Реклама

III конференция "Гражданское общество - детям России" 16-17 декабря 2003г.

Карчевский М.Ф. Все виды активного детского туризма – один из основных способов физического и морального оздоровления нации


Все виды активного детского туризма – один из основных способов физического и морального оздоровления нации



Карчевский М.Ф., Санкт-Петербург

Детское межрегиональное общественное движение «Культурно-Экологический патриотический клуб «Непоседа»



В период перемен, в котором сегодня находится Россия, естественна растерянность большинства молодежи, потеря веры в собственные силы, в способность повлиять на происходящие процессы. Итог - переоценка ценностей, стремление уйти от реальности за счет наркотиков, виртуального мира, получить желаемое не благодаря своим личным способностям, а обманными или криминальными методами. Противостоять этому можно путем знакомства подрастающего поколения с истинными ценностями - с красотой и многообразием природы, с ее тайнами и загадками.

Детский туризм зародился в каменном веке, когда малыш со своим племенем передвигался за стадами животных, узнавая и постигая окружающий мир. Одновременно он получал и физическую закалку, способность выжить и существовать в окружающем мире. Таким образом, познавательный туризм вкупе со школой выживания был первым видом детского туризма на планете.

Клуб «Непоседа» общественный. Средства мы получаем, выигрывая конкурсы, проводимые Комитетами по делам молодежи, Экологическими фондами. Мы стремимся, чтобы в наших работах могли принять участие все дети, вне зависимости от благосостояния родителей, или их наличия.

В научно-познавательных походах и экспедициях мы вместе со школьниками стремимся проникнуть в прошлое конкретной территории, проследить ход ее развития от «сотворения мира» до наших дней. Как, когда, какие и почему в различные геологические эпохи происходили здесь природные процессы. Как менялся климат. Как происходило зарождение, развитие и эволюция растительного и животного мира. Когда началось и как происходило освоение этих мест человеком. На конкретных примерах мы показываем детям, что весь бытовой уклад, история, культура, традиции, традиционные промыслы и ремесла местных жителей основаны на местных природных условиях и ресурсах именно этой территории. Что в этом наши корни, связь с нашими предками.

В непосредственном контакте с природой, совместно преодолевая небольшие, но трудности, происходит физическая и духовная закалка ребят. Они учатся жить и работать в коллективе, самостоятельно решать возникающие проблемы. Учатся проявлять инициативу и, что гораздо труднее, подчинять свои интересы интересам коллектива.

В любую погоду, находясь среди природы, постигая какие-то ее тайны, у детей развивается чувство ответственности за ее состояние, понимание необходимости бережного отношения ко всем видам и формам живой и неживой природы, возникает потребность быть активным ее защитником.

Мы учим ребят как преодолевать природные преграды, и как свести при этом риск до минимума. Умение работать с картой и ориентироваться на местности по компасу и без него, использовать рельеф и растительность при скрытных передвижениях, не теряться ни при каких обстоятельствах и мгновенно принимать при этом оптимальные решения всегда будут полезны будущему защитнику отечества. Мы знаем от ребят - кто участвовал в наших экспедициях и уже прошел службу в армии, что им было легче, чем другим, влиться в армейские коллективы, что они не становились жертвами дедовщины и никогда сами не притесняли других.

В маршрутах, в разговорах у костра мы показываем ребятам, что на самом деле Земля еще практически не изведана. Что ученые в большинстве случаев просто договорились, что Земля и Космос, многие объекты неживой природы устроены так, а не иначе. Не в классе на абстрактных примерах, а на практике учим детей мыслить, анализировать, фантазировать, удивляться. Научиться видеть необычное в привычном. Это - основное условие для мыслящего исследователя, а значит для прогресса общества. Набирайся знаний, и ты обязательно совершишь открытия, кем бы ты ни стал во взрослой жизни.

Абсурдно думать, что за 15-20 дней мы делаем из детей ученых. Наша задача заставить детей задуматься, что человек на Земле лишь частичка “единства непохожих” (Аристотель), что нельзя выпадать из этого единства, возвышать себя над ним. Из всех живых существ только человеку дан разум. Дан, чтобы предвидеть результаты своих поступков, чтобы суметь сберечь себя, своих потомков, сберечь тот мир, что нас окружает.

Детям необходимо видеть результаты своей работы. И мы вынуждены постоянно делать вместе с ними, пусть небольшие, но открытия. Квалификация специалистов, работающих с ребятами в Клубе, позволяет делать это. О наших открытиях регулярно проходит информация в различных петербургских и российских СМИ. Для ребят бесценно причастие к этим открытиям.

Активный туризм – это спорт на чистом воздухе, это возможность дать детям интересное, объединяющее дело, закалить тело и дух, обрести друзей и уверенность в собственных силах. Все виды активного туризма вырабатывают чувство товарищества, понимания необходимости заботиться о тех, кто рядом.

Наши предложения:

1. Любые виды активного детского туризма должны всемерно поддерживаться государством. Их развитие должно войти в программу «Здоровье нации». Скупой платит дважды. Сегодня Россия может заплатить многократно – мы стремительно теряем целое поколение.

2. Необходимо возобновить массовую подготовку инструкторов детского туризма. Добиться того, чтобы в каждой школе кто-то из учителей обладал правом и знаниями инструктора детского туризма, способного обеспечить хотя бы элементарные требования безопасности детей при проведении выездов на природу, тем более в многодневные походы.

3. Необходим Закон о льготах для проезда организованным группам школьников и сопровождающим их педагогам, следующим в туристские путешествия на всех видах транспорта, конечно, при заверенных направляющей организацией документах. В целях безопасности детей сопровождать их должен не один взрослый на 10 детей, а не менее 2 человек.

4. На все виды СМИ, вне зависимости от их собственности, должна быть возложена обязанность постоянной широкой пропаганды детского туризма

5. Можно внести еще много конкретных предложений по развитию активного детского туризма. При заинтересованности это можно будет сделать, если будет создана целевая рабочая группа. В противном случае они бесполезны. Будем работать дальше и, как обычно, сами решать проблемы.

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч