Аналитика
Б.Л. Альтшулер, С.И. Пронина, С.А. Колосков, М.Ф. Терновская. Открытое письмо с просьбой узаконить патронат и профессиональные службы по опеке и попечительству
11 апреля 2008 г.
В.В. Путину,
Президенту Российской Федерации
Д.А. Медведеву,
Избранному Президенту Российской Федерации
С.М. Миронову,
Председателю Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации
Членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Ряды противников патроната дрогнули! Но пока устояли. После трех лет поистине провальной работы над проектом ФЗ № 184675-4 «Об опеке и попечительстве» и сопутствующим ФЗ № 184681 «О внесении изменений…» их авторы в авральном порядке, накануне голосования во втором чтении внесли в проект ФЗ «Об опеке и попечительстве» положения, которые выглядят как уступка идеям патроната и обязательного профессионального обеспечения деятельности по опеке и попечительству (дополнение о патронатных семьях в ст. 32 о вступлении закона в силу и установление в ч. 4 ст. 6, что порядок деятельности профессиональных организаций по выявлению лиц, нуждающихся в опеке, подбору и подготовке будущих опекунов определяется Правительством Российской Федерации). Однако осталась неизменной главная концепция законопроекта, состоящая в том, что всю ответственность по защите прав и интересов ребенка, постоянно находящегося в семье, ВСЕГДА И ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ несут только родители - кровные либо замещающие.
Исходя из этой сугубо прямолинейной, не позволяющей разрешать множество трудных жизненных ситуаций концепции, авторы законопроектов отказались узаконить назначаемую органом опеки и попечительства норму «социального патроната» - как правового основания для социального вмешательства в семью в целях ее восстановления и предотвращения сиротства детей. Между тем, как заявил в своем выступлении в Совете Федерации 28 февраля с.г. Генеральный прокурор Ю.Я. Чайка «Возрастает число детей, изъятых из семьи в связи с царящей там нетерпимой, асоциальной обстановкой и проявлениями по отношению к ним насилия и жестокости. В 2005 году изъято почти 70 тысяч детей, в 2006 году число таких детей возросло до 74, в 2007 году – почти 78 тысяч».
Действующее федеральное законодательство узаконило, регламентировало деятельность гигантского «пылесоса», изымающего детей из неблагополучных семей, а столь насущных правовых оснований для осуществления профилактической работы с семьями, где живут дети, данные законопроекты не создают.
Исходя из той же негибкой установки авторов этих законопроектов, патронатное воспитание определено как форма опеки по договору (ч. 1, ст. 14 проекта ФЗ «Об опеке и попечительстве»), в то время как определение опеки, в любой её форме, данное в ст. 2 того же законопроекта, устанавливает однозначно, что на патронатного воспитателя возлагается ВСЯ ответственность за ребенка. Торжествует принцип «или-или» (или учреждение, или предоставленная самой себе «полноценная» семья), не оставляющий, например, детям-инвалидам - воспитанникам детских домов интернатов или отказным младенцам без статуса и т.п. никаких шансов на воспитание, вырастание в семейной обстановке. Законопроект выхолащивает главное содержание любого договора о патронате – разграничение прав и обязанностей по защите прав ребенка между патронатными воспитателями и юридическим лицом – учреждением по патронату. Поскольку законопроекты ничего не говорят о такой «сопровождающей» профессиональной организации как субъекте договора о патронатном воспитании, то в день вступления в силу этих законов автоматически потеряют силу все договора о патронатном воспитании, заключенные на основании региональных законов о патронате во многих субъектах РФ.
И не случайно, что в число разрешенных частью 4 статьи 6 проекта ФЗ «Об опеке…» функций профессиональных организаций, оказывающих содействие деятельности по опеке и попечительству, авторы не включили сопровождение семей после устройства в них ребенка. И также не случайно, что авторы этих законопроектов отвергли императивное, обязывающее действовать обобщающее определение «дети, нуждающиеся в помощи государства».
Таким образом, в основу этих законопроектов положен заведший страну в тупик прин¬цип невмешательства государства ни при каких обстоятельствах в дела семьи, в которой живут дети. Сохраняется ситуация, когда «единственным способом правового реагирования государства на неблагополучную ситуацию в семье является изъятие из нее ребенка, что лишь увеличивает число детей, оставшихся без попечения родителей» (из Доклада Уполномоченного по правам человека в РФ за 2007 г.). Законопроекты консервируют административный подход в ущерб развитию профессиональной работы с детьми и семьями, в этом нуждающимися.
Указанные принципиальные недостатки рассматриваемых законопроектов можно устранить путем внесения в принятый во втором чтении проект Федерального закона № 184675-4 «Об опеке и попечительстве» следующих поправок.
1. Статью 2 «Основные понятия…»:
а) дополнить пунктом 3) следующего содержания:
«3) опека или попечительство по договору – форма опеки или попечительства, при которой допускается определенное договором разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов опекаемого (подопечного) между опекуном (попечителем) и организацией по опеке и попечительству;».
б) пункты 3), 4), 5) считать соответственно пунктами 4), 5), 6).
в) дополнить пунктом 7) следующего содержания:
«7) организация по опеке и попечительству – лицензированная некоммерческая организация, осуществляющая по соглашению с органом опеки и попечительства деятельность по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, по подбору и подготовке опекунов (попечителей), сопровождению принимающих семей при установлении опеки или попечительства по договору, а также по осуществлению социального патроната;».
г) дополнить пунктом 8) следующего содержания:
«8) социальный патронат – форма охраны интересов несовершеннолетних, проживающих в семье, родители (иные законные представители) которых не исполняют своих обязанностей по их воспитанию и/или обучению и/или содержанию, при которой между органом опеки и попечительства, организацией по опеке и попечительству и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего заключается договор на совершение действий в его интересах».
2. Часть 4 статьи 6 изложить в следующей редакции:
«4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, по обследованию условий жизни этих граждан и дачи заключений о возможности граждан быть опекунами или попечителями, по осуществлению психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, а также последующего мониторингового обследования условий содержания, воспитания, образования и развития лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство по договору (патронатное воспитание), а также по осуществлению социального патроната, могут осуществляться организациями по опеке и попечительству (воспитательными, образовательными учреждениями, лечебными учреждениями, учреждения социальной защиты населения и другими аналогичными юридическими лицами, имеющим организационно-правовую форму учреждения, либо иными некоммерческими юридическими лицами, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы); порядок лицензирования и деятельности организаций по опеке и попечительству устанавливается Правительством Российской Федерации.».
3. В части 1 Статьи 8 законопроекта:
а) в абзаце первом после слова «попечительства» дополнить словами «, социального патроната, принятие и пересмотр плана мероприятий по защите прав и интересов ребенка».
4. В Статье 10 законопроекта:
а) в части 8 после слов «нескольких опекунов или попечителей» дополнить словами «, физических или юридических лиц»;
5. В части 5 статьи 11 законопроекта
а) часть пятую статьи 11 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«При передаче ребенка на патронатное воспитание выполнение обязанностей опекуна (попечителя) возлагается на патронатного воспитателя и организацию по опеке и попечительству в порядке, определяемом Семейным кодексом Российской Федерации.».
Соответствующие поправки должны быть внесены и во внесенный Комитетом Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству проект федерального закона № 184681-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве».
Б.Л. Альтшулер, С.И. Пронина, РОО «Право ребенка».
С.А. Колосков, Ассоциация родителей детей-инвалидов МООИ «Общество Даун синдром».
М.Ф. Терновская, директор детского дома № 19 г. Москвы, НКО «Наша семья».
Эксперты Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социальной и демографической политики, члены Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ и члены Всероссийского Союза «Гражданское общество – детям России».
Календарь событий
Организации, работающие в интересах детей