Реклама

Аналитика

Л. Панкевич. О монетизации в отношении чернобыльских детей


В Псковской области сложившаяся ситуация характеризуется проявлением чувства тревоги населения за своё здоровье и здоровье детей, связанным с возможным воздействием радиации.

По официальным данным Минздрава РФ пострадавших детей по Псковской области числится 97 человек. Фактически же, согласно данным нашей картотеки, только в Островском районе их проживает 174. Сегодня появляются дети первого и последующих поколений, которые не имеют удостоверений и которые нигде статистически не учитываются. В то же время Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена их социальная защита, ст. 25.

Обострение ситуации вызвано ещё и потому, что органы власти до сих пор не готовы быть достаточно открытыми даже в предоставлении информации, имеющей общественное значение. Например, на соответствующий информационный запрос организации-Заявителя из Управления социальной защиты населения области получен ответ, что в отношении персональной информации, касающейся лиц, имеющих право на получение определённых льгот и компенсаций, в том числе детей, пострадавших от радиационного воздействия, органы социальной защиты населения обязаны соблюдать конфиденциальность, и органы социальной защиты населения, нарушившие условия конфиденциальности, должны нести ответственность в соответствии с действующим законодательством о персональных данных.

В то же время государство в лице федерального законодателя отступило от конституционно-правовой обязанности в возмещении вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, путем понижения уровня возмещения вреда в форме компенсаций, доплат и льгот, а также замены натуральных льгот денежными компенсациями.

В ранее действовавшей редакции «чернобыльского» Закона (до 1 января 2005 года), выражено более реально и насущно потребности пострадавших граждан в смягчении последствий чернобыльской катастрофы и в поддержании достигнутого жизненного уровня посредством предоставления натуральных и денежных компенсаций и льгот и перераспределения во времени в процессе их востребования.

С этой точки зрения натуральные льготы и компенсации при их «монетизации» должны быть по своему уровню тождественны их реальной (на момент востребования) стоимости для покрытия целевых расходов и не должны быть перераспределены во времени и по кругу лиц во избежание нецелевого использования данного рассроченного вида компенсационной выплаты, осуществляемой взамен натуральной льготы.

Между тем Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в отношении детей, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, как по сумме размеров денежных эквивалентов замененных (отмененных) натуральных льгот и компенсаций, так и по условиям их предоставления указанным требованиям не соответствует в силу ряда обстоятельств.

По состоянию на 31 декабря 2004 года средняя стоимость выплат за неиспользованное ежегодное бесплатное оздоровление в оздоровительных лагерях (общего и санаторного типа) и других оздоровительных учреждениях составила 8400 руб.

Предоставление льготы на лекарство составляли в среднем на одного ребёнка 4800 рублей в год, а на проезд в пригородном поезде 3600 рублей в год.

Всего сумма предоставленных льгот составляла 16800 рублей в год.

С 1 января 2005 размер ежемесячных компенсационных выплат равен 500 рублей, соответственно за год – 6000 рублей.

Итак, объем финансирования соответствующих льгот и выплат существенно уменьшен в 2,8 раза, а условия предоставления ухудшены, что противоречит Федеральному закону от 22.08.2004 №122-ФЗ.

«Кто возместит разницу за 2005 год между выплачиваемой компенсацией после монетизации и ранее действующими льготами»?

В связи с изложенным представляется, что в рамках системы мер, призванных обеспечить социальные гарантии путем повышения благосостояния за счет выплаты детям-льготникам ежемесячных денежных сумм (Е.Д.В.) в размере статистических нормативов в замен натуральных льгот, является недостаточным в той мере, в какой это необходимо для удовлетворения насущных потребностей в социальных гарантиях для их оплаты в полном объеме в соответствии с ранее принятым чернобыльским Законом.

Из этого следует:

1. Обеспечить социальные гарантии путем повышения благосостояния за счет выплаты детям-льготникам ежемесячных денежных сумм (Е.Д.В.) в размере статистических нормативов в замен натуральных льгот в полном объеме в соответствии с ранее принятым Законом.

2. Во избежание волокиты путем доказывания своего правового статуса лиц, обеспечиваемых медицинским обслуживанием и мерами социальной поддержки в рамках радиационной защиты детей, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, всевозможными справками, выписками, заключениями и тому подобными документами наделить правом на получение специального удостоверения, подтверждающего их правовой статус детям и подросткам в возрасте до 18 лет, проживающим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированным и переселенным из зон отчуждения, отселения, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также детям перового и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей.

3. Обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) без ограничения Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи детям, имеющим право на получение государственной социальной помощи.

Контакт: : 181350, Псковская область, город Остров, улица 25 лет Октября, дом 31 кабинет 8. Президент Псковской областной общественной организации «Дети Чернобыля» Л.И. Панкевич