Реклама

III конференция "Гражданское общество - детям России" 16-17 декабря 2003г.

Лымарь А.Б. Гуманитарная интеграция как метод формирования продуктивного мышления и позитивного мировидения у детей и молодежи


Гуманитарная интеграция как метод формирования продуктивного мышления и позитивного мировидения у детей и молодежи



Лымарь А.Б., Москва

Межрегиональный общественный благотворительный фонд поддержки гуманитарных программ «Гуманитарная интеграция»



Размышления на тему долга взрослых перед детьми принято связывать с проблемами в области материального обеспечения семей и поисков в сфере образовательной и воспитательной деятельности потому, что именно в ощущениях бедности формируется взгляд на мир, в котором нет места для реального воплощения идеи социальной справедливости, в том ее понимании, которое активно интерпретируется опытом взрослого населения нашей страны, населения, воспринявшего идею справедливости, исходя из той картины мира, той правды, которая была ему преподнесена, или навязана, государственной машиной ХХ века и всем предыдущим опытом человечества, а образование остается единственной проверенной временем и привычной формой влияния старшего поколения на новое.

Примитивное стремление к поверхностному осуществлению принципов справедливости, мотивированное интуитивной неудовлетворенностью качеством собственной жизни, стало основной причиной, подтолкнувшей народы бывшего СССР к размежеванию, удерживаемому идеями национальной уникальности или религиозной авторитетности, связанными с возможными уникальными перспективами на отдельное благополучие. Благодаря современным взрослым, их трансформированному многими историческими событиями сознанию и миропониманию современные дети лишены возможности воспринимать мир как нечто целостное и разумное, выделять в нем главные и второстепенные ценности, вынуждены оставаться на уровне восприятия жизни глазами своих родителей и учителей, или, в другом случае, опираться в познании мира на собственный опыт, часто граничащий с примитивным сознанием или обладающий ярко выраженными нигилистическими чертами.

Наблюдается отсутствие ощущения радости существования и стремления к личному завоеванию мира путем его познания, новые государственные и бюрократические границы, искусственно сужающие развитие неограниченных возможностей в преодолении пространства, что столь необходимо молодой душе, отсутствие чувства единства в семье, в обществе, в мире. Все это взрослое население пытается изменить, опираясь все на тот же имеющийся опыт, притягивая в качестве аргументов собственное понимание ценностей, культивируя одни традиции, отвергая другие, превращая изначально добрую идею в идеологический товар временного пользования.

Детская интуиция уникальна, детская душа всегда чувствует ложь. Подыгрывая нашим благим стремлениям, молодое поколение проявляет чудеса терпимости и сочувствия. А далее ребенок либо взрослеет, повторяя ошибки старших, либо отвергает придуманную другими картину мира, впадает в уныние, или становится агрессивным.

Сегодня можно и необходимо думать и действовать в интересах детей и молодежи, но думы эти и дела должны все меньше опираться на укоренившиеся убеждения, на опыт, иногда эгоистичный и ностальгический, обладающий краткосрочным действием. Можно решить проблему финансирования мероприятия для детей, оказать материальную помощь конкретному ребенку, семье, открыть новую школу, подарить компьютер, т.е. создать короткий праздник. И отказываться от такого рода деятельности не стоит.

Речь же идет о глубоком осмыслении роли современных детей и молодежи в жизни современного населения страны и всего мира. Сегодняшние дети - будущие строители и устроители мира. С каким бы пафосом не звучало последнее замечание, именно здесь заложены будущие успехи и неудачи развития общества, здесь кроются последующие социальные проблемы, основанные на вечном диалоге отцов и детей. Растягивание детского сообщества на национальные, религиозные, политические партии, использование исчерпавших себя идеологем «культурная традиция», «патриотизм», «интернационализм», внедрение новых понятий «культура мира» и «толерантность», истолкованных все в тех же привычных традициях, формируют в детях и молодежи беспомощность, особый род идеологической зависимости, влияют на развитие и проявление свободной воли, на самостоятельность и глубину нравственного выбора молодой личности. Такое положение не может не сказаться на качестве дальнейших принципов построения человеческого сообщества, на отношениях между поколениями.

Партнерство, сотрудничество, взаимность в отношениях, сдержанность, терпимость, взаимный интерес, распределение ответственности, отказ от монополии на правду. На этих условиях сегодня может формироваться продуктивное, позитивное общение поколений. В большей степени это требования к старшим.

С чего же можно начать уже сегодня. 1) Осознавая всю серьезность экономических проблем, понимая сложности в развитии образования, прежде всего те, которые связаны с определением его целей и задач, объясняя причины трудностей в формировании позитивного мировидения у молодого поколения, необходимо сформулировать идею оценки роли и места детей и молодежи в современном мире. 2) Создать силами специалистов, при участии государственных и общественных организаций, проблемную группу, которая сможет разработать программу исследований в области интеллектуального развития молодого поколения как будущего взрослого населения планеты. 3) Разработать ряд программ, предполагающих действия, обеспечивающие преодоление в молодом поколении россиян комплекса замкнутости, оторванности от своей страны и от всего мира, что связано с неблагополучным материальным положением их семей или с отсутствием четких формулировок перспектив и конкретных условий для развития каждого. В такую программу должны быть включены мероприятия по профессиональному обучению, методики социальной адаптации, формирования гражданского сознания, проекты, обеспечивающие условия для интеллектуального и творческого развития молодой личности. Для решения этих задач потребуется активное взаимодействие всех организаций, действующих в интересах детей и молодежи.

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч