Конференции, семинары
Рекомендации Всероссийской конференции «Развитие постоянных форм семейного устройства детей-сирот в России» Москва, 26-27 октября 2004 г
Рекомендации Всероссийской конференции
«Развитие постоянных форм семейного устройства детей-сирот в России»
Москва, 26-27 октября 2004 г.
Справка о конференции:
Данная конференция, в которой приняли участие около 200 делегатов из 38 регионов России, была совместной российско-американской неправительственной инициативой. Организационный комитет конференции: американская НПО “Kidsave International”, РОО «Право ребенка», IREX/ARO (США), «Клуб Раисы Максимовны» (Фонд Горбачева), Юридическая фирма Coudert Brothers (США), Университет Российской Академии образования. Среди тех, кто приветствовал участников конференции и выступил на ней с докладами: Супруга посла США в России Лиза Вершбоу, Председатель Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, Председатель Общероссийского союза неправительственных организаций «Гражданское общество – детям России» Элла Памфилова, Начальник Управления по правам ребенка аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Наталья Яковлева, Заместитель Директора Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Марина Гордеева, Заместитель Директора Департамента по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Министерства образования и науки Российской Федерации Галина Тростанецкая, Заместитель Главы Администрации Пермской области по социальным вопросам Татьяна Марголина, Заместитель Главы Администрации Смоленской области Юрий Сынкин, Заместитель Директора Департамента социальной защиты населения Администрации Тюменской области Галина Калюжная, эксперты, представители НПО и СМИ федерального и регионального уровня.
Основной состав делегатов – руководители и специалисты органов образования и органов опеки и попечительства, а также органов социальной защиты, детских интернатных учреждений и социально-реабилитационных центров, представители неправительственных организаций, журналисты. Результатом обсуждений на трех Круглых столах, состоявшихся во второй день работы конференции, стали приведенные ниже предложения и рекомендации, утвержденные участниками конференции на ее заключительной пленарной сессии.
Участники конференции предлагают:
I. Необходимо реализовать Общенациональную программу по защите прав ребенка, семьи и детства, обеспечения права ребенка на семью в Российской Федерации. С этой целью:
1. Внести предложенные Министерством образования и науки изменения и дополнения в Семейный Кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности по опеке и попечительству и охране прав детей и развитие постоянного семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе на:
а) укрепление органов опеки и попечительства уполномоченными учреждениями по оказанию комплекса услуг, связанных с деятельностью по опеке и попечительству, в том числе по постоянному семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
б) учреждение патронатного воспитания как новой формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
в) учреждение семейного патроната как правовой нормы, позволяющей осуществлять раннее вмешательство и профилактически-восстановительную социальную работу с семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении, в том числе, по возможности, без отобрания ребенка у родителей;
г) ослабление ограничений для российских усыновителей по размерам дохода и размерам жилого помещения.
2. Рекомендовать повсеместное распространение позитивного опыта принятия аналогичных законодательных актов субъектами Российской Федерации.
3. Принять федеральный закон, регламентирующий деятельность по опеке и попечительству, учреждающий федеральные стандарты деятельности по опеке и попечительству. Учредить Государственный Комитет по опеке и попечительству и охране прав детей. На региональном уровне в Администрации каждого субъекта РФ создать Региональную службу по опеке и попечительству.
4. Принять пакет федеральных законов, учреждающих в Российской Федерации систему специализированного правосудия для несовершеннолетних.
5. Принять федеральный закон, регламентирующий деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в новых условиях, в том числе регламентирующий исполнение комиссиями предусмотренных федеральным законодательством государственных полномочий по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики. Рекомендовать принятие аналогичных законодательных актов субъектами Российской Федерации.
6. Не допустить принятия поправок в п. 4 ст. 292 ГК РФ, отстраняющих органы опеки и попечительства от защиты прав несовершеннолетних при совершении сделок с жилыми помещениями.
7. В связи с принятием № 122-ФЗ от 22.08.2004, согласно статьям 16, 53, 65, 68, 81, 105 которого выплата большинства социальных пособий и пенсий (государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособия опекунам (попечителям), дополнительные гарантии по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расходы на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи в период получения ими образования и т.п.), а также установление государственных стандартов социального обслуживания, становятся обязательствами субъектов Российской Федерации федеральным законодательным актом установить единый для Российской Федерации гарантированный минимальный уровень указанных выплат и стандартов.
8. Приостановить вступление в действие Закона №122 от 22.08.2004г. в части, касающейся защиты прав и интересов несовершеннолетних (в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на период до установления федеральным законодательным актом единого для Российской Федерации гарантированного минимального уровня указанных в пункте 7 выплат и стандартов.
9. Поддержать учреждение (законодательно либо временно Указом Президента России) поста Федерального Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, учреждение региональных Уполномоченных по правам ребенка во всех субъектах Федерации и создание Ассоциации региональных Уполномоченных по правам ребенка.
10. В контексте Указа Президента России о создании Общественной Палаты предусмотреть создание структурного подразделения Общественной Палаты с представлением всех регионов Российской Федерации, призванного осуществлять гражданскую экспертизу социально значимых законопроектов и программ, связанных с защитой семьи и детства. Аналогичные Общественные Палаты должны быть созданы в каждом регионе Российской Федерации.
11. Активное привлечение СМИ к проблемам семьи, профилактики сиротства и к семейному устройству детей-сирот должно стать важнейшей компонентой указанной Общенациональной программы по защите прав ребенка, семьи и детства, обеспечения права ребенка на семью в Российской Федерации.
II. Внедрить и реализовать в регионах РФ:
1. Успешные стратегии по созданию для детей-сирот постоянной семейной среды путем реализации программ краткосрочного семейного проживания, гостевых визитов, семейного наставничества и других моделей, имеющих целью стимулировать прием ребенка-сироты на постоянное проживание в семью. Установить порядок составления Плана семейного устройства для каждого ребенка – воспитанника интернатного учреждения.
2. Программы обучения специалистов (в том числе сотрудников интернатных учреждений) методам и технологиям передачи ребенка на проживание в семью, раннего вмешательства, социальной интервенции и воссоединения кровных семей. Выработать и учредить правила и социальные стандарты такой деятельности и соответствующие учебные программы.
3. Программы создания в каждом субъекте Российской Федерации Банка данных семей и детей, находящихся в социально-опасном положении.
4. Программы развития социального партнерства, привлечения к работе с неблагополучными семьями и детьми общественных инициатив. Выработка и учреждение универсальных стандартов и правил лицензирования деятельности общественных организаций по работе с биологическими и замещающими семьями.
III. Использовать СМИ, интернет для привлечения общественных инициатив в развитии внутрироссийского усыновления и других форм постоянного семейного устройства детей-сирот. С этой целью:
1. Принять Закон о социальной рекламе (либо внести необходимые дополнения в действующий Закон о рекламе) предусматривающий создание приоритетных условий для программ, поднимающих престиж семьи, рассказывающих об имеющемся позитивном региональном и муниципальном опыте защиты семьи и детства, освещающих проблемы профилактики социального сиротства и популяризирующих семейное устройство детей- сирот.
2. Реализовать программы размещения в СМИ, включая интернет, разрешенной федеральным законодательством производной информации о детях, подлежащих устройству в семью, из государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
3. Распространять и тиражировать существующий в некоторых регионах опыт сетевых проектов по проблемам семьи, профилактики сиротства и семейного устройства детей-сирот.
4. Организовывать обучающие правовые семинары для журналистов по вопросам защиты прав детей, в том числе по теме семейного устройства детей, лишенных попечения родителей.
IV. Участниками Круглых столов были высказаны также следующие актуальные в практической работе пожелания и рекомендации:
1. Все выплаты по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны осуществляться из бюджета субъекта Федерации.
2. Федеральным законодательным актом утвердить материальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде трансфертов из федерального бюджета на уровне 30-40% по нормам Постановления Правительства РФ № 409.
3. Учитывая ограниченность бюджетных средств, разрешить органам опеки и попечительства привлекать средства спонсоров и пользоваться помощью общественных организаций для проведения систематической работы по профилактике сиротства и развитию внутрироссийского семейного устройства детей-сирот (в части оказания услуг, не являющихся запрещенной федеральным законодательством посреднической деятельностью).
4. Для детей, оставленных матерями в роддомах, изменить процедуру выдачи свидетельства о рождении с целью облегчения передачи этих детей на усыновление. Для этих детей – сократить срок присвоения им гражданства Российской Федерации.
5. Издать учебное руководство для специалистов по охране прав детей.
6. Повысить уровень оплаты труда специалистов по охране прав детей.
Календарь событий
Организации, работающие в интересах детей