Реклама

Учредительная конференция 27-28 апреля 2002 г.

Концепция Комплекса первоочередных и перспективных мер по формированию и реализации социальной семейной политики и по защите прав ребенка в Российской Федерации


ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время Россия стоит перед необходимостью серьезных социальных преобразований. В отличие от обыкновения, такие социальные преобразования должны быть направлены не на способы и формы воздействия государства на общество, а на создание системы взаимодействия государства и институтов гражданского общества.



В условиях социальных преобразований любого свойства существующие социальные институты подвергаются особой опасности. Базовым социальным институтом общества была и остается семья. Таким образом, рискам оказываются подвержены и семейные связи, и, что самое страшное – дети. Проблемы основной массы современных российских семей хорошо известны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, малодетность, насилие над детьми, дисгармония межличностных отношений, отсутствие взаимоуважения, пьянство. Семья, лишенная государственной патерналистской опеки и жесткого государственного контроля, не смогла обрести институциональной устойчивости и способности к саморазвитию. В то же время и государство, не способствуя своей политикой укреплению семьи, продолжает рассматривать ее как объект управления, принуждения, благодеяния, репрессии. И до тех пор, пока российская семья не станет полноправным субъектом общественной жизни, пока родители не обретут действенные права и реальные возможности растить и воспитывать здоровых детей в атмосфере любви и достатка, – до тех пор семья не станет институтом, действительно ответственным перед ее членами и обществом в целом за благополучие растущих в ней детей. Но это возможно лишь в условиях, когда государство осознает себя в отношениях с семьей равноправным партнером.



Таким образом, создаваемая новая система должна иметь целью как качественное изменение системы организации работы, содержания деятельности и технологий, применяемых государством в отношении семьи и детей, так и изменение системы ценностей самого общества и признание им безусловного приоритета семьи.



Согласно последним данным Госкомстата за 11 месяцев 2001 года население России уменьшилось на 781,8 тыс. человек (это уже с учетом немалого иммиграционного притока населения), в 27 регионах страны число умерших в 2-3 раза больше числа родившихся. К моменту окончания школы полностью здоровыми могут быть признаны только 14% учащихся. Но приобретение последнего времени – детская наркомания, принимающая характер эпидемии, – вполне способно ухудшить и этот показатель.



В цивилизованных странах значительную часть бремени по защите детства берет на свои плечи гражданское общество, неправительственные организации. В России организации третьего сектора не могут встать на ноги и стать значимой силой без заинтересованного содействия со стороны государства. Организации третьего сектора, так хорошо зарекомендовавшие себя в решении основных социальных проблем в развитых демократических странах, в России сегодня пока не получают должную поддержку своей деятельности со стороны государства.



Ныне действующие российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов, ориентированных на распределительный подход. Корпоративные интересы государственной машины продолжают оставаться главенствующими. Поэтому государственные учреждения не ориентированы реально на содействие реализации прав и защиты интересов граждан, а сконцентрированы на вопросах самовыживания, самооправдания своей деятельности суммой предпринимаемых усилий.



Почему низка эффективность многообразной деятельности различных ведомств, государственных учреждений, работающих в сфере детства? Основными причинами являются:

а) отсутствие единой социальной политики в отношении ребенка и семьи, ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность; объективная заинтересованность ведомств в губительной для дела монополизации, в недопущении к своей профессиональной деятельности, а тем самым и к финансовым потокам, конкурентных гражданских инициатив в защиту детства и семьи;

б) отсутствие ресурсов, процедур и кадрового обеспечения органов местного самоуправления – первичного звена в системе принятия решений о форме защиты прав ребенка; создание разрозненных, дублирующих друг друга систем служб помощи при отсутствии четко организованной и обеспеченной в финансовом и кадровом плане системы профилактического социального вмешательства в процессы, происходящие в семье;

в) отсутствие организационно-методических системных подходов в реализации межпрофессионального взаимодействия как в деятельности учреждений, так и в подготовке кадров;

г) реактивность (постоянное запаздывание действий) при работе с детским населением и семьей; основные силы брошены на те или иные формы коррекции – медицинской, воспитательной, социальной и т.д., что малопродуктивно и экономически нецелесообразно, но выгодно ведомствам, которые, опять же объективно, заинтересованы в пополнении контингентов дизадаптированных детей для оправдания все новых и новые финансовых запросов и развития коррекционной в широком смысле этого слова системы – интернатов, вспомогательных школ, специальных воспитательных учреждений, реабилитационных центров и т.п.;

д) паллиативный характер реально действующей реабилитационной системы, в которой многие учреждения, декларирующие свою реабилитационную направленность, в действительности являются в лучшем случае лишь учреждениями, где концентрируются и бездеятельно содержатся дети, выброшенные из естественной жизни;

е) отсутствие системно оформленной и организованно реализуемой поддержки общественных инициатив, деятельности негосударственных организаций, а в общем плане - неприятие (а нередко и противодействие) участия гражданского общества в защите детства и семьи;

ж) государственный монополизм в социальной сфере;

з) субъективизм и, возможно, субъективная заинтересованность в выборе негосударственных организаций для сотрудничества с государственным ведомством.



Необходим концептуально простроенный комплекс действий, нацеленный на организацию усилий всего общества для защиты детства и помощи семье как базовому общественному институту.



Такой комплекс должен иметь, в первую очередь, профилактическую направленность, ставить в качестве задачи создание эффективного пространства:

· развития способности семьи и ребенка к самообеспечению и благополучию

и

· реабилитации для несовершеннолетних группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении в каждом административно-территориальном образовании Российской Федерации, и естественно построенный на основе включения общественных инициатив в качестве части системы защиты детства и прав ребенка.


ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ


В качестве базовой ценности для настоящей Концепции признается семья, как основной институт общества, и дети, которым предстоит жить в России.



Для выработки указанного комплекса действий необходимо установить базовые принципы, на основе которых такие действия будут реализовываться. Наиболее эффективными принципами осуществления политики в отношении детей являются:

- приоритет возможно более ранних профилактических действий в отношении негативных социальных тенденций и явлений в сфере семьи и детства, с учетом признания семьи в качестве базового социального института, наиболее органичного для выживания, защиты и развития ребенка;

- сосредоточенность действий, осуществляемых совместно государственными и негосударственными структурами, на развитие способности семьи к воссозданию и укреплению, а детей – к формированию полноценной личности и самореализации;

- интерактивный подход, подразумевающий непрерывный общественный мониторинг положения в отношении защиты прав ребенка в России, и направленность общих, партнерских усилий на возможно более активное взаимодействие с семьей и ребенком.



Ключевыми факторами успеха действий, построенных на вышеуказанных принципах, являются:

- программно-целевой подход, осуществляемый на основе открытых публичных конкурсов на оказание социальных услуг, участие в которых принимают организации любых форм собственности и организационно-правовых форм.

- социально-технологическое насыщение деятельности государственных и негосударственных организаций при работе с семьей и детьми.

- нацеленность на создание системы принятия решений местных органов власти о судьбе каждого ребенка и семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, приоритетное развитие служб поддержки местных сообществ;

- доступность, распространение, пропаганда положительного опыта, открытая гражданская дискуссия и формирование на этой основе новой системы общественных ценностей.



Настоящий комплекс предложений составлен исходя из осознания того, что:

- от решения проблем семьи и детства зависит само существование и будущее процветание России как государства;

- без поддержки детей, подростков и молодежи, без особого внимания к проблемам семьи общество обречено на физическую и нравственную деградацию;

- без инвестиций в образование и социальное развитие подрастающих поколений Россия превратится в государство с отсталой сырьевой экономикой без интеллектуальной перспективы;

- без установки на здоровый образ жизни в качестве национального приоритета Россия обречена на физическое вымирание и неизбежное, практически нерегулируемое, иммиграционное заселение.



Оценка эффективности реализации предлагаемых в данной Концепции мер будет проводиться на основе анализа:

- в краткосрочной перспективе – количества детей, которые могли бы быть помещены в сиротское учреждение, но устроенных в семью; количества семей, в которых удалось предотвратить изъятие ребенка и добиться стабилизации ситуации, количества детей, возвращенных из замещающих семей внепланово, оценки нормализации развития ребенка;

- в среднесрочной и долгосрочной перспективе – динамики рождаемости, динамики криминальной статистики в отношении и с участием несовершеннолетних, общественного мнения о приоритете семейного воспитания детей-сирот, уровня толерантности к маргинальным социальным группам, кризисным семьям и по другим криминологическим, социально-экономическим и социологическим показателям.


КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСА ДЕЙСТВИЙ


При формировании настоящей Концепции следует исходить из необходимости систематизации требуемых действий по признаку типа деятельности на:

· Организационно-институциональные;

· Нормативно-правовые;

· Программно-проектные;

· Кадрово-образовательные.



Вместе с тем, необходимо учитывать то обстоятельство, что в настоящее время Россия не имеет программно сформулированной и концептуально выверенной системы защиты прав детства. Собственно говоря, нынешняя плачевная ситуация с безнадзорностью, наркоманией и преступностью – закономерный результат такой невнятной политики. В ее результате способом решения детских проблем становится выстраивание ведомственных границ, а не помощь конкретному ребенку. Сегодняшние, в основном репрессивные, усилия укрепляют эти межведомственные барьеры, поскольку нормативные документы, формируемые до настоящего периода времени, направлены на детализацию функциональных особенностей того или иного ведомства и фактически не затрагивают судьбу конкретного ребенка.



Предлагаемая Концепция в качестве основной технологии использует рассмотрение судьбы ребенка как правовой инструмент, обеспечивающий построение системы защиты прав детей.



Сегодняшняя система, образуя и укрепляя ведомственные границы, объективно технологически отторгает ребенка с его проблемами. Стратегической целью предлагаемой Концепции является формирование такой системы, которая технологически неизбежно направлена на помощь конкретному ребенку в конкретной жизненной ситуации.



Именно поэтому в качестве первоочередных мер должны быть предусмотрены меры стратегического характера, меры базовые, определяющие фундамент социальной политики в отношении семьи и детства – основание, на котором она должна быть построена. Ибо только выработанная и реализующаяся стратегия способна работать на опережение, предупреждение опасных тенденций и социальное развитие России.



Наличие первоочередных базовых мер не означает второстепенности всех остальных предлагаемых действий, - но только тот факт, что первоочередные базовые действия обеспечивают запуск всего требуемого комплекса. Перспективные меры заполняют собой то пространство действий, которое определяется мерами первоочередными базовыми.


3.1 ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ БАЗОВЫЕ МЕРЫ


Пользуясь таким разделением, к первоочередным базовым мерам следует отнести:



3.1.1 Организационно-институциональные



Создание при Президенте РФ Общественного совета по проблемам детства.



Основные функции Совета:

- в рамках сформированных узко тематических круглых столов – выработка согласованных вариантов решения профильных проблем;

- экспертиза законопроектов, государственных целевых социальных программ, разрабатываемых, принимаемых и реализуемых в отношении несовершеннолетних (в первую очередь, программы «Дети России»), экспертиза общественных инициатив и программ, направленных на решение задач защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и обеспечения их наилучшего развития, с целью последующей возможной доработки и реализации указанных программ через механизмы грантового финансирования;

- инициирование и выработка законодательных и нормативных предложений по осуществлению эффективной политики в сфере защиты интересов ребенка и семьи;

- формирование информационного пространства – системы дополнительных информационных потоков от власти к обществу и наоборот, от общества к органам власти.



3.1.2 Нормативно-правовые



Разработка и принятие:

- пакета из трех законопроектов по ювенальной юстиции (ФКЗ «О внесении дополнений в судебную систему Российской Федерации», в части введения ювенальных судов (15.02.2002г. успешно прошел первое чтение); ФКЗ «О ювенальных судах в Российской Федерации»; ФЗ «Об основах системы ювенальной юстиции»);

- проекта ФЗ «Об уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации», основанного на концептуальной базе вступившего в силу Закона города Москвы. Уполномоченный по правам детей должен быть вправе назначать общественных представителей Уполномоченного, общественных инспекторов, наделенных правом посещать детские учреждения, запрашивать и проверять документацию любого учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводить экспертизу профессионального уровня и качества услуг, предоставляемых соответствующим учреждением без предварительного уведомления администрации.

- Формирование правовой базы организации социально-профилактической работы на местах на основе принятия разработанных Министерством образования РФ:

1. проекта регионального закона о новой модели организации работы органа местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми;

2. законодательных инициатив в виде проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Семейный Кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (в части устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и работы органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми)», направленных на создание в органе местного самоуправления системы уполномоченных служб органов опеки и попечительства.

Создание таких служб должно обеспечить эффективную работу указанных органов в области профилактики социального сиротства и всех форм насилия над детьми и пренебрежения ими, а также семейное устройство всех изъятых из кровной семьи детей. Для реализации этой задачи в законопроекты вводится социальный патронат как форма профилактической работы с дисфункциональной семьей; патронатное воспитание как форма устройства ребенка в семью, позволяющая устраивать детей в семьи как временно, до установления юридического статуса ребенка, так и постоянно, при установлении этого статуса, и планирование попечения над ребенком (периодическая оценка и пересмотр форм защиты прав детей, исходя из ее результатов) – как основная обязанность органа опеки и попечительства.



Указанные законодательные инициативы должны сопровождаться поправкой к статье 121-2 СК РФ, где в перечень организаций, которые могут быть уполномочены органом местного самоуправления на выполнение задач по защите детства и семьи будут должны быть включены также «лицензированные общественные организации».



Внесение изменений в Семейный кодекс РФ необходимы также, поскольку в действующем Семейном кодексе глава, посвященная формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, не уделяет внимания системе необходимых профилактический действий, прежде всего таким, как целенаправленное социальное вмешательство в семью с целью изменения семьи и сохранения в ней ребенка, семейное устройство для всех категорий нуждающихся в нем детей.



Указание данных законопроектов в качестве первоочередных сделано по нескольким причинам:

- тексты законопроектов уже разработаны;

- в силу того, что законы о ювенальной юстиции имеют определенный срок введения их в действие, их принятие позволит выстроить систему спланированных мероприятий и мер;

- законы о ювенальной юстиции позволяют сформировать вокруг ювенального суда систему государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего);

- законы о ювенальной юстиции способствуют дополнительному укреплению реформируемой российской судебной системы за счет повышения уровня специализации судов;

- деятельность уполномоченных по правам ребенка в различных регионах России уже показала высокую эффективность этого правового института;

- нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов опеки и попечительства, создают правовой механизм обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье.



3.1.3 Программно-проектные



Возвращение федеральным целевым программам по улучшению положения детей в РФ на 2001-2002 годы статуса Президентской целевой программы «Дети России».



Разработка указанной программы на период 2003-2007 гг., общественное обсуждение (в том числе, через механизмы деятельности Общественного Совета при Президенте РФ) и последующая ее реализация на публичной конкурсной основе.



3.1.4 Кадрово-образовательные



С учетом первостепенной значимости факторов необходимости социально-технологического насыщения деятельности государственных и негосударственных организаций при работе с семьей и детьми и программно-целевого подхода, реализуемого путем конкурсной конкуренции, следует начать процесс формирования системы подготовки кадров в области:

- работы с семьей и детьми (социальная работа в школе, органах опеки и попечительства и их уполномоченных службах, других государственных учреждениях, уличная социальная работа, социальная работа с семьей, социальная работа в судах, социальная работа в рамках деятельности органов местного самоуправления и в различных реабилитационных программах). Дефицит практики у студентов, обучающихся для получения профессий специалиста по социальной работе, педагога, психолога, юриста, можно ликвидировать, создавая службы по работе с детьми в вышеназванных учреждениях и программах;

- экспертизы проектов государственных разработок, качества реализации принятых целевых программ, затрагивающих интересы ребенка и защиты прав детства, в процессе их выполнения, и итоговой эффективности, а также профильных общественных программных и проектных инициатив. Формирование экспертного поля будет способствовать росту прозрачности системы государственного управления социальной сферой, в том числе, - в части работы с семьей и детьми, а также постепенному переходу от плановой социальной политики (с жестко установленными планируемыми показателями) к гибкой программной, позволяющей предотвращать очевидные негативные социальные тенденции и оперативно реагировать на ситуативные изменения.


3.2 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ


Помимо первоочередных базовых предусмотрен также ряд перспективных действий.



Органы власти, в чьей компетенции находится выполнение того или иного элемента, входящего в предлагаемый Комплекс, следует пользоваться указанными выше типами действий (организационно-институциональные, нормативно-правовые, программно-проектные и кадрово-образовательные) и руководствоваться описанными выше моделями функционирования или их сочетанием.



Наряду с этим, для эффективности реализации вышеназванных типов действий, необходимо принимать во внимание и оба фактора, названных в Разделе II настоящего Комплекса (программно-целевой подход при конкурсной конкуренции и социально-технологическое насыщение работы с детьми и семьей).



