Реклама

III конференция "Гражданское общество - детям России" 16-17 декабря 2003г.

Леонова И.Г. Социальное партнерство территориальных НКО и местной власти в развитии внешкольной работы с детьми в Москве


Социальное партнерство территориальных НКО и местной власти в развитии внешкольной работы с детьми в Москве

И.Г. Леонова, Москва

руководитель Центра взаимодействия общественных и государственных структур «Социальное партнерство»

Не так давно во Дворце творчества детей и молодежи собрались люди разных возрастов, но объединенные одной верой ‑ верой в страну Детства.

Старшие из участников этой встречи вспоминали, что 40 лет назад, 1 июня 1962 года праздновал новоселье Московский городской дворец пионеров и школьников. Из замечательного, уютного и родного для многих юных москвичей здания в переулке им. Стопани, ставшего слишком тесным для растущего города, Дворец переехал на Ленинские горы. Это был праздник детворы! И праздник города, который отдал ребятам один из красивейших своих уголков, построил замечательный комплекс с театральным и концертными залами, спортивными сооружениями, оранжереей и обсерваторией. Страна Детства получила дорогой и долгожданный подарок площадью в 48 га и стоимостью... Впрочем, не в деньгах ведь дело!

С внешколкой, как называли систему внешкольных учреждений я и мои коллеги, связаны 20 лет моей жизни. Из них семь ‑ это школа городского Дворца пионеров. Школа в самом высоком смысле этого слова, школа служения Детству. Дворец был настоящим методическим центром воспитательной работы с детьми и подростками, имевшим огромное влияние не только в Москве, ‑ оно распространялось на всю страну. Здесь находился центр внешкольной педагогики.

Говорю сегодня об этом с горечью, поскольку мы не сумели, к сожалению, сохранить уникальную, складывавшуюся годами систему внешкольного воспитания в нашей стране. Систему, получившую признание во всем мире. Теперь все больше говорят о дополнительном образовании. Но как вместить в это куцее, коньюктурно-индивидуалистическое допобразование, весь тот смысл, которым были переполнены отношения детей и взрослых в творческих коллективах, подростковых и юношеских клубах, студиях и секциях. Здесь дружили, спорили, учились гражданственности, работали в разновозрастных коллективах. Дух коллективизма, тяга к взаимной выручке и поддержке, интерес и доброжелательное отношение к другим культурам, столь свойственные нам как нации, во многом воспроизводились именно в системе внешкольного воспитания. И вот, на тебе ‑ допобразование! Образовывайся, расти над собой, повышай конкурентоспособность на рынке труда. В пределе, если повезет, ‑ уедешь работать на Запад. Не ведаем, что творим!

Внешкольная педагогика развивалась как особенная, очень неформальная и творческая практика, осмысленная и обоснованная замечательными учеными педагогами: С. Шацким, И. Ивановым, , С. Шмаковым, И. Лутошкиным, М. Коваль и другими. В самых разных уголках страны работали удивительные энтузиасты, объединявшие вокруг себя замечательные и здоровые детские коллективы. Наше счастье, что такие люди еще есть. Но как им не просто теперь! Ведь существовавшая прежде система внешкольного воспитания практически разрушена, произошла ее подмена допобразованием.

Именно сегодня всем нам как никогда необходимо задуматься о будущем наших детей, переосмыслить содеянное, и поддержать организации, детские объединения и коллективы, педагогов, что сумели сохранить дух творчества, дух коллективизма, дух страны Детства.

Основная проблема: общественная и государственная поддержка системы внешкольного воспитания детей и подростков. Первое, что мы, как граждане, можем и должны сделать: увидеть здоровые, общественно-полезные организации, способствующие нормальному развитию и воспитанию наших детей. Увидеть и сказать: "Этот клуб, или этот детский центр, эта студия нам нужны!" Сказать в первую очередь ‑ самим себе, чтобы определиться в своем отношении. А затем ‑ вслух: своему депутату, корреспонденту районной газеты, главе управы, всем, до кого способны достучаться. Можно не только сказать, но и сделать: помочь с ремонтом, не допустить продажи коммерсантам помещения, где ведется работа с детьми, организовать сбор средств, для поддержки нужного дела.

Мы живем в такое время, когда нам, гражданам, следует научиться объяснять государству, а точнее органам государственной власти и, особенно, органам местного самоуправления, что действительно нужно сделать для улучшения жизни района или города, и, конечно, для наших детей. Вот это и есть взгляд из "Социального партнерства". Ведь посмотрите, что сейчас происходит с молчаливого согласия москвичей. Дворцу детского творчества на Ленинских горах предлагают сдать бассейн в аренду гостинице "Орленок", где работает шикарный ночной клуб. На территории городского клуба моряков, планируется строительство платных теннисных кортов. А где располагаются сохранившиеся еще клубы, работающие с детьми по месту жительства? В красивых, светлых и оборудованных на средства налогоплательщиков помещениях? Да нет, в основном, в подвалах и полуподвалах, реже на первых этажах жилых домов. Подвальная педагогика!

Есть, безусловно, и позитивные примеры. Во многих районах Москвы сохранились и развиваются детские клубы. В ЦАО не одно десятилетие работает Форпост культуры им. С. Шацкого, входящий в педагогическое объединение округа, возглавляемое Юрием Березкиным. Художественно-эстетический Центр "ЭПИ", созданный в Северо-Восточном округе Ольгой Логвиненко знаменит своей "Весной в Алтуфьево" ‑ традиционным фестивалем детского творчества. Патриарх педагогики "по месту жительства" Ричард Соколов и сегодня руководит детским клубом "Ровесник" в СВАО. Кстати, многие из детских клубов в настоящее время существуют не как муниципальные учреждения или учреждения органов образования, но как негосударственные некоммерческие организации (НКО). Финансирование из разных источников, присущее организациям "третьего сектора", для многих внешкольных центров привычно еще с советских времен. Успешно работавшие клубы и дома пионеров, в той нашей жизни, активно привлекали не только бюджетные средства, но и средства шефствующих организаций, как мы теперь говорим – спонсоров.

Сегодня формируется новое детское движение. Возникают и развиваются негосударственные некоммерческие организации, осуществляющие воспитательную работу с детьми, во многих из которых работают замечательные профессионалы, настоящие педагоги-внешкольники. Необходимо создавать условия для работы таких объединений, поддерживать здоровые начинания. Нужно находить формы сотрудничества таких НКО с государственными и муниципальными внешкольными учреждениями, другими учреждениями образования, предоставлять на продуманных условиях имеющиеся в распоряжении государства площади и т.п.

Недавно организован благотворительный фонд по сохранению и развитию комплекса Московского городского дворца творчества детей и молодежи на Воробьевых горах. При наличии фантазии, доброй воли и согласованных действий, территория Дворца (те самые 48 гектар, которые сейчас администрации Дворца с большим трудом удается сохранять и поддерживать в порядке) могла бы превратиться в настоящий город Детства, сделаться привлекательной для посещения детскими группами из других городов и зарубежных стран, стать не только визитной карточкой Москвы, но и источником пополнения городского бюджета.

Мы могли бы в Москве на основе уже имеющихся Дворца детского творчества, уникального Детского музыкального театра им. Н.И. Сац, Цирка на Ленинских горах создать новые возможности для развития детского туризма и пропаганды русской национальной культуры. Представьте себе, что на территории Дворца расположены "Город русской сказки", "Аллея русской поэзии", "Открытый музей русской природы", полоса для любителей экстремальных приключений. Ведь это все возможно устроить. При этом рядом, в театре, можно услышать детскую оперу, а в цирке утром поучиться жонглировать у настоящих мастеров, которым аплодировал накануне на вечернем представлении. По-моему, желающих посетить такой Центр будет ничуть не меньше, чем знаменитый "Дисней-лэнд". А смысла от посещения гораздо больше!

И еще об одном я хотела бы сказать: настало время объединения людей, по-настоящему служащих Детству. Мне бы очень хотелось чтобы в стране и, конечно, в нашей Москве ширилось и росло движение педагогов, творчески работающих с детьми. Причем с самыми обычными, нормальными детьми. Мы, к сожалению, привыкли к кампанейщине. То помогаем одаренным. То, наконец-то, начинаем создавать приюты для бездомных детей. Но ведь будущее нашей страны в наибольшей степени зависит от тех, кого можно назвать нормальными или благополучными. Их большинство. Проблемы этих детей не так эффектны, чтобы повышать рейтинг телевизионных каналов. Но это наши дети, наше будущее, за которое сегодня в ответе мы.

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч