Реклама

Конференции, семинары

Создание благоприятных условий для поддержки семей, воспитывающих детей, снижение социального сиротства и безнадзорности. Резолюция Круглого Стола Гражданского Форума


ПРЕДЛОЖЕНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА



«Создание благоприятных условий для поддержки семей, воспитывающих детей,

снижение социального сиротства и безнадзорности»



В сегодняшней России семья и семейные отношения подвергаются особой опасности. Проблемы основной массы современных российских семей хорошо известны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, малодетность, насилие над детьми, дисгармония межличностных отношений, отсутствие взаимоуважения, пьянство. Семья, лишенная государственной патерналистской опеки и жесткого государственного контроля, не обрела самоценности и самодостаточности, в то время как государство, способствуя своей политикой разрушению семьи, ее деградации, с упорством, достойным лучшего применения, пытается сохранить свою патерналистскую позицию, продолжает рассматривать семью как объект управления, принуждения, благодеяния, репрессии. И до тех пор, пока российская семья не станет полноправным субъектом общественной жизни, пока родители не обретут действенные права и реальные возможности растить и воспитывать здоровых детей в атмосфере любви и достатка, - до тех пор семья не станет действительно ответственной перед своими членами и обществом за благополучие растущих в ней детей. Но это возможно лишь в условиях, когда государство осознает себя в отношениях с семьей равноправным партнером, а государственные и общественные институты – призванными служить семье, а не управлять ею. Тем самым реализуется принцип субсидиарности, без последовательного воплощения которого невозможно построение демократического общества.

В цивилизованных странах защиту детства в основном берет на свои плечи гражданское общество, неправительственные организации. В России организации третьего сектора не могут встать на ноги и стать действенной силой без заинтересованной поддержки государством. Мало того, что организации третьего сектора, так хорошо зарекомендовавшие себя в решении основных социальных проблем в развитых демократических странах, в России лишены реальной и системной государственной поддержки. Патерналистская зависимость родителей не позволяет и им быть полноценными партнерами в работе с собственными детьми. К общественным организациям многие родители относятся так же потребительски, как и к государственным. В сегодняшней России равнодушие общественного мнения к проблемам детской жизни предопределено массовой нищетой и бесперспективностью существования взрослых.

Значительные разрушения последнего десятилетия в жизни взрослых повлекли за собой еще более тяжелые последствия для детей. Уже в младенческом возрасте (и даже раньше) ребенок сталкивается с тем, что не может без угрозы своему здоровью и самой жизни пользоваться наиболее надежной основой его жизни – материнскими ресурсами. Подавляющее большинство младенцев рождается уже больным или предрасположенным к получению самых различных комплексов хронических заболеваний в будущем. Для основной массы семей рождение ребенка – непосильная задача. Родители чаще всего не в состоянии осознать само наличие фундаментальных проблем жизнедеятельности своих детей.

Государственная система дошкольного и школьного образования вносит свою лепту, и в результате к моменту окончания школы полностью здоровыми могут быть признаны только 14% учащихся. Но приобретение последнего времени – детская наркомания, принимающая характер эпидемии, – вполне способно ухудшить и этот показатель.

Неблагоприятно складывается ситуация и с общественным осознанием семейных и детских проблем. Деятельное население вынуждено заботиться в первую очередь о выживании. Разрешение детьми и вообще слабыми людьми своих самых насущных проблем остается на периферии общественного внимания. Естественно, что политики, следуя политической конъюнктуре, не стремятся уделять этой проблематике внимания, адекватного ее значимости.

К сожалению, в России мало кого глубоко и серьезно заботят запросы детства и семьи. Действующие государственные институты, призванные отвечать на эти запросы, работают преимущественно в старой, распределительной, советской логике, а не организуют самодеятельность граждан по решению самых важных задач жизни общества. Корпоративные интересы государственной машины как были, так и остаются главенствующими. Поэтому учреждения, не связанные с человеком как будущим налогоплательщиком, существуют на остаточном принципе. Государством в лице его различных институтов власти и управления до сих пор не осознано, что только построение развитого гражданского демократического общества дает возможность разрешения основных межчеловеческих противоречий, т.к. на это способны только люди, ставшие реальными хозяевами своей жизни.

Почему мала эффективность многообразных усилий различных ведомств, государственных учреждений, работающих в сфере детства? Основные причины:

а) ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность в организации деятельности;

б) отсутствие организационно-методических системных подходов в реализации межпрофессионального взаимодействия как в деятельности учреждений, так и в подготовке кадров;

в) отсутствие профилактической направленности в работе с детским населением и семьей (все силы брошены на те или иные формы коррекции - медицинской, воспитательной, социальной и т.д., что малопродуктивно и экономически нецелесообразно, но выгодно ведомствам, которые, как это ни парадоксально звучит, объективно заинтересованы в пополнении контингентов дизадаптированных детей, что оправдывает все новые и новые финансовые запросы для развития коррекционной в широком смысле этого слова системы - интернатов, вспомогательных школ, специальных воспитательных учреждений, реабилитационных центров и т.п.);

г) отсутствие реально действующей и целесообразно организованной реабилитационной системы, поскольку многие учреждения, декларирующие свою реабилитационную направленность, в действительности являются в лучшем случае лишь «нишами», где скапливаются дети, выброшенные из естественной жизни;

д) отсутствие широкой и рационально организованной поддержки общественных инициатив, деятельности негосударственных организаций, а в общем плане - неприятие (а нередко и противодействие) участия гражданского общества в защите детства и семьи;

е) субъективизм и, возможно, субъективная заинтересованность в выборе негосударственных организаций для сотрудничества с государственным ведомством.

Этому способствуют и объективный фактор самозащиты, самосохранения ведомства, и субъективный - преобладания приоритетов государства над приоритетом личности и гражданского общества в сознании многих функционеров и в системе государственного управления целом.

Участники КРУГЛОГО СТОЛА,
признавая:
- приоритетность защиты прав ребенка для обеспечения развития и будущего России;
- роль семьи, как наиболее приемлемого общественного института для успешного воспитания, развития и интеграции ребенка в общество;
- значимость выстраивания системы взаимодействия государственных структур и негосударственных некоммерческих организаций,
считают необходимым отметить, что основными и наиболее эффективными принципами осуществления политики в отношении детей являются:
- программно-целевой подход, осуществляемый на основе открытых публичных конкурсов, участие в которых принимают организации любых форм собственности и организационно-правовых форм;

- приоритет профилактических действий в отношении негативных социальных тенденций и явлений;

- сосредоточенность действий, осуществляемых совместно государственными и негосударственными структурами, на развитие способностей детей к самообеспечению и последующей самореализации;

- интерактивный подход, подразумевающий как непрерывный общественный мониторинг и периодическую оценку положения в отношении защиты прав ребенка в России, так и направленность общих усилий на возможно более активное взаимодействие с ребенком.

Для реализации указанных принципов необходимы отбор, систематизация и распространение опыта наиболее эффективных государственных и негосударственных социальных программ и проектов в области защиты прав и законных интересов детей, подростков и молодежи по основным направлениям:

- поддержка семьи, воспитывающей детей, в интересах обеспечения здоровья, благополучия и полноценного развития будущих поколений нации;

- реализация программ здорового образа жизни подростков и молодежи;

- поддержка форм трудовой занятости подростков и молодежи;

- организация социально позитивной активности детей, подростков и молодежи через участие в культурной, творческой и спортивно-оздоровительной деятельности;

- профилактика социальной дизадаптации детей;

- эффективная медико-социальная помощь (включая реабилитацию детей-инвалидов без отрыва от семьи, содействие распространению интегрированного образования, создание безбарьерной среды, позволяющей ребенку использовать свои собственные ресурсы для полноценного развития и самореализации);

- развитие и расширение системы семейных форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения;

- социальная реинтеграция выпускников интернатных учреждений.

Исходя из сказанного участники КРУГЛОГО СТОЛА вносят предложения, для реализации которых не требуется сколько-нибудь значительное инвестирование, реализация которых возможна уже в настоящее время, в существующих российских условиях при наличии политической воли и осознания того, что:

- от решения проблем семьи и детства зависит само существование России как государства;

- без поддержки детей, подростков и молодежи, без особого внимания семье общество обречено на физическую, интеллектуальную и нравственную деградацию;

- без инвестиций в образование и развитие подрастающих поколений Россия превратится в государство с отсталой сырьевой экономикой.



Наши предложения:

1. Создание при Президенте РФ Общественного совета по проблемам детства. Его основные функции – экспертиза законопроектов, государственных целевых социальных программ, разрабатываемых, принимаемых и реализуемых в отношении несовершеннолетних (в первую очередь, программы «Дети России»), экспертиза общественных инициатив и программ, направленных на решение задач защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и обеспечения их наилучшего развития, с целью последующей возможной доработки и реализации указанных программ через механизмы грантового финансирования; экспертиза деятельности СМИ исходя из интересов ребенка и семьи; лоббирование интересов детства и семьи в законодательных органах РФ; организация создания Федеральной информационно-ресурсной сети общественных организаций, действующих в сфере детства.

2. Участие Президента РФ в Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной проблемам защиты детства.

3. Укрепление конструктивного взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и структурами по программам, осуществляемым в интересах детей, в первую очередь через систему государственного социального заказа. Разработка и принятие Федерального (и соответствующих региональных) закона «Об основах системы взаимодействия органов власти Российской Федерации с негосударственными некоммерческими организациями», в котором были бы регламентированы такие современные социальные технологии, как грантовые конкурсы, социальный заказ, «прозрачный бюджет», ярмарки социальных проектов, фонды местного сообщества, общественные советы и другие, а также конституировано равенство юридического статуса государственных и негосударственных некомерческих организаций, оказывающих помощь детям. Дополнение Бюджетного кодекса нормой о возможности передачи бюджетных средств негосударственным некоммерческим организациям, реализующим на публичной конкурсной основе государственный социальный заказ. Введение в Налоговое законодательство нормы, учитывающей специфику некоммерческой деятельности, в том числе при реализации негосударственными некоммерческими организациями государственного социального заказа.

4. Развитие трехстороннего партнерства, в том числе через законодательно закрепленное стимулирование государством благотворительности в интересах детей и через поддержку социально ответственным бизнесом соответствующих гражданских инициатив.

5. Воссоздание в России системы ювенальной юстиции.

Российская судебная система, нормативно-правовая база, регулирующая государственную политику в отношении детей, и правоприменительная практика должны быть приведены в соответствие с Конвенцией о правах ребенка и другими международными правовыми нормами, принятыми в отношении несовершеннолетних и признаваемыми Российской Федерацией. Необходимо создание кадровой основы для реализации социально-правовых технологий, составляющих основу ювенальной юстиции.
6. Законодательное внедрение институтов и эффективных механизмов государственного и независимого общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей на федеральном, региональном и местном уровнях – таких, как уполномоченные по правам детей, общественные наблюдатели и др. В частности, в дополнение к региональному закону об Уполномоченном по правам детей принятие регионального закона об общественном наблюдении за соблюдением прав и законных интересов детей.

7. Разработка и принятие Федерального Закона (и соответствующих региональных) «О государственных минимальных стандартах поддержки беременных». В настоящее время основные усилия направляются на удовлетворение медико-биологических и в меньшей мере - социально-экономических потребностей будущих матерей. Отсутствует система мер по оказанию социально-психологической поддержки беременных, по оказанию помощи кризисным категориям беременных и их семьям. Это приводит к снижению рождаемости, патологическому воздействию стрессов на беременность, увеличению болезненности новорожденных, отказу от материнства, усилению проблемы раннего социального сиротства и прочим негативным последствиям. Предлагаемый закон направлен на реализацию системы мер по поддержке социальных, семейных, личностных и биологических ресурсов женщин, необходимых для вынашивания беременности и обеспечения здоровья новорожденного ребенка. Принципы: комплексный, системный подход, дифференцированность в оказании помощи. Основные положения: а) внедрение «минимальной корзины потребностей беременной», включающей медицинские, гигиенические, социальные, психологические компоненты; б) дифференцированный принцип распределения этой «корзины»; в) создание социально-психологических служб при женских консультациях и родильных домах; г) создание «реабилитационной среды» для поддержки ресурсов беременных и молодых матерей с особыми нуждами; д) введение института «анонимных родов».

8. Внесение поправок в Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», с тем чтобы позволить Центрам временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей принимать бездомных иногородних детей в тех случаях, когда на местах не созданы другие условия для их реабилитации и возвращения в семью.

9. Внесение поправок в законодательство по медицинскому страхованию, с тем чтобы реально обеспечить возможность получения необходимой полноценной и своевременной медицинской помощи всем детям независимо от их социального статуса и экономического положения их семей.

10. Формирование правовых механизмов практической реализации статьи 18 ФЗ «О рекламе» («Социальная реклама») для пропаганды усилий общества по защите прав, свобод и законных интересов детей и их семей, для изменения общественного сознания в направлении приятия и поддержки "проблемных" детей - как наиболее значимого приоритета для безопасности и развития страны в будущем.

11. Ускорение принятия ФЗ "О государственной поддержке многодетных семей" и внесение в пенсионное законодательство положения о снижении пенсионного возраста родителям в многодетных семьях (вне зависимости от их формы) - женщинам до 50 лет, мужчинам до 55 лет.

13. Возвращение федеральным целевым программам по улучшению положения детей в РФ на 2001-2002 годы статуса Президентской целевой программы «Дети России» и разработка указанной программы на период 2003-2007 годов и ее последующая реализация на публичной конкурсной основе.

14. Создание регионального общественно-государственного Совета по проблемам детства и семьи. Его основные функции: формирование региональной семейной политики, совершенствование регионального законодательства в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, разработка и руководство реализацией целевых комплексных региональных программ в области детства и семьи, осуществление на конкурсной основе финансирования и контроля за исполнением данных программ, осуществление мониторинга ситуации детства и семьи с регионе.

15. Организация постоянно действующих интерактивных переговорных площадок между федеральными (региональными) ведомствами и представителями общественных организаций по обсуждению ведомственных законодательных инициатив, нормативных актов, программ и проектов в области защиты прав и законных интересов детей.

16. Реализация комплекса законодательных и организационных мер по поддержке молодой семьи: выделение кредита на приобретение квартиры с дифференцированным погашением в зависимости от количества рожденных детей; уменьшение подоходного налога в зависимости от числа детей в семье; стимулирование семейных форм труда и предпринимательства; расширение сферы надомного труда на базе современных технических средств.

17. Прикрепление реабилитационных и образовательных средств к семье ребенка-инвалида. Средства, выделяемые государством для развития и образования ребенка-инвалида, должны распределяться не через длинные цепочки чиновников, а прикрепляться непосредственно к семье. Средства должны быть направлены в виде своего рода «ваучеров», т.е. в виде, в котором их можно израсходовать только на образование и реабилитацию ребенка, направив в выбранную организацию или конкретному сертифицированному специалисту для работы с ребенком. В последние несколько лет этот организационно-финансовый механизм широко обсуждается под разными названиями – реабилитационно-образовательный полис, именные финансовые обязательства и т.п., но суть его одна: выделяемые государством на проблемного ребенка средства должны быть «привязаны» к семье этого ребенка и именно семья должна быть распорядителем этих средств. Родители сами должны осуществить выбор организации, в которую они направят эти средства. Тем самым семья не будет тратить огромные силы, чтобы добиться поступления к ней этих средств (как происходит сейчас), а будет только заботиться о том, чтобы разумным образом расходовать их. Это высвободит энергию целого сегмента гражданского общества и позволит быстро создать необходимую инфраструктуру эффективной помощи этим детям и реализации их фундаментальных прав. Таким образом запускаются все активные механизмы, свойственные гражданскому обществу: собственная активность родителей и их забота о будущем ребенка, активность профессионалов и других деятелей некоммерческого сектора, которые готовы в его рамках создавать необходимые организации. В такой ситуации начнет положительно развиваться и государственная реабилитационная система, оказавшись в конкурентных условиях.

18. Предложения Министерству образования РФ:

- ускорение (при участии общественных организаций) разработки законопроекта о введении минимальных социальных стандартов по обеспечению ребенку уровня жизни, необходимого для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;

- ввести должность "семейного педагога" для образовательной поддержки многодетных семей;

- организовать "социально-психологические школы" для родителей "проблемных" детей.

18. Предложение Министерству культуры РФ и Министерству образования РФ решить вопрос о возобновлении комплектования детских и юношеских библиотек.

19. Выведение из подчинения школьной администрации психологических и социально-педагогических специалистов, сосредоточение их в мультидисциплинарных муниципальных и региональных центрах социально-психологической помощи ребенку и семье; сотрудничество этих центров с детскими учреждениями на договорных началах.

20. Развитие сети специализированных центров для оказания экстренной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации, пережившим насилие. Разработка и реализация межведомственной программы профилактики насилия в семье и детских учреждениях, включающую, в том числе, широкое распространение в населении международных и национальных базовых документов по защите прав и законных интересов детей.

21. Системное преобразование интернатных учреждений для детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, в центры семейного устройства детей с соответствующим изменением принципов и методов их организации, финансирования и критериев оценки деятельности. Законодательное закрепление механизма содействия уполномоченными учреждениями деятельности органов опеки и попечительства по защите прав и законных интересов детей, семейному устройству детей.

22. Разработка и реализация пропаганды и образования детей и подростков по принципам толерантности в межличностных и межгрупповых отношениях, по их нравственно-культурному развитию.

23. Введение в музеях бесплатного дня в неделю для детей.

24. Создание организационных условий для реализация местных нормативных актов о выделении первых этажей жилых зданий под досуговые учреждения для детей и молодежи.





КРУГЛЫЙ СТОЛ проведен в 10-14 ч. 22 ноября 2001 г. в зале "А" Мэрии г. Москвы

Ведущие:

Е.Ю. Поплавская, президент "Ордена милосердия и социальной защиты"

(т. 402-1427, т/ф 402-1431)

А.А. Северный, президент Ассоциации детских психиатров и психологов

(т./ф. 251-4306)

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч