Конференции, семинары
Третий международный Конгресс «Мир семьи»
с 27 по 29 января 2005 г. В Московском Доме национальностей прошел Третий международный Конгресс «Мир семьи».
Организаторы Конгресса: Фонд “Мир семьи”, Европейский Институт Семейного Образования, Московский Дом национальностей, Высшая школа социально-управленческого консалтинга.
При поддержке Комитета по делам женщин, семьи и молодежи ГД ФС РФ, Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, МГРО партии «Единая Россия», Союза “Гражданское общество – детям России”.
Основные цели и задачи Конгресса:
• Содействовать укреплению престижа и роли семьи в обществе;
• Содействовать формированию и реализации эффективной семейно-демографической политики на национальном, региональном и местном уровнях;
• Содействовать развитию взаимодействия общественных и государственных структур, работающих с семьей, расширению международного сотрудничества в социальной сфере;
• Обобщить положительный российский и зарубежный опыт работы с семьей;
• Представить наиболее интересные и эффективные социальные технологии, программы и методики по работе с семьей, семейного образования и воспитания, содействовать их распространению.
В Конгресса участвовало около 200 специалистов их 30 регионов России и 6 стран ближнего и дальнего зарубежья.
В адрес Конгресса были получены приветствия от Председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Митрополита Калининградского и Смоленского Кирилла, от Бюро ЮНЕСКО в Москве (Филипп Кео), Директора Информационного центра ООН в Москве Горелика А.С., от Представителя ЮНИСЕФ в РФ Карела де Роя, секретаря Политсовета МГРО «Единая Россия» Карабасова Ю.С.
В рамках Конгресса состоялась работа 8 секций: Семья на перекрестке культур, Взаимодействие образовательных учреждений и семьи в развитии ребенка, Продолжение рода в изменяющемся мире, Дети в семье и вне семьи, Семья: медико-социальные и психологические аспекты, Молодая семья, Демографические процессы и семейная политика, Социальная работа с семьей, помощь, защита.
В рамках Творческой мастерской «Лучшие программы по работе семьей» были представлены:
1. Программа «Кроха» - Муниципальный центр диагностики и консультирования г. Новокуйбышевск, Самарская обл.
2. Программа «Сегодня подростки – завтра родители» - авторская программа семейного психолога Зыковой Н.В., г. Москва
3. Программа «Семейный лад» - семейного клуба родительского опыта «Рождество», г. Москва
4. Программа исторического образования в семье «Я и моя семья в колесе истории» - Майинской гуманитарной школы Мегтино-Кангаласского улуса Республики Саха
5. Программа «Сознательное родительство» - Центра родительской культуры «Медуница», г. Москва
6. «Экология супружества» - члена Совета директоров Европейского Института семейного образования Коллин Норман.
7. Тренинг (Институт интегративной семейной терапии) «Избранные техники системного семейного консультирования и психотерапии»
На Конгрессе были подведены Итоги Второго национального Конкурса «Лучшие российские программы для семьи» и объявлен Третий Конкурс.
ОБРАЩЕНИЕ
участников Третьего Международного
Конгресса “Мир семьи” (Москва 27-29 января 2005г.)
к Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации
г. Москва, 29 января 2005 г.
Мы, участники Третьего Международного Конгресса “Мир семьи” – ученые и специалисты-практики, представители государственных и муниципальных органов власти и учреждений, научных и учебных центров, традиционных религиозных конфессий, некоммерческих и общественных организаций, занимающихся вопросами семьи, из 30 регионов России и 6 стран ближнего и дальнего зарубежья – убеждены в том, что семья как базисный социальный институт сохраняет свою значимость, оставаясь важнейшей основой общества. Социальная защита семьи является одним из важнейших элементов ее укрепления и поддержки. Государственные органы обязаны обеспечить выполнение Законов страны, создать механизмы проведения социальной политики, а также гарантировать осведомленность населения об их правах и льготах в этой сфере.
В связи с этим мы предлагаем:
· Считать приоритетной задачей государственной семейной политики всемерное повышение престижа семьи, авторитета материнства и отцовства.
· Всемерно повышать качество жизни семьи, что неизбежно повлечет за собой повышение количества здоровых детей в семье, что в свою очередь будет содействовать выведению России из демографического кризиса.
· Создать на федеральном уровне межведомственную и координирующую структуру по охране семьи, материнства и детства с непосредственным подчинением Председателю Правительства РФ.
· Разработать и принять Федеральный Закон “Об основах государственной семейной политики в Российской Федерации”, в котором должна быть представлена новая идеология семейной политики. В том числе, в качестве критерия эффективности семейной политики необходимо рассматривать условия жизнедеятельности здоровой, благополучной, трудоспособной семьи с детьми, которая должна определяться как социальная норма, опора общества и государства. Важным условием является предание семье статуса субъекта права, признание семьи равноправным субъектом государственной семейной политики (наравне с другими субъектами, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 “Об основных направлениях государственной семейной политики”).
· Разработать и принять единый базовый Федеральный Закон “О семейных и внесемейных формах защиты детей в Российской Федерации” и внести соответствующие изменения в Семейный, Административно-процессуальный, Жилищный Кодексы, а также в другие действующие законодательный и нормативные акты, исходя из того, что в России в настоящее время более 140 Законов в области защиты прав семьи и детей, которые концептуально не объединены и не представляют собой единую систему.
· Провести экспертизу действующего законодательства и указанных законопроектов юристами, экономистами, педагогами, медиками, детскими и семейными психологами, лидерами некоммерческих и общественных организаций, работающих с семьей, с учетом демографических и социокультурных факторов, многонациональности и многоконфессиональности российского государства".
· Обеспечить в полном объеме реализацию законодательных актов Российской Федерации, направленных на поддержку и социальную защиту семьи, материнства, отцовства и детства.
· Привести в соответствие с действующим законодательством нормативные акты, обеспечивающие правовую защиту многодетных семей, семей имеющих детей-инвалидов, детей с физическими и психическими недостатками в развитии.
· Развивать и в дальнейшем во всех регионах страны Центры семьи и детства, в которых родители, дети и педагоги смогут получать необходимые юридические и психологические консультации, реабилитационные и профилактические услуги; оказывать всемерную поддержку таким Центрам.
· Содействовать созданию новых и активно поддерживать на государственном уровне существующие социально ориентированные семейные, детские и молодежные общественные организация и сообщества.
· Внести изменения в Федеральный Закон “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” и соответственно в Налоговый Кодекс Российской Федерации об уменьшении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за счет отчислений с прибыли, вносимых в общественные и некоммерческие благотворительные организации, действующие в интересах семьи и детей, оказывающие содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе, а также защите материнства, детства и отцовства.
· Ввести систему долгосрочного государственного и негосударственного страхование семей с детьми.
· Обеспечить государственные гарантии сохранения и развития системы дополнительного образования детей, обеспечение его доступности для всех желающих.
· Разработать законодательные и нормативные акты, предусматривающие ответственность СМИ за распространение информации, наносящей вред моральному и духовно-нравственному развитию ребенка, за пропаганду жестокости, насилия и всех форм сексуального развращения.
· Учредить государственно-общественную экспертизу, наблюдающую за деятельностью СМИ, с целью формирования в российском обществе приоритета нравственных ценностей, положительного опыта семейного воспитания.
· Внедрять механизмы независимого общественного контроля за соблюдением прав детей и родителей на федеральном, региональном и местном уровнях.
· Налаживать и расширять регулярный информационный обмен между организациями, работающими в интересах семьи и детей.
Дополнения в Итоговый документ
Выводы и Рекомендации из работы секции
«Семья на перекрестке культур»
В современной России сохраняются и развиваются традиционные семейные ценности народов, исповедующих разные религии, и как показал опыт нашей совместной работы, они не противоречат друг другу.
1. Встреча и совместная работа представителей разных культур показали плодотворность подобных мероприятий для установления атмосферы симпатии и взаимопонимания. Считаем необходимым организацию регулярных встреч – тематических, обучающих, развлекательных как для семейных клубов или отдельных семей, так и для руководителей общественных, некоммерческих и государственных структур, посвященных работе с семьями, носителями различных культурных традиций. В качестве координационного центра просим выступить Фонд «Мир семьи».
2. Необходимо готовить профессиональные кадры психологов, специалистов для работы с семьями, носителями различных культурных традиций. Предлагаем Фонду помощь в организации курса (ведущий Л.И.Прокофьева-Черная) подготовки специалистов на базе выпускников Института интегративной семейной психотерапии и Института семейной и групповой психотерапии.
Предложения участников секции
«Взаимодействие образовательных учреждений и семьи в развитии ребенка»
1. Улучшить материальное положение учителей и повысить их социальный статус
2. Ввести в штатное расписание образовательных учреждений должность воспитателей (тьюторов, педагогов доп. образования) из расчета 1 единица на 1 класс
3. В соответствии с Законом «Об образовании в РФ», предусматривающим государственно-общественный характер образования, разработать Положение о способах и формах участия родителей в образовательном процессе.
4. Выделить на государственных каналах теле- и радиовещания эфирное время для передач по семейной тематике, затрагивающих вопросы духовно-нравственного развития подрастающего поколения.
5. Ввести в государственный образовательный стандарт высшего и среднего специального образования курсы по психологии семейного воспитания.
6. Ввести в образовательных учреждениях среднего образования уроки по подготовке молодого поколения к родительству и взрослой семейной жизни.
7. Необходимо создать информационный банк участников Конгресса со ссылками на разработанные и используемые ими воспитательные системы и типы образовательных учреждений.
СЕКЦИЯ
«Дети в семье и вне семьи»
1. Участники секции констатировали, что имеющаяся нормативная правовая база по вопросам образования и воспитания не способна переломить негативные тенденции в деле сохранения отечественных традиций воспитательной деятельности в социуме.
2. Требуется остановить явный регресс двора, микрорайона как инфраструктурной единицы. Действовавшие ранее нормативы отчислений от квартплаты на социальные и культурные цели, на организацию воспитательной работы с детьми и родителями по месту жительства фактически не применяются.
3. Необходимо развитие партнерства различных межведомственных структур, ведущих работу по месту жительства среди детей и подростков.
4. Оказывать на условиях партнерства помощь волонтерскому движению общественных объединений в работе с детьми и подростками по месту жительства.
5. Необходим повсеместный родительский всеобуч. Требуется разработка и реализация программ по обучению родителей воспитанию детей. Проводить обучение можно на различных площадках: в школах, в Центрах помощи семье и детям, библиотеках, клубах по месту жительства и т.д. Кроме того, необходимо обеспечить доступность консультирования родителей по вопросам детско-родительских отношений.
6. Обязать органы опеки и попечительства брать под контроль и обеспечивать постоянную работу с семьями, откуда убегают дети в целях предупреждения рецидивов. К указанной работе привлекать специалистов (психологов, психотерапевтов, социальных работников, социальных педагогов).
7. Облегчить и упростить (в том числе законодательно), передачу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи российских граждан, а также развивать другие формы семейного жизнеустройства детей-сирот.
Предложения по секции
«Продолжение рода в изменяющемся мире»
1. Считать восстановление института семьи приоритетным направлением деятельности российских государственных и общественных организаций
2. Необходимо принять меры по восстановлению норм семейного поведения, изменению общественного мнения по отношению к значимости всех этапов жизни человека – от зачатия до естественной смерти
3. Изменение статуса многодетности. Восстановление престижности и достоинства материнства и отцовства.
4. Введение в общеобразовательные программы курса подготовки к материнству и отцовству.
5. Пока государство не может пойти на радикальные меры по отношению к абортам и разводам, предлагаем меры по изменению отношения семьи к таким формам решения проблем. Необходимо формирование информационного пространства, утверждающего святость жизни человека и святость супружеского союза.
6. Предлагаем введение и распространение курсов гармоничного и экологического супружества, жизни без абортов и контрацепции для тех, кто готовится к вступлению в брак, и для тех, кто уже состоит в браке.
7. Рассмотреть вопросы развития системы частичной занятости женщин. Ввести страхование беременности. Внести изменения в трудовом законодательстве о беременных – надо сделать, чтобы компаниям было выгодно брать на работу женщин беременных и с маленькими детьми. Уменьшить налогообложения многодетных родителей.
8. Поддержка программ семейного образования, включающего как подготовку специалистов для работы с семьями, так и непосредственно образование родителей.
9. В образовательных программах для детей и подростков необходимо больше направленности на практические навыки.
10. Необходима государственная поддержка создания и развития социальных и коммерческих центров экономической активности молодежи и детей. Помощь молодым осваиваться в рыночной экономике, привыкать брать ответственность за себя и свою успешность, сознательно строить свою жизнь и карьеру, осваивать различные социальные и экономические роли.
11. Уточнить понятие «Здоровый образ жизни» вводя понятия «целомудрие» и «добрачная чистота» как главные и необходимые факторы здоровья.
12. Необходимо оказывать помощь молодым в осознании ценности института семьи в их жизни, а также в осознании личностной свободы и ответственности.
13. Необходимо введение новой социальной модели для подражания – модно быть целомудренным, чистым, верным. Модно разговаривать чистым родным языком, свободным от двусмысленности.
14. Необходима помощь специалистов в вопросах профориентации и социальной адаптации молодежи, в обретении уверенности в завтрашнем дне. Подросток должен быть уверен в том, что он нужен и любим.
РЕЗОЛЮЦИЯ
секции «Молодая семья»
Участники секции «Молодая семья» считают, что в современных условиях государство, институты гражданского общества могли бы обеспечить поддержку молодых семей по следующим направлениям:
- разработка и принятие федерального закона «Об основах государственной семейной политики в Российской Федерации» с включением специального раздела «Государственная поддержка молодой семьи»;
- разработка и принятие федеральных, региональных, местных целевых программ (проектов) по оказанию молодым семьям всесторонней помощи в решении социально-экономических, социально-бытовых проблем, обеспечению занятости молодых родителей и формированию здорового образа жизни, профилактике форм семейной девиации;
- внесение уточнений в действующую Концепцию реализации государственной семейной политики по становлению и стабилизации молодой семьи;
- организация просветительской работы с молодыми гражданами по вопросам сохранения семейных ценностей, семейных родословных и династий, подготовки к вступлению в брак, репродуктивного здоровья, воспитания детей;
- усиление внимания СМИ проблемам гуманизации отношений между полами, ценностям родительства, пропаганде здорового образа жизни и опыта жизнедеятельности благополучных молодых семей, профилактике алкоголизации, наркомании, курения;
- дальнейшая активизация государства в осуществлении мер, направленных на решение жилищных проблем молодых семей, поддержка движения молодежных жилищных комплексов, других молодежных объединений и иных организаций по строительству доступного жилья для молодежи;
- совершенствование системы социальных служб в целях расширения сферы образовательных, медико-социальных, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных и иных услуг молодым семьям, организация семейного и детского отдыха;
- всесторонняя поддержка инициативы молодых семей, процесса создания и деятельности их общественных объединений (клубы молодых семей, общественные организации «Молодая семья»);
- совершенствование системы выплат пособий молодым семьям, имеющим несовершеннолетних детей, существенное увеличение доли расходов на семейные пособия, включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет;
- усиление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части защиты прав и интересов молодой семьи, работающих членов семьи в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты;
- поддержка научных исследований, мониторинга по вопросам молодых семей, разработка и введение в практику учета статистических данных, характеризующих состояние молодой семьи в Российской Федерации.
Рекомендации секции
«Семья: медико-социальные и психологические аспекты»
1. Популяризация психологических знаний о семье, о воспитании, о возрастных особенностях. Семьи должны знать о тех трудностях, с которыми они могут столкнуться или встретятся неизбежно на разных этапах жизненного цикла семьи.
2. Издание единого и доступного «Справочника» учреждений, оказывающих помощь семье. Дети и родители должны знать, куда обращаться в сложной ситуации.
3. Внедрение в сознание идеи доступности и необходимости профессиональной психологической помощи в экстренных случаях и в хронических проблемных ситуациях.
4. Координация деятельности учреждений различных ведомств (приюты, детские психиатрические учреждения, правоохранительные структуры) с психологами – семейными консультантами для предотвращения закрепления паттерна патологического поведения.
5. Обмен информацией (о семьях группы риска, о путях решения, о дальнейшей судьбе детей).
6. Увеличение количества психологов, владеющих знаниями и инструментами работы с семьей. Приближение этого вида психологической помощи к месту жительства или учебы ребенка.
7. Создание психологической службы в каждом соматическом стационаре.
8. Проведение семинаров и тренингов по совершенствованию психологической грамотности и компетентности для всех специалистов помогающих профессий.
9. Включение в программу психологических факультетов и медицинских ВУЗов курса по психологическому семейному консультированию.
10. Организация реабилитационных мероприятий для специалистов, помогающих профессий.
Демографические процессы и семейная политика
(предложения в Итоговый документ Конгресса)
1. Необходимо всемерно способствовать возрождению духовности, семейных ценностей, формированию идеала стабильного счастливого брака с несколькими детьми, повышению престижа такой семьи как в общественном мнении, так и при проведении социальной политики.
2. Приоритетной задачей государственной семейной политики должно стать всемерное повышение авторитета института семьи, создание материальной базы для ее поддержки, реализация жилищных программ, а также введение демографической и фамилистической экспертизы законодательных и нормативных актов разрабатываемых и принимаемых на федеральном, региональном, местном уровнях.
3. Следует максимально содействовать реальному повышению общественной значимости труда родителей по воспитанию детей, созданию для женщин возможности реального (в отношении доходов, пенсии, общественного мнения и др.) выбора между работой дома и работой вне дома.
4. Важно формировать позитивное общественное мнение по отношению к мерам по стимулированию рождаемости и укреплению семьи, использовать средства массовой информации, рекламы в пропаганде повышения рождаемости, укреплении семейного образа жизни, сплоченности семьи, эмоционально-позитивных отношений в семье.
5. Охрана репродуктивного здоровья должна реально стать одним из приоритетных направлений деятельности органов здравоохранения. Необходимо повышать информированность населения по вопросам сохранения репродуктивного здоровья, в т.ч. путем предотвращения абортов.
6. Одной из важнейших задач является формирование у подрастающего поколения ориентаций на устойчивый, официально зарегистрированный брак, сплоченную семью с несколькими детьми, ведение здорового образа жизни. Целесообразно формировать и развивать систему подготовки детей и подростков к семейной жизни.
7. Учитывая общественную и государственную важность решения демографических проблем России, вывода страны из демографического кризиса, улучшения положения семьи, повышения ее социального и материального статуса целесообразно создать в структуре исполнительной власти специальное подразделение (министерство или Комитет) по проблемам семьи и демографический политики.
8. Исходя из многогранности путей возможного решения демографических и семейных проблем следует консолидировать усилия специалистов различных отраслей, общественных организаций, направленные на решение этих проблем в России и ее регионах.
Предложения секции
«Социальная работа с семьей, помощь, защита».
1. Создание банка передового опыта работы различных организаций с семьей на основе дифференцированного его структурирования: региональный опыт; проблемный опыт; опыт социальных групп.
2. Обратиться в Министерство образования и науки с предложением о восстановлении системы семейного всеобуча, в т.ч. за счет укрепления связей образовательных учреждений различного типа с семьями, проживающими в местах расположения этих учреждений.
3. Обратиться в профильный Комитет Государственной Думы Федерального Собрания РФ с предложением о приведении законодательства о семье в единую систему на основе формирования государственной семейной политики.
4. Обратиться в профильный Комитет Государственной Думы Федерального Собрания РФ с предложением о приведении Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» в соответствие со «Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятых 48-й сессией ООН в 1993 году.
5. Обратиться в Правительство РФ с предложением о внесении отдельной строкой в бюджет страны финансирование поддержки общественных, неправительственных организаций и объединений, работающих с семьями и детьми на местах.
6. Просить руководство фонда «Мир семьи» опубликовать на своем сайте перечень региональных организаций и учреждений, работающих с семьей и детьми, вне зависимости от типа, вида и принадлежности этих организаций. Так будет сформирован своего рода «Справочник».
Календарь событий
Организации, работающие в интересах детей