Аналитика
Юрий Тамберг. ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач
ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. Это наука о развитии сильного мышления, то есть умения хорошо решать творческие задачи любой сложности в любой области деятельности, чтобы в жизни делать меньше ошибок.
ТРИЗ создана в пятидесятых годах талантливым человеком – ученым, писателем-фантастом, инженером и изобретателем Генрихом Альтшуллером для решения изобретательских задач в технике на основе анализа сотен тысяч патентов и авторских изобретений. Но в настоящее время ТРИЗ нашла много приложений в педагогике, в науке, в бизнесе, в психологии, в искусстве... ТРИЗ называют Общей теорией сильного мышления и Общей теорией творчества. Считают, что в конечном итоге, ТРИЗ должна превратиться в неотъемлемую часть общечеловеческой культуры.
ТРИЗ основана на идеях диалектики и логики, системного подхода и функционального анализа, на объективных законах Природы и развития систем, на законах психологии…
Система ТРИЗ довольно обширна. Перечислим ее составляющие: классическая «железная» ТРИЗ; Алгоритм Решения Изобретательских Задач (АРИЗ); Теория развития творческой личности – ТРТЛ; Функционально-стоимостной анализ - ФСА; курс Развития творческого воображения – РТВ; компьютерные программы «Изобретающая машина», созданные по принципу «садись за компьютер и изобретай»; Законы развития технических систем (ЗРТС); Вепольный анализ; Система Стандартов на решение задач; 40 приемов разрешения противоречий; Списки физических, химических, геометрических, биологических эффектов; приложения ТРИЗ в педагогику, бизнес, науку, искусство…
Изучение ТРИЗ занимает от 40 до 240 часов.
ТРИЗ утверждает:
1) Если условия задачи не противоречат законам Природы, то задача имеет решение! Иначе говоря, в жизни нет ничего невозможного, если это не нарушает объективных законов природы.
2) Сильное мышление – это умение хорошо решать любые задачи: социальные, педагогические, технические, семейные, экономические… Главное отличие ТРИЗовского мышления от других видов мышления - это сознательное УПРАВЛЕНИЕ процессом своего мышления, это мышление по законам, АЛГОРИТМАМ и правилам, помогающим генерировать сильные идеи. Вообще говоря, управлять надо любым процессом, чтобы он не перерос в катастрофу, а если мы научимся управлять разумом, то будем управлять и жизнью!
3) В отличие от логических и математических задач, имеющих алгоритм решения и одно правильное решение, ТВОРЧЕСКИЕ задачи, имеют много правильных решений (каждое для своих конкретных условий), но не имеют алгоритма решения. А ТРИЗ предлагает алгоритмы, резко повышающие эффективность решения творческих задач.
4) Для улучшения системы нужно найти ресурс: это вещества, поля, информация, воля. знания… Мы живем в мире следствий, поэтому ТРИЗ предлагает найти первопричину появления задачи и ее ликвидировать. Отсюда следует, что самый сильный ресурс, в той части системы, которая явилась причиной появления задачи. Ты виновата – в тебе и ресурс. Если ресурса нет, тризовец его создает.
5) "ТРИЗовское" решение проблем - это решение, когда становится предельно хорошо ВСЕМ участникам проблемы (Принцип «И-И») - И этому, И этому, И этому…, причем каждому по максимуму. При ТРИЗовском мышлении должны работать И левое, И правое полушария, И память, И внимание, И воображение, И воля, и вообще, все качества личности. Самые сильные решения дает объединение и ресурсов, и приемов решения, и методик...
6) ТРИЗ предлагает «принцип идеальности». Это ситуация, когда задача решается САМА, "без ничего", силой ума. Это невозможно, но к этому надо стремиться как к конечной цели. Каково ИКР, таково бывает и решение. ТРИЗ предлагает около 100 конкретных приемов (принципов) приближения к идеалу, без перебора вариантов.
7) Любую систему можно улучшить и пределов улучшения нет. Можно улучшить даже только что улучшенную систему, но для этого нужно найти новый ресурс.
