Реклама

Конференции, семинары

Конференция "Социальные ресурсы детского движения Москвы" . Тезисы выступления представителя Совета - Натальи Белоусовой "ИНИЦИАТИВА ВЗРОСЛЫХ ОРГАНИЗАТОРОВ: ОПЫТ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ"


Я бы хотела говорить не о многих разных инициативах взрослых организаторов, а об одном, несомненно заслуживающем внимания, явлении - создании и функционировании общественного образования - Совета детского общественного движения города Москвы, в состав которого на добровольной основе и вошли представители более 100 различных детских объединений города.

Совет является документально оформленным объединением, формой взаимодействия детского общественного движения города Москвы с момента подписания "Договора о взаимодействии" 10 декабря 2002 года в Мэрии Москвы.

Подписание Договора и создание Совета стало результатом соединения двух инициатив: общественной, идущей снизу от руководителей детских общественных организаций, работающих в городе, и государственной, выразившейся в активной работе сотрудников профильных комитетов Правительства Москвы (и, прежде всего, КОСа) с общественниками в рамках Постановления Правительства Москвы № 488 ПП "О государственной поддержке детского движения Москвы".

Деятельность Совета детского общественного движения города Москвы вышла за рамки инициативы и сейчас представляет собой один из компонентов развития детского движения в городе.

Деятельности Совета сегодня дают разную оценку, по-разному аргументируя свое мнение. Мне, как члену и сопредседателю Совета также хотелось бы несколькими штрихами обозначить те позиции, которые нам сегодня интересны.

Мы все прекрасно понимаем, что трехлетний период работы в данном формате требует анализа для того, чтобы определить пути дальнейшего развития.

Вопрос "А не мала ли стала кольчужка" встал перед нами почти год назад. Собираясь двигаться дальше в своем развитии, задумываясь о новой организационной форме, мы хотели бы подвести некоторые итоги.

К началу 2002 года в Москве не было никакой системы взаимодействия ДОО друг с другом, более того, живущие и работающие рядом объединения детей часто не знали о существовании друг друга. Следовательно, самой первой и главной задачей стала задача СОБРАТЬ ВСЕХ ВМЕСТЕ. За ней последовали попытки найти способы взаимодействия друг с другом, и, наконец, с государством, чтобы потом двигаться дальше.

Удалось ли нам решить эти задачи? Не сразу, не в полной мере, с ошибками, НО - УДАЛОСЬ! Мы отрабатывали те первичные модели и способы взаимодействия, без которых движение дальше было просто невозможно.

За три истекших года в полтора раза увеличилось число детских объединений, участников Договора. И интерес к совместной работе не пропал, что может подтвердить наш последний Большой сбор Совета, который прошел 8 декабря в Доме учителя.

На сборе Совета присутствовали 114 человек. Из которых 68 подписанты договора, и еще 32 - представители новых организаций, проявляющих интерес к деятельности Совета.

Начала вырисовываться система деятельности Совета. Прошли интересные дела, в которых организации-подписанты были не только участниками, но и соорганизаторами (ребята особо выделяют "Поезда Памяти", викторины, лагерные сборы, парады на Красной площади)

В процессе деятельности появились устойчивые связи между некоторыми организациями и совместные дела. Некоторые даже смогли попробовать себя в качестве организаторов общегородских дел. Выработалась определенная система отношений с государственными структурами.

Не преувеличивая своих заслуг, мы прекрасно понимаем, что добиться всего этого без наличия постоянной и серьезной поддержки государства, КОС, ДО, КДСМ было бы просто невозможно. И за это хочется сказать всем сотрудникам этих комитетов большое спасибо.

При этом у нас на глазах нет розовых очков и мы понимаем, сколько всего не получилось, не состоялось, не было реализовано...

Однако, на наш взгляд, это не повод говорить о том, что Совет не состоялся, что он не нужен в дальнейшем развитии детского движения. Более того, странно предположить развитие детского общественного движения при отсутствии общественной инициативы снизу.

Итак, первичный этап пройден, детское движение в Москве как явление состоялось. Произошло осознание многими его важности и нужности в развитии и формировании современного демократического общества. И государственными структурами и общественными институтами. А значит можно и нужно ставить новые задачи и искать формы их реализации.

Сейчас у детских общественных объединений появилось гораздо больше помощников: традиционная поддержка Комитета общественных связей усилилась поддержкой Департамента образования, создавшего центры по взаимодействию с ДОО, аналогичные структуры создаются в КДСМ, активно работают координациионые советы при префектурах. Создан даже специальный Дом детских общественных организаций, в который пришла целая когорта молодых инициативных, творческих сотрудников. Это действительно здорово, но есть одно "НО". Очень хочется, чтобы осталось место для саморазвития, самостоятельности и самодеятельности детских общественных объединений.

Общественный компонент не должен быть сброшен со счетов, потому, что в общественном движении это губительно. Соотношение общественного и государственного компонентов должно все же склоняться в сторону "общественного" или быть "50х50".

К 2005 году обозначились новые проблемы:
- проблема взаимодействия Совета с целой группой государственных структур, появившихся на поле детского движения (Совету ДООД было бы легче, если функции этих структур были четко определены);
- проблема сохранениия и адекватного развития общественной составляющей детского движения;
- стало ясно, что созданные нами в рамках Договора "О взаимодействии.." организационные формы, сам Совет в его современной форме иногда не срабатывают.

Проблема поиска путей выхода из сложившейся ситуации тесно связана, по нашему мнению, с проблемой поиска путей дальнейшего развития интеграционного процесса в детском общественном движении Москвы.

По первой позиции у нас возникло ощущение, что внутреннего Договора на современном этапе развития недостаточно, и нужно думать о правовой форме, позволяющей заключить договор с государственными структурами. Рамки такого Договора позволят определиться и по второй позиции.

По третьей, вероятно, имеет смысл говорить о необходимости перехода к новому качеству функционирования детского движения Москвы - к созданию, с одной стороны, более стабильной, с другой - весьма мягкой формы сообщества (содружества, союза, ассоциации) детских общественных формирований "ЗОНТИЧНОГО ТИПА", которое бы действуя на основе партнерства с заинтересованными госструктурами, эффективно осуществляла бы функции и роль общественной составляющей в детском движении столицы. Вопрос о необходимости государственной регистрации в данном случае необходимо обсуждать.

Новое общественное формирование видится нам состоящим из нескольких групп детских общественных объединений.
1-я группа - объединения городского уровня;
2-я группа - объединения межокружного уровня;
3-я группа - окружные объединения (я лишь перечислила их, а с характеристикой данных объединений можно познакомиться на сайте Совета в материале Д.Н. Лебедева "Информация к размышлению - 2005").

Первые две группы должны стать костяком нового формирования, третья - придать ему прочность и возможность не упустить интересы даже самого маленького детского объединения. При наличии такой структуры становится легко управлять процессом развития общественного движения в Москве.

Разумеется, такого рода сообщество детских общественных формирований города нового уровня и качества, получив поддержку Правительства Москвы и выстроив свои отношения с заинтересованными властными структурами сможет решить более масштабные задачи.

Для реализации идеи на практике потребуется:
- детально проанализировать нашу работу в формате Договора "О взаимодействии…" и СДОДМ за 2002-2005 годы;
- создать концепцию нового общегородского общественного объединения, заручившись поддержкой руководства Москвы, структур поддержки детского движения города;
- провести необходимую разъяснительную и т.п. работу среди детских общественных объединений, подписавших Договор "О взаимодействии…" и окружных структур поддержки детского движения.

Помимо этого в рамках подготовки к учреждению нового общественного объединения потребуется разрешить две чрезвычайно сложные проблемы, которые являются сегодня, помехой для реализации данной идеи:
- провести внутреннюю аттестацию детских общественных объединений, участников договора "О взаимодействии…" с целью определения, являются ли они на самом деле детскими общественными объединениями, а если "да", то к какой уровневой категории (городские, межокружные, окружные, местные) относятся;
- способствовать созданию окружных сообществ детских общественных объединений - важнейших структурных составляющих будущего городского сообщества.

Для реализации задуманного Совет создал рабочую группу из числа наиболее опытных руководителей ДОО, которая в течение месяца подготовит предложения по плану и механизму реализации идей (наметки плана также есть на сайте).

Более того, свое видение возможных изменений в детском движении мы обозначили на встрече с Председателем городского координационного совета по поддержке детского движения Людмилой Ивановной Швецовой, и нам показалось, что во многом наши взгляды совпадают.

В заключении мне хотелось бы поблагодарить всех за внимание, повторить, что мы открыты и готовы к сотрудничеству и уверены, что место общественной инициативы в процессе развития детского движения не станет менее заметным и значимым, чем ранее, но сумеет приобрести еще более важное значение как один из основных ресурсов его развития.

Контакт: Движение юных миротворцев и школ мира (http:/www.un-museum.ru/vestnik/

Гергель Валерий Владимирович Vestnik@un-museum.ru

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч