных миротворцев в Москве и Московской области происходило при поддержке Правительства Москвы и администрации Московской области на базе Музея миротворческих операций Союза миротворцев, расположенного в Российском центре подготовки военных наблюдателей ООН (г.Солнечногорск), в результате реализации проекта “Модель миротворчества ООН”, занявшего в 1998 году 3-е место на Первом Всероссийском конкурсе “Лучшие проекты по международному сотрудничеству в сфере образования”, организованном под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.
Проект “Образовательно-спортивная игра “Модель миротворчества ООН”, был разработан ветеранами миротворческих и гуманитарных миссий ООН и предусматривает обучение детей и подростков методам несилового разрешения конфликтов и кризисных ситуаций на основе изучения опыта миротворческой деятельности мирового сообщества. При этом разработчики проекта исходили из того, что развитие теории и практики Культуры мира базируется на опыте деятельности Организации Объединенных Наций по укреплению мира, что вполне естественно.
Доказательством правильности такого подхода стал положительный опыт проведения в мае 1998 г. Московской областной образовательно-спортивной игры “Модель миротворчества ООН - 1998”, организованной Музеем миротворческих операций и центром “Этносфера” при содействии Информационного центра ООН в Москве, МИДа РФ, МВД РФ и Минобороны РФ. В ходе игры команды юных миротворцев из 10 районов Подмосковья узнали много нового о деятельности мирового сообщества в сфере миротворчества, приобрели практические навыки урегулирования конфликтов на 2-дневных миротворческих учениях. Главным результатом игры стало то, что в Подмосковье образовалось несколько коллективов юных миротворцев, заинтересованных в изучении теории и практики миростроительства ООН.
Подведя итоги этого мероприятия и высоко их оценив, Московский комитет образования, Комитет по делам семьи и молодежи и Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы выступили инициаторами проведения в июне 1999 года образовательно-спортивной игры “Модель миротворчества ООН - 1999” с участием в ней команд школ и молодежных клубов Москвы и Московской области. Игра проводилась на основе экспозиции Музея миротворческих операций в Российском центре подготовки военных наблюдателей ООН (г.Солнечногорск).
Программа игры была составлена таким образом, чтобы юные миротворцы, помимо оздоровительных и спортивных мероприятий, приобретения навыков ликвидации последствий стихийных бедствий (медицинская подготовка, противопожарные меры, вождение автомобиля), имели возможность достаточно полно узнать о деятельности ООН на всех этапах миротворческого процесса (превентивная дипломатия, поддержание мира, постконфликтное миростроительство). С этой целью проводились: брейн-ринг на тему “Миротворчество ООН на пороге XXI века”, встречи с российскими миротворцами “Международный опыт урегулирования межнациональных и межэтнических конфликтов”, конкурс стенных газет “Листок юного миротворца” а также миротворческие учения на местности “На службе мира - 1999”.
В дальнейшем, ежегодное проведение игры «Модель миротворчества ООН» стало доброй традицией, в результате которой в Москве и Московской области сформировался коллектив педагогов единомышленников, объединенных идеей гражданского воспитания детей и подростков в духе миротворчества.
В настоящее время в Сеть школ мира, созданную для дальнейшего развития игры «Модель миротворчества ООН» как модели гражданского воспитания в духе миротворчества входит 33 образовательных учреждения города Москвы и Московской области.
Опросы и анкетирование детей и подростков, участвующих в проекте, свидетельствуют о том, что молодое поколение находится в постоянном поиске своего положительного героя. Представляется, что образ миротворца при определенных обстоятельствах может оказаться тем духовно-нравственным ориентиром, который необходим для организации гражданского воспитания детей и подростков.
В ходе реализации проекта появился и был принят в среде участников игры (детей и педагогов-воспитателей) термин “юный миротворец”, обладающий интеграционными возможностями. С его помощью образовывались новые словосочетания, такие как юные миротворцы-десантники, юные миротворцы-скауты, юные пионеры-миротворцы, юные миротворцы-кадеты и другие, не вызывавшие негативной реакции со стороны школьников и педагогов-воспитателей.
В ходе проекта было опробовано два варианта подготовки юных миротворцев, рассчитанные на различные группы молодежи. Первый вариант - для членов военно-патриотических объединений, который осуществлялся с опорой на структуры Министерства обороны, второй вариант - для школьников, не имеющих военно-технических знаний и умений, который осуществлялся с опорой на гражданские структуры. Оба варианта получили дальнейшее развитие при организации воспитательной работы в школах и молодежных клубах.
Устойчивый интерес детей и подростков к миротворческой тематике, а также саморазвитие молодежных миротворческих организаций в 1998-2002 годах свидетельствуют о востребованности идеи воспитания в духе миротворчества в системе образования Московского региона.
Календарь событий
Организации, работающие в интересах детей