Реклама

III конференция "Гражданское общество - детям России" 16-17 декабря 2003г.

Булдакова У.П., Платонова Р.И. Поиск новых направлений и форм работы детских общественных объединений


Поиск новых направлений и форм работы детских общественных объединений



Булдакова У.П., Платонова Р.И., Якутск
Союз детских общественных объединений Республики Саха(Якутия)



Уровень социально – экономического развития общества в решающей степени зависит от того, насколько активно и сознательно участвуют в нем люди. В настоящее время наше общество переживает небывалый подъем общественно – политической и духовной жизни. Каждый член нашего посттоталитарного общества имеет закрепленные законом права для выражения и реализации собственных мнений, убеждений, достижения социально значимых целей, возможности для самораскрытия и самореализации. Задача, поставленная в свете этих требований времени перед нашей образовательно-воспитательной системой, подразумевает формирование и развитие социально активной, социально инициативной личности, способной на независимое мышление и творческое дерзание.

В Республике Саха (Якутия), как и во всей России, детское движение имеет свою историю и традиции, значительный педагогический и практический потенциал.

Союз детских общественных объединений Республики Саха (Якутия) насчитывает более тысячи детских организаций и объединений по улусам и городам, в которых состоят около 90 000 детей и взрослых.

2000 -2003 годы в республике наблюдается рост количества членов детских организаций, объединений, клубов по интересам. Особенно стоит отметить развитие детского движения в столице республики г. Якутске, в котором проживает четверть населения всей республики. Здесь в 2001 году при поддержке администрации г. Якутска стартовало детское движение «Юный горожанин».

В последнее время государством уделяется большое внимание педагогическим кадрам – руководителям общественных объединений. Совместно с министерством образования республики проводятся семинары, курсы повышения квалификации организаторов детского движения с приглашением специалистов из других регионов России. В 2003 году состоялся второй выпуск социальных педагогов со специализацией «старший вожатый» на базе Якутского педагогического колледжа № 1. Республика сохранила ставки старшего вожатого в каждой школе, также имеются методисты по детскому объединению в Центрах дополнительного образования.

Но есть и проблемы. В ряде случаев происходит смешение и подмена детских общественных объединений разными формами внеклассной воспитательной работы («школьное самоуправление», «школьный парламент» и т.д.); воспитательные мероприятия, построенные на использовании элементов методики коллективной творческой деятельности, подчас выдаются за детские общественные объединения.

В состав СДОО входят не только детские общественные объединения, но и детские объединения, созданные школой, учреждением дополнительного образования. Нет четкой границы между общественным объединением и государственным объединением. Детские общественные организации не имеют юридической силы, так как не зарегистрированы в органах Минюста. Детские организации базируются в школах, учреждениях дополнительного образования, поддерживаются администрациями школ, поселков, городов.

Второй год Министерство по молодежной политике РС (Я) проводит конкурсы на получение грантов по различным направлениям. В этом году 3 детские организации выиграли гранты, в том числе СДОО РС (Я) в номинации «Лучший краеведческий проект».

Все вышесказанное позволяет сделать вывод: переходный период в детском общественном движении далеко не завершился; существует опасность кризисов, срывов. Есть проблемы и в кадрах детских организаций. Наблюдается высокий уровень сменяемости кадров (ежегодно 30 %). Одной из причин можно назвать низкую заработную плату вожатых, а также отсутствие надбавки за выслугу лет. Рост деятельности детских организаций во многом зависит от лидера, руководителя организации, поэтому стоит уделять большее внимание старшим вожатым, как работающим, так и готовящимся в будущем стать вожатыми.

Детское движение необходимо детям для проявления инициативы, самостоятельности для посильного и реального участия в жизни общества. Оно нужно обществу и государству, поскольку действительное детское движение способствует рождению гражданина.

Как показывает практика, каждая организация и объединение в зависимости от своего основного направления деятельности должны конкретизировать систему воспитания применительно к своим условиям, возможностям и изменениям в будущем. Целостность природы личности требует и целостного подхода к ее воспитанию.

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч