Реклама

III конференция "Гражданское общество - детям России" 16-17 декабря 2003г.

Кочеткова З.Г. Улучшение положения в Российской Федерации в отношении детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах


Улучшение положения в Российской Федерации в отношении детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах



Кочеткова З.Г., Калининград

Калининградская региональная детско-молодежная общественная
организация инвалидов “МАРИЯ”



Статистика увеличения числа детей с особенностями развития отражает тенденцию к ухудшению здоровья населения. Распространение детской инвалидности врачи связывают с увеличением уровня заболеваемости будущих родителей, особенно матерей, неблагоприятными условиями труда женщин, ростом детского травматизма и ухудшением экологической обстановки. В этот перечень можно добавить последствия родовых травм и врачебные ошибки.

По официальным данным, в списке причин детской инвалидности первое место отведено болезням нервной системы и органов чувств. На втором месте - психические расстройства (умственная отсталость). Третье место занимают врожденные аномалии развития. Инвалидами дети становится также в результате болезней органов дыхания, костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезней эндокринной системы, нарушения обмена веществ, болезней мочеполовой системы, новообразований, травм, отравлений и т.д.

Часть детей-инвалидов живет в специализированных государственных учреждениях. Более 50 тыс. воспитываются и обучаются в школах-интернатах, которые находятся в ведении Министерства образования РФ. Еще 30 тысяч - с тяжелыми физическими и умственными отклонениями - живут в домах-интернатах Министерства труда и социальной защиты населения. Большинство детей с особенностями развития растут в семьях. За семьей остается право выбора - воспитывать ребенка самим или направить в государственное детское учреждение. Это решение может зависеть как от характера и тяжести заболевания ребенка, так и от самой семьи. Одно дело, когда ребенок не слышит или потерял в результате несчастного случая руку, он все же сумеет освоить обычную школьную программу, найти работу, создать собственную семью. А если он навсегда прикован к постели, если психолого-медико-педагогическая комиссия признала его "не обучаемым", он, по сути, будет жить лишь до тех пор, пока за ним ухаживают его родные.

Материальное положение в таких семьях весьма тяжелое. И речь идет не о реабилитации больного, а о выживании. Родители, оставившие работу для ухода за ребенком, получают денежную компенсацию в размере 1000 рублей. На такие деньги прожить просто невозможно! Однако, содержание инвалида в специальном учреждении обходится намного выше названной суммы.

Городская инфраструктура мало приспособлена для детей-инвалидов. В результате дети оказываются запертыми в своих квартирах. На городских улицах редко можно встретить инвалида, и получается - нет человека, значит - нет проблемы.
Дает ли на современном этапе государственная система инвалиду равные возможности с другими людьми ? Разумеется, нет.

Один инвалид будет просить милостыню, а другой, с тяжелой формой заболевания, овладев специальностью, сделает достойной свою жизнь и жизнь своей семьи.

Государство предлагает отправлять особого ребенка в специальные учреждения, либо предоставляет ему и его семье льготы. Но система льгот способствует выработке потребительской позиции, потому что не опирается на реальные механизмы вхождения детей-инвалидов в общество. Разобщенность образовательных, социальных, трудовых, здравоохранительных государственных структур делает жизнь инвалидов убогой и неполноценной.

Мы предлагаем изменить СИСТЕМУ сопровождения инвалидов. Может быть, стоит продумать, как сделать из них не иждивенцев, а полноправных, полезных членов общества, и сделать это через развитие системы сопровождения. Выходом является - система непрерывного сопровождения инвалида. Начинать отслеживать ребенка необходимо от рождения до зрелого возраста. Систему образования ребенка-инвалида необходимо кардинально изменить. Особенного ребенка необходимо сопровождать от школы до получения специальности и трудоустройства, и успокаиваться только после того, когда будет видно, что человек себя полностью обеспечивает и обслуживает.

Создавшееся положение послужило побудительным мотивом предложения о проведении в Калининградской области эксперимента по развертыванию Федеральной экспериментальной площадки непрерывного сопровождения инвалида.

Пилотный проект может быть осуществлен на базе Калининградского регионального общественного учреждения «Реабилитационно-образовательного Центра для детей инвалидов и детей с ослабленным здоровьем «УДАЧА». Это позволит специалистам самого западного региона России в полной мере использовать современные образовательные и социальные технологии для оказания действенной практической помощи семьям, имеющих детей с проблемами в развитии, создать условия для осуществления полноценной реабилитационной работы с детьми на уровне современных требований и с последующей трансляцией опыта в другие регионы.

Почему на базе общественного учреждения, а не государственного? Во-первых, общественное учреждение более «мобильно». Во – вторых, оно сможет привлекать как государственное бюджетное финансирование, так и не бюджетное (фонды, бизнес, пожертвования). В третьих, в общественном учреждении «Удача» работают как сами инвалиды, так и члены их семей, которые знают настоящее положение дел не только из вне, но и из жизненного, личного опыта.

Учитывая экономическую ситуацию в России, исправить положение детей инвалидов возможно только сообща. Целью гражданского общества в лице общественных объединений и государства в отношении детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, является обеспечение защиты и реализации их прав и полноценного развития, профилактики социального неблагополучия детей, своевременная и комплексная социальная, медицинская, психологическая, педагогическая реабилитация, оптимальное жизнеустройство и интеграция в общество.

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч