Реклама

Аналитика

Т.Шахновская. ДЕТИ И НАСИЛИЕ С ЭКРАНА


(Опыт первого шага реализации российского проекта)

Бурный, взрывной рост телевещания, стремительное распространение компьютерной и видеотехники, а также интернет-технологий в 1990-е годы - все это создало ситуацию, когда значимость этих средств коммуникации, основанных на экранном представлении информации, резко возросла. Но при этом российское общество столкнулось с целым рядом издержек святой для демократии свободы слова - негативных явлений, которые отсутствовали в советский период. Это назойливо отупляющее воздействие рекламы; это не признающая практически никаких моральных ограничений политическая пропаганда; это давление продукции западных стран, в первую очередь, США; это непрерывный безоценочный показ асоциальных образцов поведения и речи. Но особенно важно выделить в этом негативном ряду постоянно усиливающуюся тенденцию к трансляции через экран насилия. В итоге весь "букет зол ТВ" и других аудиовизуальных средств массовой коммуникации (СМК), расцвел цветом в ценностно дезориентированном пространстве России.

Далекое от совершенства российское законодательство не в состоянии регулировать данный процесс. Но даже и действующие законы выполняются далеко не всегда. Так, кроме собственно законов деятельность телеканалов регулируется подзаконными актами, среди которых особую роль играют лицензионные обязательства (обязательства, которые берет на себя телеканал, когда получает лицензию на использование технической частоты вещания). Как правило, лицензионные обязательства предполагают, что телеканал будет транслировать общественно полезные программы, например, детские и юношеские. Но проблема в том, что именно этот тип программ представлен на ТВ крайне слабо. Так, в феврале 2000 года в целом на шести крупнейших федеральных телеканалах (ОРТ, РТР, НТВ, ТВ-6, ТВЦ, "Культура") детское и юношеское вещание занимало лишь 5% эфирного времени (детские и юношеские телепрограммы - 1,9%; мультфильмы - 3,1%), в то время как большинство лицензионных обязательств предписывает иметь в сетке вещания не менее 15% передач для детей и юношества.

Российская общественность озабочена происходящим. В прессе появляется немало материалов, где высказывается протест против такого развития экранных СМК. В конце 1998 - начале 1999 гг. Всероссийское движение "Союз женщин России" собрало свыше миллиона подписей российских граждан против нынешнего ТВ. На целом ряде конференций звучали слова о плачевном положении детского ТВ, о необходимости принятия срочных мер по его поддержке, ибо происходящее вытеснение детских программ приводит к заполнению эфира сомнительного характера развлекательными программами, агрессивной кинопродукцией и рекламой.

Как преодолеть сложившуюся ситуацию? Какие меры необходимо принять для того, чтобы снять или хотя бы уменьшить негативные последствия экранного насилия? С этой целью группа российских специалистов в тесном взаимодействии с ЮНЕСКО предприняла в 1999 - начале 2000 гг. первые шаги по анализу ситуации и выработки мер по преодолению негативных последствий данного явления в России.

Концептуально подход можно представить следующим образом.

1. Проблема "Дети и насилие на экране" носит комплексный, междисциплинарный характер. Для ее решения необходимы усилия специалистов широкого круга профилей и общественности.

2. Необходима масштабная исследовательская программа, которая позволила бы понять меру реальной опасности насилия на экране для российского общества и определить основные направления усилий властных структур и общественности для преодоления ситуации.

3. Решение данной проблемы не может быть сведено только к разработке запретительных мер. Необходим поиск путей организации альтернативных проектов.

Итак, в первую очередь, необходимы действия в двух направлениях:

- во-первых, активизация воспроизводства и производства экранной культуры, прежде всего, отечественной, основанной на "ненасилии",

- во-вторых, усиление механизмов социального контроля над экранными средствами массовой коммуникации (ТВ, видео, кино, компьютерная продукция, интернет).

Действия в первом направлении связаны, очевидно, со сферами аудиовизуального, в том числе компьютерного производства, хранения и распространения информации, а также со сферой просвещения (образования и воспитания), обеспечивающей преемственность культуры. Характер человека формируется в течение первых лет жизни. И если в этот период не были заложены основы морали, то теряется шанс для раскрытия потенциальных способностей человека. Окружение, образование, определенные события могут преобразить его характер и в более поздний период жизни, но тогда уже с большими страданиями для самого человека. Поэтому важно правильно оценить ту решающую роль формального и неформального образования, которое дают учителя, родители и окружение, в том числе и СМИ. По мнению специалистов, процесс формирования личности ребенка начинается с раннего детства, еще до его рождения, в утробе матери. Изъяны в характере с возрастом могут принимать различные формы и в дальнейшем оказывать влияние на общество в целом. Сегодня специалисты во всех сферах деятельности общества фиксируют активно развивающийся процесс утраты духовных, нравственных и общечеловеческих ценностей.

Отсутствие нравственного образования в раннем периоде жизни приводит к деградации человека любой профессии, любого слоя общества и любой сферы деятельности. При этом происходит цепная реакция, и постепенно общество может превратиться в сферу, где будет царить дух бестактности, наживы, аморальности и коррупции.

Находясь в порочной, испорченной атмосфере, ребенок или подросток попадает под ее влияние и заболевает. Человека можно защитить от загрязнения с помощью благоприятной атмосферы, где он может дышать чистым, здоровым воздухом, а от моральных болезней только с помощью образования, ориентированного на развитие жизненных ценностей. Нравственное образование, нацеленное на развитие духовных ценностей, организованное в школах, колледжах, университетах, необходимо не только для студентов, но и для всех членов общества, поскольку все мы влияем друг на друга.

Действия во втором направлении затрагивают широкий спектр социальных институтов и других механизмов, осуществляющих в той или иной мере функции социального контроля. Это правовые институты, механизмы корпоративного контроля, СМИ и другие институты, связанные с формированием общественного мнения. Важнейший инструмент контроля за рассматриваемыми процессами: исследования (социологические, социально-психологические, психолого-педагогические и др.), часть из которых должна быть поставлена на непрерывную, мониторинговую основу для фиксации динамики процесса.

Следует заметить, что мы далеки от того, чтобы сводить проблему "дети и насилие на экране" исключительно к влиянию зарубежных культур. В западных странах и, в частности, в США данная проблема вызывает не меньшее беспокойство общественности.

Приведенные концептуальные положения позволяют сформулировать первоочередные задачи для преодоления критической ситуации, связанной с насилием на экране в России. В самом сжатом виде они выглядят так:

- обобщить и распространить в России опыт зарубежных исследований и проектов социально-культурного и социально-педагогического плана, решающих проблему "дети и насилие на экране";

- провести "инвентаризацию" отечественных исследований и проектов по рассматриваемой проблематике и организовать широкую публикацию лучших достижений в этих сферах;

- изучить опыт зарубежного законодательства в данной сфере и рассмотреть возможности переноса лучших правовых достижений в Россию;

- проанализировать правовую ситуацию в России и выработать рекомендации по совершенствованию российского законодательства об экранных СМК;

- изучить возможности корпоративного контроля в российских экранных СМК и сформулировать предложения для его использования в решении проблемы "дети и насилие с экрана";

- разработать развернутую PR-программу для привлечения внимания широкой общественности к рассматриваемой проблеме;

- разработать реестр наиболее актуальных тем научных исследований по данной проблематике;

- разработать механизмы поощрения проектов, направленных на производство отечественной аудиовизуальной продукции "без насилия", позитивной направленности;

- разработать механизмы поощрения социально-педагогических проектов, связанных с медиа образованием в России; организовать непрерывный поиск ресурсов для реализации вышеперечисленных задач.

Данный опыт - лишь первый шаг в реализации сложнейшей социально-практической задачи. Тем не менее, он сделан. И это создает фундамент, на котором может быть воздвигнуто здание нового социокультурного проекта при поддержке широкого круга заинтересованных лиц. На следующем этапе предстоит решать ряд новых задач.

Т.Г.Шахновская