Реклама

Международный опыт

Люблянские заключительные выводы по незамедлительным действиям в связи с насилием в отношении детей


Люблянские заключительные выводы по незамедлительным

действиям в связи с насилием в отношении детей


Принято 7 июля 2005 г.

Принимая во внимание все формы насилия в отношении детей, имеющего место в различных условиях, включая дом и семью, школы и учреждения интернатного типа, места работы и местное сообщество; в том числе последствия актов терроризма, конфликтов и войны;

Подчеркивая важное значение Конвенции о правах ребенка и ее Факультативных протоколов в качестве стандарта для защиты детей от всех форм насилия, а также то, что положения Конвенции и другие соответствующие международные документы по правам человека, включая Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Международный пакт о гражданских и политических правах, должны создать минимальную основу для рассмотрения всех форм насилия в отношении детей;

Напоминая о важном значении эффективной реализации региональных соглашений для предупреждения всех форм насилия в отношении детей, включая Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и ее Протоколы и Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и ее Протоколы, а также о незамедлительной ратификации и реализации Европейской конвенции по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений, пересмотренной Европейской социальной хартии и ее Дополнительного протокола и Конвенции о контактах, касающихся детей; Конвенцию Совета Европы по предотвращению терроризма и, в особенности, ее положений, касающихся жертв;

Принимая во внимание заключительные рекомендации, принятые Комитетом по правам ребенка в ходе проведенных в 2000 и 2001 гг. Дней общей дискуссии на темы, соответственно, “Насилие со стороны государства в отношении детей” и “Насилие в отношении детей в семье и школе”, общую совокупность правовых норм Комитета в отношении всех форм насилия, а также других соответствующих договорных органов по правам человека, и судебную практику Европейского суда по правам человека и выводы Европейского комитета по социальным правам;

Признавая многообразие условий, в которых в странах Европы и Центральной Азии происходят акты насилия в отношении детей, а также то, что факторы, связанные с гендерной и этнической принадлежностью, социальным происхождением и инвалидностью подвергают некоторых детей большему риску, чем других; признавая, что стену молчания вокруг проблемы насилия в семье, включая телесные наказания, еще предстоит разрушить; что должен быть улучшен мониторинг для выявления фактов насилия в школах и вне школ, в государственных и частных учреждениях, а также на рабочих местах; что усилия по предупреждению насилия должны носить приоритетный характер; признавая в той же мере наличие широкого разнообразия возможностей для предупреждения насилия и защиты его жертв с помощью различных социально-экономических структур и программ;

Принимая во внимание, что насилие несет в себе тяжелое бремя проблем для физического и психического здоровья детей и их всестороннего развития, а долгосрочные последствия насилия зачастую проявляются лишь на последующих этапах жизни,

Мы, участники, признаем важность подхода, основанного на правах ребенка, для устранения расхождений между стандартами и реальностью, а также актуальность задачи по изменению представлений общества, структур управления и отдельных личностей о том, какие формы поведения в отношении детей являются приемлемыми. В качестве приоритетных направлений мы согласны принять следующие действия:

1. Разрабатывать и вводить в действие на всех уровнях - при активном содействии организаций гражданского общества - меры по предупреждению насилия в отношении детей на основе подходов и процессов, предусматривающих межотраслевое взаимодействие с участием специалистов различного профиля из разных секторов, родителей и детей, которым оказывается поддержка на максимально возможном политическом уровне;



2. Ратифицировать соответствующие международные соглашения, вводить в действие, изменять или отменять, по мере необходимости, все внутренние законодательные акты в целях запрещения всех форм насилия в отношении детей в любой обстановке, включая телесные наказания и унизительное обращение, и принимать необходимые меры с целью предупреждения и наказания таких правонарушений в отношении детей; также уделять особое внимание развитию процедур ювенального правосудия для предотвращения всех видов насилия на всех этапах процесса;

3. Привлекать особое внимание к предупреждению насилия в отношении девочек и мальчиков и придавать этому максимальную политическую значимость, включая, например, проведение общественных информационных кампаний по повышению уровня осведомленности о масштабах и негативных последствиях всех форм насилия, и осуществлять это посредством развития устойчивого партнерского сотрудничества с детьми, родителями, гражданским обществом, частным сектором, новых отраслей информационных технологий и средств массовой информации;

4. Усиливать технические, юридические, процессуальные и институциональные возможности соответствующих секторов, таких как образование, здравоохранение, юстиция, услуги по защите и инспекция труда, для выявления фактов насилия и разработки соответствующих, основанных на фактах стратегий и четкой политики в отношении семей и детей в целях предупреждения насилия, оказания поддержки детям, ставшим его жертвами, а также усиления отчетности, передачи дел на рассмотрение и ответных действий;

5. Стремиться к определению масштабов и регулярному анализу и мониторингу различных форм насилия в отношении детей, собирать данные с разбивкой по полу, возрасту и другим соответствующим факторам, включая источники дискриминации, которые делают некоторые группы детей особо уязвимыми для насилия, и систематически оценивать соответствие и эффективность мероприятий, направленных на защиту детей от насилия, а также усилий по оказанию своевременной помощи и рассмотрению последствий жестокого обращения, включая его социальную и экономическую цену для общества;

6. Осуществлять ранние, эффективные, гендерно чувствительные и доброжелательные по отношению к ребенку меры вмешательства в целях предупреждения виктимизации и повторных актов насилия в отношении детей путем разработки чувствительных процедур и механизмов, включая предоставление конфиденциального консультирования, судебных процедур, доброжелательных к ребенку; вспомогательных услуг в области здравоохранения и защиты в целях обеспечения восстановления физического и психосоциального состояния детей, подвергшихся насилию и несовершеннолетних правонарушителей;

7. Развивать систематическое и интегрированное образование в сфере защиты ребенка, поощрять обучение родителей, всех соответствующих профессиональных групп и СМИ, включающее предоставление информации о стандартах в области прав человека, о ненасильственных методах разрешения конфликтов и обеспечения дисциплины, а также о развитии ребенка, правах детей со специальными нуждами;

8. Усиливать и развивать далее все формы международного и трансграничного сотрудничества, в том числе в области предупреждения уголовных правонарушений, для предотвращения всех форм насилия в отношении детей и борьбы с ним, а также для обеспечения того, чтобы лица, совершившие такие акты насилия, не уходили от ответственности и получали соответствующее лечение;

9. Создавать возможности для того, чтобы дети и молодежь играли более активную роль в борьбе с насилием, способствуя получению детьми знаний и навыков, позволяющих легче распознавать случаи насилия, и созданию механизмов обеспечения их участия в ситуационном анализе, исследованиях и мониторинге, а также в разработке законодательных актов и политики, касающихся их.

Мы, представители всех стран региона Европы и Центральной Азии, выражаем свое согласие с тем, что эти девять шагов станут первыми важными шагами, которые мы предпримем на национальном и региональном уровнях с целью борьбы с насилием в отношении детей.