Реклама

III конференция "Гражданское общество - детям России" 16-17 декабря 2003г.

Ларина С.Ю. Нарушения прав детей при государственной регистрации рождения


Нарушения прав детей при государственной регистрации рождения

С.Ю. Ларина, Калининградская область

представитель Уполномоченного по правам человека в Калининградской области

В 2002 году в Российской Федерации вступило в силу новое законодательство о гражданстве и правовом положении иностранных граждан, установившее более жесткие требования приобретения гражданства России по сравнению с ранее действующим законодательством. Проблемой особой социальной значимости в этой связи стали случаи невыдачи органами ЗАГСа Калининградской области свидетельств о рождении детей по заявлению родителей, незаконно проживающих на территории России либо не представивших документы, свидетельствующие о брачном состоянии. В 2002-2003 гг. более десятка лиц обратилось к Уполномоченному с жалобами на действия органов ЗАГС.

Так, к Уполномоченному по правам человека в Калининградской области обратился гражданин России М.,, сообщивший, что рождение его полугодовалой дочери не зарегистрировано, так как мать не имеет гражданского паспорта. Матерью ребенка является К., лицо без гражданства, переехавшая на территорию Калининградской области из Кыргызстана и имеющая единственный документ, удостоверяющий ее личность, - свидетельство о рождении, выданное в Кыргызстане. Отдел ЗАГС администрации Калининградской области, прокуратура Калининградской области указали на правомерность действий должностных лиц органов ЗАГС в г. Нестерове, отказавших родителям в выдаче свидетельства о рождении ребенка. Отказ в регистрации был аргументирован тем обстоятельством, что действия должностных лиц органов ЗАГС по регистрации детей лиц, которые не могут представить документы, подтверждающие принадлежность к гражданству какого-либо государства и законность пребывания на территории России, подпадают под действие ст. 18.9 Кодекса об административных правонарушениях РФ, предусматривающего ответственность за нарушение должностными лицами условий пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. Отцу ребенка пришлось устанавливать свое отцовство через суд, и уже затем регистрировать рождение ребенка.

К Уполномоченному обратилась также гражданка Украины Д., которой было отказано органами ЗАГС в регистрации рождения ее новорожденной дочери, так как Д., будучи гражданкой Украины, предъявила в ЗАГС украинский заграничный паспорт, в котором отсутствовала запись о ее брачной правоспособности; а также потому что Д. пропустила сроки продления временной регистрации на территории России, и действия органов ЗАГСа по выдаче по ее заявлению свидетельства о рождении подпадали бы под действие вышеуказанной ст. 18.9 КоАП.

В результате последовательных действий Уполномоченного отдел ЗАГС администрации Калининградской области принял решение о выдаче Д. свидетельства о рождении ребенка в исключительном порядке. Аналогичным образом в исключительном порядке удалось зарегистрировать рождение ребенка (14.11.2002 г.) гражданки Туркмении М. и гражданки Киргизстана Б. (24.02.2003 г.).

Сложности с оформлением свидетельств о рождении детей матерей-иностранных граждан осложняется тем обстоятельством, что органы ЗАГС требуют от них предоставления справок о брачной правоспособности. Хотя в большинстве случаев такое требование является попросту невыполнимым в силу того обстоятельства, что ни один компетентный орган любого государства не может дать юридически обоснованного заключения о брачном состоянии того или иного лица.

Взвешенную и гуманную позицию в отношении рассматриваемого вопроса заняли судебные органы. Так, к Уполномоченному обратилась гражданка Украины Ф., сообщившая, что рождение (10.12.2002 г.) ее сына до настоящего времени не зарегистрировано, так как она, являясь гражданкой Республики Украина, не имеет разрешения на временное проживание на территории России. В силу той же причины Ф. не могла зарегистрировать брак с отцом ребенка, являющимся гражданином России. В то же время, Ф. живет в г. Балтийске с 1996 г., временно зарегистрировавшись по месту жительства. По жалобе Ф. и ее гражданского мужа, отца ребенка Я., Калининградским областным судом было вынесено решение, обязывающее органы ЗАГС произвести регистрацию рождения ребенка Ф., приняв в качестве документа, удостоверяющего ее личность, паспорт гражданки Украины. В решении суда особо подчеркнуто, что, требуя от матери-иностранной гражданки документы, подтверждающие законность ее проживания на территории России, органы ЗАГС взяли на себя несвойственные им функции по исполнению Закона «О правовом положении иностранных граждан», также подчеркнуто, что паспорт гражданки Украины является документом приемлемым и достаточным для удостоверения личности Ф. без дополнительной легализации, и на основании этого паспорта Ф. вправе была требовать регистрации родившегося у нее ребенка.

Уполномоченный неоднократно обращал внимание должностных лиц органов ЗАГС и прокуратуры Калининградской области на то обстоятельство, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Конвенции о правах ребенка ООН, ратифицированной Российской Федерацией, «ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу».

В результате отсутствия свидетельства о рождении ребенка родители не имеют возможности получать детские пособия, обращаться за бесплатной медицинской помощью. Дети не могут посещать детские, в том числе образовательные, учреждения, осуществлять поездки за пределы Калининградской области, в том числе на остальную территорию Россию. При этом нарушается также установленный международно-правовыми документами принцип единства семьи и недопустимости вмешательства государства в осуществление права на личную и семейную жизнь.

Отказы в регистрации рождения детей угрожают их жизни и здоровью, толкают родителей на необоснованные с моральной точки зрения поступки. Так, Уполномоченному известно о факте, когда 17-летняя девушка, прибывшая из Республики Казахстан, сделала аборт, мотивировав это трудностями, связанными с неопределенным правовым статусом будущего ребенка.

Необходимо отметить, что подобная практика, приводящая к серьезному нарушению прав человека, распространена в силу наличия существенных коллизий в действующем законодательстве. Можно говорить о кардинальных противоречиях между отдельными нормами гражданского законодательства России, нормами международного и российского права. В любом случае незамедлительная регистрация рождения ребенка приоритетна и с позиции защиты естественных прав человека имеет большее значение, чем требования национального законодательства о приоритете урегулирования статуса родителей, подающих заявление о регистрации.

По инициативе Уполномоченного в калининградских средствах массовой информации появилась серия публикаций о проблемах с регистрацией рождения детей. Вопрос о необходимости изменения российского законодательства о гражданстве и правовом положении иностранцев, о записях в акты гражданского состояния был озвучен также на круглом столе российских уполномоченных по правам человека, состоявшемся в марте месяце этого года в Калининграде, на специальных слушаниях в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.

Учитывая высокую социальную значимость проблемы, затрагивающей права и законные интересы детей, Уполномоченный инициировал в Калининградской областной Думе депутатские слушания по вопросу об отказах в государственной регистрации рождения детей на территории Калининградской области.

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч