Аналитика
Б.Л. Альтшулер, С.И. Пронина, С.А. Колосков, М.Ф. Терновская. Открытое письмо. SOS: Спасти патронат!
В.В. Путину,
Президенту Российской Федерации
Д.А. Медведеву,
Избранному Президенту Российской Федерации
В.А. Зубкову,
Председателю Правительства Российской Федерации
С.М. Миронову,
Председателю Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации
Б.В. Грызлову,
Председателю Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации
Ю.Я. Чайке,
Генеральному прокурору РФ
Депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
6 апреля 2008 г.
9 апреля с.г. в Государственной Думе назначено рассмотрение во втором чтении проектов Федерального закона № 184675-4 «Об опеке и попечительстве» и сопутствующего Федерального закона № 184681-4. Законопроекты подготовлены Комитетом Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству (отв. депутат Крашенинников П.В.). В них частично учтена озабоченность общественности - снят запрет на негосударственные приюты и устанавливается, что закон не имеет обратной силы в отношении приемных семей, образованных до 1 июня 2008. Но во многих других планах эти законопроекты сохранили деструктивные позиции первичных вариантов 2005 и 2007 гг.
С принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве», тем более в Год Семьи России, связаны большие общественные ожидания, выраженные в том числе в известных заявлениях Общественной палаты Российской Федерации. Речь идет об острой необходимости совершенствования законодательной базы для развертывания в масштабах страны работы по профилактике социального сиротства, детской безнадзорности и семейному устройству сотен тысяч детей – воспитанников домов ребенка, интернатов и приютов. Однако предложенные Комитетом Госдумы законопроекты не только не содержат федеральной законодательной базы социального патроната и патронатного воспитания, но напротив включают ряд норм, которые с неизбежностью приведут к прекращению работы по патронату в регионах России.
Данные законопроекты сделают недействительными договора о патронатном воспитании, в результате чего будут расформированы все 3607 ныне существующих патронатных семей, в которых воспитываются 5124 детей. Дело в том, что законопроекты вводят норму «патронатное воспитание» как разновидность «опеки по договору», что потребует от патронатных семей возвращения детей в интернаты до заключения новых договоров на совершенно других условиях, исключающих, согласно законопроектам, из числа субъектов договора профессиональную сопровождающую организацию по патронату.
Законопроекты игнорируют суть патронатного воспитания, которое в отличие от приемной семьи заключается в солидарной ответственности и разграничении прав и обязанностей по защите прав и интересов ребенка между патронатным воспитателем и организацией по патронату, зафиксированных в договоре о патронатном воспитании. Это позволяет успешно решать зачастую непростые проблемы, возникающие при передаче ребенка в семью, особенно когда это ребенок из социально-неблагополучной семьи или выросший в детском доме, или с ограниченными возможностями здоровья, а таких среди детей-сирот более 90%. Принятие законопроектов, разработанных Комитетом Госдумы, прекратит деятельность организаций, осуществляющих патронатное воспитание, они утратят многоплановый функционал, возлагаемый на них в соответствии с договором о патронатном воспитании.
Между тем организации по патронату практически доказали, что в семью можно устроить КАЖДОГО ребенка – отказного малыша, подростка, инвалида, с проблемами в обучении и т.п. На существующих площадках по патронатному воспитанию созданы правовой, финансовый, организационный механизмы, отработаны технологии восстановительной работы с кровными семьями и сопровождения принимающих семей. Это российское Ноу-Хау с 95% успеха, практическим отсутствием возвратов детей, это реальный способ исполнения Поручения Президента России «создать такой механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях» (Послание Федеральному Собранию РФ, 10.05.2006). Модель таких профессиональных организаций по опеке и попечительству уже тиражируема, ее можно внедрить по всей стране, быстро и безопасно вывести детей из приютов и интернатов в семьи, одновременно создавая простроенную систему сопровождения, при минимуме дополнительных бюджетных расходов. Внесенные Комитетом Госдумы законопроекты исключают возможность такой общероссийской реформы.
Успешный региональный опыт работы по патронату положен в основу разработанного в Минобрнауки России по поручению Д.А. Медведева от 8 июня 2007 г. проекта Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования работы по профилактике социального сиротства и развития семейных форм устройства детей». Позже основные положения этого законопроекта были переработаны в виде поправок ко второму чтению проектов указанных выше Федеральных законов и 12 марта с.г. представлены в Правительство РФ. Однако против этих предложений выступило, за подписью двух сразу ушедших в отставку заместителей Министра, Минздравсоцразвития России, тогда как другие министерства согласовали законопроекты.
Минздравсоцразвития настаивает, что вся необходимая работа в отношении семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, учреждениями социальной защиты ведется успешно и не требует дополнительного законодательного регулирования. Вместе с тем по данным государственной статистики около 80% детей, оставшихся без попечения родителей, являются социальными сиротами, и ежегодно растет число детей, родители которых лишены родительских прав, с 2003 по 2007 годы оно увеличилось на 16 тысяч человек; сотни тысяч детей из социально неблагополучных семьей становятся безнадзорными.
Мы просим отказать в поддержке законопроектам № 184675-4 ФЗ «Об опеке и попечительстве» и № 184681-4 ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве», представленным их авторами во втором чтении, и поддержать поправки, внесенные в Правительство Российской Федерации Минобрнауки России письмом № МОН-П-59 от 12.03.2008, которые содержат федеральную законодательную базу патронатного воспитания и социального патроната.
Б.Л. Альтшулер, С.И. Пронина, РОО «Право ребенка».
С.А. Колосков, Ассоциация родителей детей-инвалидов МООИ «Общество Даун синдром».
М.Ф. Терновская, директор детского дома № 19 г. Москвы, НКО «Наша семья».
Эксперты Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социальной и демографической политики, члены Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ и члены Всероссийского Союза «Гражданское общество – детям России».
Календарь событий
Организации, работающие в интересах детей