8) ТРИЗ учит не только хорошо и стабильно решать уже возникшие задачи, но и ПРОГНОЗИРОВАТЬ появление новых задач, чтобы не допускать их появления или решать проблемы на "ранних подступах". ТРИЗовцы говорят, что лучшее решение проблемы - это когда проблема и не возникла. Здесь уместно вспомнить, чем отличается умный человек от мудрого: "Умный знает, как решить проблему, а мудрый знает, как в нее не попасть". Мудрость – это предвидение. Этому помогают ТРИЗовские Законы Развития Технических Cистем (ЗРТС)
9) ТРИЗ учит: "Нет такого вреда, который бы нельзя было обратить в пользу (хотя бы частично) и наоборот, нет такой пользы, которая не несла бы в себе вреда".
10) Проанализировав сотни биографий великих людей человечества, Альтшуллер, составил Жизненную Стратегию Творческой Личности (ЖСТЛ). Творческая личность, это личность, нашедшая Достойную Цель жизни. ЖСТЛ учит, как найти ДЦ и ее реализовать.
11) Очень важно, чтобы человек с раннего детства не боялся фантазировать, генерировать смелые идеи «из головы» поэтому в ТРИЗ есть очень важный раздел: РТВ – Развитие Творческого Воображения, где предлагаются десятки приемов и способов, стимулирующих воображение.
12) Практика решения изобретательских задач показывает, что зачастую сильные решения задачи связаны с использованием эффектов, выходящих за пределы специальности решающего. Поэтому в рамках ТРИЗ были созданы указатели различных явлений и эффектов: физических, химических, геометрических. Ведется работа над созданием информационных фондов в областях бизнеса, художественных и литературных системах.
Очень важно, что даже при скромных способностях, зная ТРИЗ, можно успешно решать очень сложные задачи. Любопытное наблюдение: в сильных решениях в любой области жизни и знания можно найти приёмы ТРИЗ, а во всех слабых решениях можно найти нарушения правил ТРИЗ. ТРИЗ нужно изучать в любом возрасте, но особенно эффективно, если начинают обучать детей с самого раннего детства, с двух-трех лет, (в ТРИЗ-педагогике есть специальные методики для малышей и даже для дородового воспитания) и "оставаться в ТРИЗе" всю жизнь.
Знание ТРИЗ дает приятное чувство своей силы и уверенности, что хорошо решишь практически любую задачу и привлекательность для окружающих, которая вытекает из острого ума, находчивости, успеха, оптимизма и радостного отношения к жизни.
В целом, мировоззрение ТРИЗ - это АКТИВНАЯ ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ жизненная позиция и четкое знание ответов на вопросы: Что я хочу, что мне надо? Кто я есть?, Что надо делать?, Зачем это делать? (Это важнейший целевой вопрос), КАК ДЕЛАТЬ? (Это методический, ТРИЗовский вопрос). Из чего делать? (Ресурсный вопрос).
ТРИЗ не приемлет распространенный Российский менталитет: "авось", "небо в алмазах, но завтра", "бунт на кухне", "все плохо и ничего изменить нельзя", "а что я могу сделать?".
В заключение, перечислим основные качества творческой личности, для развития которых у ТРИЗ есть эффективные методики, это: мышление (системное, диалектическое, функциональное, логическое, ТРИЗовское), умение решать творческие задачи, воображение, фантазия, память, внимание, смекалка, волевые и исполнительские качества, чувство юмора, умение общаться, умение планировать и предупреждать катастрофы, умение выбрать Достойную цель и, конечно, воспитание нравственности, как самого важного качества человека.
Воспитатели, учителя, врачи не имеют права на ошибку! Поэтому им нужно знать ТРИЗ.
Тамберг Юрий Гергардович, председатель Новгородской Областной общественной организации ТРИЗ, к.т.н., с.н.с, член Совета Российской Ассоциации ТРИЗ. Тел.(8162)620261. Mail: tamberg@novgorod.net
Календарь событий
Организации, работающие в интересах детей