Реклама

III конференция "Гражданское общество - детям России" 16-17 декабря 2003г.

Хабибуллин Р.Д., Хабибуллина Л.А. Участие детей в принятии экологически значимых решений


Участие детей в принятии экологически значимых решений

Р.Д.Хабибуллин, Л.А.Хабибуллина, г. Нижний Новгород

НООО “Компьютерный экологический центр”, Детско-юношеская организация “Зеленый Парус”

В материалах конференции Организации Объединенных наций по окружающей среде и развитию, прошедшей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года, “Повестка дня на 21 век” в статье 25 “Роль детей и молодежи в обеспечении устойчивого развития” говорится: “Молодежь составляет почти треть населения планеты и при решении ее будущего ей необходимо иметь возможность высказывать свое мнение. Крайне важно, чтобы молодежь играла активную роль в защите окружающей среды и активно участвовала в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды и развитию”.

В статье 36 “Просвещение, подготовка кадров и информирование населения” говорится: “Для совершенствования просвещения в целях устойчивого развития следует обеспечить вовлечение школьников в местные и региональные исследования состояния окружающей среды, включая вопросы безопасности питьевой воды, санитарии, пищевых продуктов и экологических последствий использования природных ресурсов”.

Мы считаем, что наилучшей формой для решения задач образования для устойчивого развития, поставленных “Повесткой дня на 21 век”, является метод проектов, разработанный Дж. Дьюи и С. Т. Шацким, так как в его основе лежит стратегическое планирование и управление, ставящей целью достижение изменений состояния окружающей среды.

Задачи образования для устойчивого развития – это повышение восприимчивости людей и степени их участия в поисках решений проблем развития и сохранения окружающей среды. Просвещение для устойчивого развития должно способствовать пониманию социально-экономической обстановки и проблем развития человека. В основе проектной деятельности лежит метод структурной логики, включающий в себя последовательное выполнение следующих этапов: исследование окружающей среды, вычленение проблемы, постановка цели, определение метода, как способа решения, выбор альтернатив. И последний этап: оценка, мониторинг проекта.

В клубе “Зеленый Парус” занимаются дети, начиная с пятилетнего возраста. Молодежная группа объединяет студентов различных вузов и техникумов, а также молодых специалистов.

Работа с детьми младшего возраста проводится по проектам Одюбоновского общества, “Свет жизни” и “Ощущение чуда”, адаптированные к местным российским (нижегородским) условиям. На втором этапе обучения детей успешно применяются проекты Обнинской школы экологического образования. Это проекты Т. В. Шпотовой “Дом” и “Дерево Земли, на которой я живу”, одобренные Минобразования России и рекомендованные для системы дополнительного образования, и проект В. Б. Калинина “Мир воды”.

Старшеклассники и студенты “Зеленого Паруса сами разрабатывают проекты, которые защищаются ими на экологических олимпиадах, конференциях НОУ, Российских конкурсах исследовательских работ и проектов, таких как конкурс исследовательских работ учащихся им. В. И. Вернадского, “Вода на Земле”. Итогом явилось участие в Ярмарке социального партнерства “Пермь 2000”, где проект “Зеленого Паруса” “Благоустройство русла малых рек” получил финансирование на его реализацию. Проект предусматривает проведение благоустройства русла и прибрежной территории городской малой реки Кова, протекающей по живописной местности Нижнего Новгорода и способной после приведения ее в порядок украсить территорию города. Результаты проекта стали примером социального партнерства во имя решения общих проблем.

В 2002 году произошла интеграция проектной деятельности “Зеленого Паруса” в мировое сообщество. Проект “Река и дети” стал лауреатом международного Интернет-конкурса детских экологических проектов “Океан приключений”, проводимого Всемирным фондом защиты дикой природы и шведской автомобильной корпорацией Volvo.

Образование для устойчивого развития призвано ответить на вопрос: что должны знать и уметь учащиеся к тому времени, когда они окончат школу, колледж, университет, чтобы быть максимально полезными для повышения качества жизни и решения проблем своего сообщества.

Работая над проектами, дети не только стремятся к сохранению природных уголков в городе, но и формируют свое отношение к окружающему миру: учатся мыслить глобально, а действовать локально. Именно игровая и общественно-полезная деятельность является той средой, которая формирует планетарное мышление, прививает ценность биосферной нравственности. Сочетание широкой и разнообразной образовательной программы с исследовательской и природоохранной деятельностью способствует развитию у детей творческих способностей, создает предпосылки для развития успешной личности.

Проблемой, на которую хотелось бы обратить внимание, является отсутствие государственных механизмов стимулирования и развития детского экологического движения как формы экологического образования и основы устойчивого развития общества и участия детей и молодежи в принятии экологически значимых решений. Развиваются и поддерживаются экономические, эстетические, культурологические направления. Вся система государственного и общественного развития России оставляют молодым людям, озабоченным ухудшением состояния окружающей среды только экстремальные формы давления на власти в виде антиглобалистского движения, движения Дружин охраны природы молодых. По нашему мнению, необходима государственная система диалога и поддержки детского и молодежного экологического движения для совместной и согласованной работы общественности и государственных природоохранных органов при решении насущных экологических проблем.

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч