Реклама

Аналитика

Информация о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия)


17 февраля 2003 г. принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Саха (Якутия)».

4 марта 2003г. вышел Указ Президента Республики Саха (Якутия) №836 о назначении Соловьевой А.А. на должность Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия).

Должность Уполномоченного по правам ребенка учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка в Республике Саха (Якутия), признания и соблюдения этих прав органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и предприятиями Республики Саха (Якутия).

Уполномоченный защищает права, свободы и законные интересы ребенка, определенные Конвенцией ООН о правах ребенка, Всеобщей декларацией прав человека, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», иные права, установленные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в случае их нарушения в Республике Саха (Якутия).

Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) дополняет существующие средства правовой защиты. Уполномоченный по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) являются:

защита прав, свобод и законных интересов детей,

изучение и анализ повторяющихся нарушений прав детей,

внесение соответствующих предложений в органы государственной власти по устранению системных нарушений, улучшению ситуации в области обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов детей.

Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав, свобод и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий детей, находящихся в трудной ситуации.

Наша республика в 1994 году, первой из субъектов Российской Федерации, приняла Закон «О правах ребенка», государственная политика по защите прав ребенка признана приоритетной в деятельности всех органов государственной власти республики.

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в течение последних пяти лет приняло ряд законов, которые гарантируют защиту прав детей:

«О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия),

«Об организации работы по опеке и попечительству в РС(Я)»,

«О приемной семье и семейном детском доме»,

«О государственной поддержке летней занятости детей и подростков школьного возраста в стационарных лагерях и лагерях труда и отдыха в РС (Я)»,

«О порядке предоставления жилья детям – сиротам, оставшимся без попечения родителей, в РС (Я)» и др.

Несмотря на наличие существующих законов, механизм правового регулирования вопросов обеспечения и защиты интересов детей зачастую оказывается недостаточным. Цифры, приводимые статистикой, материалы проверок прокуратуры, факты, приводимые средствами массовой информации, общественными организациями, свидетельствуют о том, что в республике, как и в России в целом, существует тенденция увеличения количества нарушений прав и законных интересов детей.



Прием граждан и рассмотрение обращений и жалоб.

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) ведет прием граждан по мере их личного обращения и рассмотрение обращений и жалоб при поступлении заявления в устном или письменном виде. С марта по октябрь 2003 года в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) поступило 87 индивидуальных и коллективных заявлений, жалоб и обращений. Из них 82 % - на личном приеме.

Заявления поступили, в основном, от граждан, проживающих в г.Якутске (83%), а также от жителей городов Мирного, Нерюнгри, Верхневилюйского улуса, Оленекского, Томпонского, Среднеколымского улуса, Усть-Алданского, Усть-Янского, Хангаласского улусов.

Состав заявителей:

32,5 % - родители,

13 % - иные родственники несовершеннолетних,

1 % - несовершеннолетние,

21 % - специалисты по охране прав детей органов опеки и попечительства,

27,5 % - работники образовательных учреждений,

5 % - другие лица.



Причины обращения к Уполномоченному по правам ребенка в Республике Саха (Якутия):

39,5 % - жалобы на нарушение права на жизнь, безопасность, неприкосновенность личности, уважение человеческого достоинства детей, охрану здоровья,

9,5 % - жалобы на нарушения жилищных прав (отказы в улучшении жилищных условий),

8 % - жалобы на нарушения прав ребенка на проживание с родителями, их воспитание и заботу (споры об определении места жительства ребенка; нарушения права отдельно проживающего родителя на общение с ребенком; незаконное удержание ребенка третьими лицами),

7,5 % - жалобы на нарушения имущественных прав ребенка (на получение алиментов, пенсии по случаю потери кормильца, выплаты денежных средств для детей, находящихся под опекой (попечительством),

35,5 % - иные жалобы (нарушение прав потерпевших; тяжелое материальное положение семей, консультации по правовым вопросам).

При этом каждое 4 обращение затрагивало нарушения нескольких различных прав несовершеннолетних. Вызывает тревогу то обстоятельство, что более 2 % обращений касались нарушения прав детей-инвалидов и тяжело больных детей.

Во всех случаях аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) заявителям дана квалифицированная консультация, разъяснены способы и средства защиты прав ребенка. Оказана бесплатная юридическая помощь детям и их законным представителям в урегулировании споров по нарушенным правам ребенка.

В результате анализа всех обращений к Уполномоченному выявлено, что государственными органами и учреждениями, нарушающими права и законные интересы детей или не оказывающими необходимого содействия в защите и восстановлении этих прав являются:

Суды – 4,

Органы опеки и попечительства – в 2 случаях,

Органы исполнительной власти и подотчетные им учреждения – 39,

Государственной власти – 3,

Иные органы и учреждения – 39.



Достигнуты конкретные результаты по 86 % обращений.

По состоянию на 28 октября 2003 г. на контроле Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) осталось 14 % обращений и жалоб, поступивших за отчетный период.





Защита прав, свобод и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий детей, находящихся в трудной ситуации.

Уполномоченным по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) ведется проверка сообщений о фактах нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка. В случае необходимости Уполномоченный по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) информирует правоохранительные органы о фактах нарушения прав ребенка.

Так, в марте этого года поступило телефонное сообщение об избиении несовершеннолетнего воспитанника Республиканской общеобразовательной специальной школы (РОСШ) закрытого типа мастером производственного обучения. По данному факту, а также для проведения комплексной проверки работы РОСШ была создана Правительственная комиссия, председателем которой была назначена Уполномоченный по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) Соловьева А.А. Комиссией были выявлены множественные, систематические нарушения прав несовершеннолетних воспитанников школы, в том числе прав на получение качественного образования, воспитания и развития.

В течение 4 месяцев многими специалистами велась работа по расследованию причин и обстоятельств нарушения прав воспитанников. В результате проведенной проверки Министерство образования Республики Саха (Якутия) было вынуждено произвести кадровые перестановки в администрации школы. По итогам проверки сотрудникам РОСШ предстоит огромная работа по устранению недостатков в организации учебно-воспитательной и социально-реабилитационной работы школы. Исполнение рекомендаций стоит на контроле Правительства Республики Саха (Якутия).

В августе 2003 года Уполномоченный по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) вновь посетил РОСШ с промежуточной проверкой.

В августе 2003 г. Уполномоченным по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) была проведен ознакомительный выезд в кадетскую школу-интернат, расположенную в пригороде Якутска. В ходе проверки готовности к началу учебного года были осмотрены жилые и учебные помещения, проверены система противопожарной безопасности, отопления, водоснабжения и электрооборудование, оснащение библиотеки, медпункта. Особое внимание уделил Уполномоченный обеспечению воспитанников обмундированием, полноценным питанием, так как учатся в кадетской школе, в основном, дети из малообеспеченных семей.

В августе этого года администрацией Мирнинского района был сделан запрос о выяснении обстоятельств гибели И. - воспитанника одного из улусных детских домов, ранее проживавшего в г.Мирный. Уполномоченным проведена выездная проверка обстоятельств гибели 10-летнего ребенка.

В ходе проверки выяснилось, что мальчик погиб при пожаре в частной бане. Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела «виновным в возникновении пожара является И., из-за неосторожного обращения с огнем которого, произошел пожар».

В результате собеседования и изучения представленных документов установлено, что директором детского дома недостаточно полно организована работа с коллективом детского дома, неправильно оформлена документация по передаче воспитанника на временное проживание в семью, нет регистрации о прохождении принимающей семьей инструктажа по технике безопасности и жизнедеятельности воспитанников детского дома;

Из Прокуратуры улуса по запросу Уполномоченного получены материалы расследования по факту трагической гибели воспитанника детского дома, в которых констатируется факт издания необоснованного приказа о разрешении временного проживания воспитанника детского дома И. в семье.

Директору детского дома объявлен выговор за передачу воспитанника детдома в семью без заключения и разрешения органа опеки и попечительства, указано о нарушении Устава детского дома об организации образовательно-воспитательного процесса и осуществлении контроля за его ходом и результатами.

В гибели несовершеннолетнего прослеживается косвенная вина взрослых, которые не осуществили надлежащий контроль за педагогически запущенным ребенком, что в итоге и привело к трагическому событию

Следует признать, что в детских дошкольных и школьных учреждениях необходимо наладить практическую воспитательную работу по основам безопасности жизни человека. Уполномоченным на примере данного конкретного несчастного случая разработаны рекомендации по соблюдению прав ребенка на жизнь и безопасность и направлены во все детские дома республики.

Поступают заявления на незаконные, противоправные действия сотрудников самих правоохранительных органов. Так, три года назад в центральном поселке одного из северных улусов были задержаны в подозрении за совершение кражи несовершеннолетние братья Б., (10 и 13 лет), младший - инвалид детства. Сотрудники УОВД в течение трех суток содержали детей в ИВС, пытались выбить признание, применив грубую физическую силу. Факт незаконного содержания несовершеннолетних детей в камере ИВС, нанесение им побоев подтверждаются актом служебной проверки, проведенной МВД РС (Я), и медицинской экспертизой. Сотрудники милиции, нарушившие закон, уволены из органов внутренних дел, но не понесли заслуженного наказания.

Несмотря на решение районного суда от 08.10.2002 года о взыскании с Министерства финансов РФ за счет казны РФ с средств, выделенных Главному распорядителю средств МВД РФ в возмещение морального вреда 120 тысяч рублей, семья Б-х до сегодняшнего дня не получила компенсации. Более того, дело по иску Б. истребовано по надзорной жалобе представителя министерства финансов Российской Федерации, в которой он ставит вопрос об уменьшении суммы, взысканной в возмещение ущерба, «ссылаясь на явную несоразмерность взысканной суммы степени и характеру причиненных страданий». В настоящее время дело находится на рассмотрении в Президиуме Верховного суда Республики Саха (Якутия). Уполномоченным направлено ходатайство о рассмотрении данного дела в пользу потерпевшей стороны и находится на контроле.

Рассмотрены и иные, по степени сложности, ситуации. В сентябре этого года к Уполномоченному за помощью обратилась жительница г. Якутска Г. – одинокая мать троих детей-инвалидов. Младшего сына, 1998 г.р., состоящего на инвалидности по бронхиальной астме, отказались принять в круглосуточную группу социального детского сада.

В августе младшему сыну Г-й, как ребенку из малообеспеченной семьи, была выдана путевка в социальный детский сад, был издан приказ по Управлению образованием о бесплатном посещении детского сада, ребенок прошел медицинский осмотр, получено заключение ВКК об отсутствии противопоказаний для посещения круглосуточной группы. Несмотря на все имеющиеся разрешительные документы, заведующая детским садом вывела ребенка из группы, ссылаясь на инвалидность ребенка. Ситуация усугублялась тем, что сама Г. нуждалась в экстренной госпитализации для оперативного лечения.

Женщина обратилась к Уполномоченному, уже использовав все возможные ресурсы для решения своей проблемы. Было подготовлено письмо начальнику Управления образования муниципального образования «город Якутск», в котором Уполномоченный требует восстановления прав ребенка-инвалида на воспитание и дошкольное образование согласно ст. 18 Федерального Закона «Об образовании», а также ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на Закон Республики Саха (Якутия) «О правах ребенка». Согласно поступившего ответа начальника Управления образования, ребенок уже на следующий день был принят в детский сад, заведующей указано на неправомерные действия.





Информационно-консультативная работа

Одним из важнейших направлений деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) на данном этапе является информационно-консультативная работа. Ведется информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, пропаганда положений Конвенции ООН о правах ребенка и института Уполномоченного. С марта 2003 года опубликованы статьи и выступления Уполномоченного по правовым нормам в отношении детей в республиканских газетах «Якутия», «Саха Сирэ», «Ил Тумэн», наиболее популярной городской газете «Якутск вечерний». Отдельным направлением в работе со средствами массовой информации стало сотрудничество с республиканскими газетами для детей школьного возраста «Юность Севера» (на русском языке) и «Кэскил» (на якутском языке). С ноября этого Аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) на страницах этих газет будет вестись правовая рубрика для детей и юношества. В плане – проведение среди школьников конкурса творческих работ, посвященного 55-летию принятия Декларации прав человека. К этой же дате приурочено открытие web-сайта Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия).

Традиционной стала публикация статей Уполномоченного по правам ребенка в РС (Я) в журнале «Ангел в ладошке» - издании Международного Детского Фонда «Дети Саха – Азия».

С участием Уполномоченного была подготовлена программа НВК «Саха» по вопросам защиты прав детей и имеющегося законодательства на тему «Мораль и право», состоялся прямой эфир на радио.

В августе начата работа по содействию в организации Центра правовой информации для детей и юношества на базе Детско-юношеского филиала Национальной библиотеки. Установлены контакты с администрацией, коллективом библиотеки, предоставлен список нормативно-правовой литературы по работе Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия), в плане работы клуба старшеклассников «Азбука права» намечены семинары Уполномоченного.







Содействие деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций Республики Саха (Якутия) в области обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов детей.

Уполномоченным по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) ведется сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения защиты прав ребенка. Направлены запросы во все заинтересованные министерства и ведомства, получены данные и соответствующая информация по следующим вопросам: «Обеспечение права детей-инвалидов на образование», проведена паспортизация детских домов в Республике Саха (Якутия).

Одним из направлений работы Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) является содействие деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций РС (Я) в области обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов детей. Ведется целенаправленная работа с главами органов местного самоуправления городов и улусов Республики Саха (Якутия). Подписаны договора с главами муниципальных образований республики о совместных действиях в области защиты прав, свобод и законных интересов ребенка. Направлены письма-запросы информации о детских учреждениях, находящихся в ведении их муниципального образования.

Незнание законов, правовая неграмотность должностных лиц, всего населения требуют кропотливой работы со всеми городами и улусами республики для налаживания системы правовой защиты несовершеннолетних.

На 28 октября 2003 года в муниципальных образованиях назначены общественные помощники Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия). Общественным помощникам рассылается нормативно-правовая и справочная литература по вопросам защиты прав детей, налажены телефонная, почтовая, по возможности, электронная связь, оказывается постоянная консультативная помощь.

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) оказывает практическую помощь на местах.

Так, в марте т.г. Уполномоченный принял участие в работе выездной коллегии Комитета по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) по реализации Доктрины здорового образа жизни в г.Вилюйске, участвовал в работе секции «Взаимодействие ведомств по профилактике правонарушений среди подростков». Сделана запись выступления Уполномоченного по вопросам правовой защиты детей и подростков по школьному и местному телевидению.

В апреле 2003 г. в г. Мирном состоялся семинар - практикум социальных педагогов и школьных инспекторов права на общественных началах, где выступила на тему «Проблемы жестокого обращения с детьми», в рамках которого Уполномоченным был проведен мастер – класс школьным инспекторам права. Кроме того, было записано выступление на местном радио, телевидении, опубликована статья в газете «Мирнинский рабочий».

В августе Уполномоченный принял участие в выездной коллегии Комитета по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) в г. Олекминске. В работе коллегии приняли участие руководители улусных отделов по делам семьи детства, директора Центров социально-психологической помощи и т.д. В рамках заседания Коллегии был проведен семинар «Межведомственное взаимодействие в работе социальных институтов», в котором приняли участие руководители главы администраций наслегов, руководители организаций Олекминского улуса. В ходе работы семинара проведено собрание библиотечных работников улуса с целью ознакомления с деятельностью Уполномоченного по правам ребенка в Республики Саха (Якутия).

По собственной инициативе Уполномоченный по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) посетил семейный детский дом Джуаловых.

Редакцией местного телевидения Олекминского улуса была сделана запись встречи с Уполномоченным по правам ребенка в Республики Саха (Якутия) на телевидении, записано выступление на радио, дано интервью для периодической печати улуса.

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) ведет свою работу под методическим и теоретическим патронажем Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра «Стратегия», участвует в семинарах проводимых под эгидой этой организации. В мае 2003 года принял участие в региональном семинаре по вопросам защиты прав человека в г.Хабаровске. В сентябре этого года участвовал в семинаре для региональных уполномоченных по правам человека (г.Пушкин).





Заключение



Все более широкое понимание находит тот факт, что дети относятся к одной из самых незащищенных групп населения и, что для защиты и обеспечения их прав, требуются независимые механизмы. Легкое и частое безнаказанное нарушение прав детей; неспособность детей самостоятельно защищать свои права и законные интересы; недоступность для детей квалифицированной помощи юристов, адвокатов и других специалистов дает повод для системного нарушения прав детей.

Пришло время объединить усилия в области защиты прав несовершеннолетних, только тогда мы сможем предоставить подрастающему поколению максимально полный объем материальных и духовных благ, необходимых им для роста и развития.

Главной задачей Уполномоченного по правам ребенка является обеспечение гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка в республике. Кроме того, необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательства республики по отношению к правам несовершеннолетних, профилактику негативных явлений через пропаганду и широкую разъяснительную работу по соблюдению прав детей со стороны исполнительных органов, ведомств, учреждений и граждан.

Принципиальным отличием деятельности уполномоченного от всех остальных субъектов защиты прав детей является то, что каждый уполномоченный с первых дней своей деятельности активно осуществляет правовое просвещение, прежде всего самих детей, посещает детские учреждения, разъясняя детям в доступной форме их права и обязанности, возможности их защиты, каким образом и куда они могут обратиться за помощью в конкретных обстоятельствах. Уполномоченный, что очень важно, организует процедуры, обеспечивающие доступность и простоту обращения ребенка к уполномоченному. Кроме того, уполномоченный осуществляет правовое просвещение родителей, лиц их заменяющих, а также должностных лиц, специалистов, работающих с детьми (учителей, врачей, социальных работников, работников органов внутренних дел и т.п.) о правах ребенка и формах их защиты.

Начинать работу нужно как с обучения правовой грамотности должностных лиц, педагогического персонала, учащихся и населения, так и целенаправленного формирования общественного мнения по защите прав ребенка как проводимой государственной политике руководства республики и неукоснительного исполнения всеми органами власти. Наравне с этим необходимо готовить юристов ювенальной специализации для защиты прав ребенка в судебных инстанциях.

На сегодняшний день, к Уполномоченному обращаются за помощью, советом, в большинстве случаев, родители несовершеннолетних, работники образовательных учреждений. По роду занятий за профессиональной консультацией обращаются специалисты по охране прав детей, органов опеки и попечительства. Сами дети еще не знают и не понимают, что они имеют личное право обратиться за восстановлением своих утраченных прав. За все время работы Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) за помощью обратился только один 12-летний ребенок.

Дети в силу своего возраста и связанных с ним особенностей психического, физического и интеллектуального развития, в силу своей ограниченной дееспособности не могут в большинстве случаев самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов. От лица детей действуют их законные представители (родители, опекуны, директора детских учреждений и пр.). В случае нарушения ими прав ребенка, а также в случае, когда они не отстаивают нарушенные права ребенка, ребенок остается беззащитным.

Бесспорно, появление института Уполномоченного по правам детей играет большую позитивную роль в становлении гражданского общества. Жители республики приобрели бесплатный, обязательный, постоянно действующий консультативный орган, возник действующий посредник между обществом и властью. Благодаря институту Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) налаживается правовое просвещение граждан и, в первую очередь, чиновников всех уровней. Начинает отрабатываться реальная система защиты прав человека во взаимодействии с органами милиции, суда, прокуратуры, администрации и представительных органов государственной и муниципальной власти.

Уполномоченный ведет личный прием граждан, в том числе с выездом на место (в улусы, учреждения и пр.). По каждому заявлению, поступившему в аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) проводится работа, принимаются меры по восстановлению нарушенных прав детей, с обращением, в случае необходимости, в учреждения, государственные органы, включая органы прокуратуры, внутренних дел, суд.

Наряду с защитой прав конкретного ребенка, уполномоченный по правам ребенка содействует защите прав детей в целом. С этой целью аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) ведет мониторинг соблюдения прав детей, проводит анализ и оценку состояния дел по обеспечению прав и законных интересов детей, посещает детские учреждения. Особое внимание Уполномоченный уделяет проверке соблюдения прав детей, находящихся в интернатных учреждениях и учреждениях закрытого типа. На основе полученной информации уполномоченным вносятся предложения органам государственной власти по улучшению положения детей, реализации их прав в соответствии с действующим законодательством, а также предложения по совершенствованию законодательства в интересах детей, осуществляется правовая экспертиза законопроектов, затрагивающих интересы детей. Обращения уполномоченного к органам власти способствуют принятию решений по обеспечению и восстановлению нарушенных прав детей, решению актуальных проблем детства.

Деятельность Уполномоченного по правам ребенка должна способствовать усилению координации деятельности всех структур и обеспечению комплексного решения проблем детства. Учреждение института Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) служит свидетельством не только обязательства государства обеспечить права детей, но и готовности нести ответственность за исполнение этого обязательства