К перспективным действиям, реализующим настоящую Концепцию, необходимо отнести следующие:



3.2.1 Организационно-институциональные



3.2.1.1 Создание региональных общественных и/или общественно-государственных советов по проблемам детства и семьи. Их основные функции: содействие формированию региональной семейной политики, совершенствованию регионального законодательства в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, содействие разработке целевых и комплексных региональных программ в области детства и семьи и контроль их выполнения, осуществляемого на конкурсной основе, проведение мониторинга ситуации детства и семьи в регионе.



В рамках деятельности указанных советов необходима организация постоянно действующих интерактивных переговорных площадок между федеральными (региональными) ведомствами и представителями общественных организаций по обсуждению ведомственных законодательных инициатив, нормативных актов, программ и проектов в области защиты прав и законных интересов детей.



3.2.1.2 Развитие сети региональных, муниципальных и негосударственных специализированных центров для оказания экстренной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации, пережившим насилие.



3.2.1.3 Министерствам здравоохранения, образования, труда и социального развития федерального и соответствующим региональным органам, с целью устранения ведомственной конкуренции, реформирования работы по опеке и попечительству, осуществить:

· унификацию контингента детей – воспитанников учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для детей в трудной жизненной ситуации (за исключением учреждений, имеющих программы медицинской помощи и медицинской реабилитации), сроки содержания и воспитания таких детей в них устанавливать индивидуально, исходя из установленного органом опеки плана по защите прав ребенка;

· системное преобразование интернатных учреждений для детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, всех типов и любой ведомственной подчиненности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей в трудной жизненной ситуации в уполномоченные службы органов опеки и попечительства, с соответствующим изменением принципов, структуры и методов их организации, финансирования и критериев оценки их деятельности, которыми должны выступать группы индикаторов нормализации развития ребенка;

· осуществить реформирование деятельности интернатных учреждений для детей-инвалидов, сконцентрировав усилия на профессиональной ориентации и бытовой адаптации с учетом физических и умственных возможностей данной категории детей. Критерием оценки работы учреждения следует считать число подростков-инвалидов, подготовленных к самообслуживанию в быту и имеющих профессиональные навыки.



3.2.2 Нормативно-правовые



Помимо действий по скорейшему воссозданию в России системы ювенальной юстиции, необходимы и другие меры, направленные на приведение нормативно-правовой базы России в соответствие с Конвенцией о правах ребенка и другими международными правовыми нормами, принятыми в отношении несовершеннолетних и признаваемыми Российской Федерацией. К таким действиям необходимо отнести следующие.



3.2.2.1 Разработка и принятие правовых норм, нацеленных на экономическое стимулирование роста рождаемости. К таким нормам относятся:



3.2.2.1.1 Комплекс законодательных мер по поддержке молодой семьи должен предусматривать:

· выделение кредита, в том числе на льготных условиях, молодоженам на приобретение квартиры с дифференцированным погашением в зависимости от количества родившихся детей;

· уменьшение подоходного налога в зависимости от числа детей в семье;

· стимулирование семейных форм труда и предпринимательства;

· расширение сферы надомного труда на базе современных технических средств;

· одинаковые права, обязанности и возможности во всех значимых областях жизни для женщины и мужчины в воспитании и совместной ответственности за детей.



3.2.2.1.2 Необходима система экономически мер поддержки беременных. Формирование комплекса действий по оказанию социально-психологической поддержки беременных, а также помощи кризисным категориям беременных и их семьям. Основные положения системы мер:

· введение дифференциации «минимальной потребительской корзины» для учета особых потребностей беременной, включающих медицинские, гигиенические, социальные, психологические компоненты;

· создание социально-психологических служб при женских консультациях и родильных домах;

· создание «реабилитационной среды» для поддержки ресурсов беременных и молодых матерей с особыми нуждами;

· введение института «анонимных родов».



3.2.2.2 Доработка и принятие Федерального закона «О государственной поддержке многодетных семей».



3.2.2.3 Доработка и принятие Федерального закона (законов субъектов РФ) «О минимальных социальных стандартах социального обслуживания», содержащего, в том числе, правовое регулирование минимальных социальных стандартов социального обслуживания семьи и детей;



3.2.2.4 Кроме того, необходима разработка рекомендуемых типовых управленческих документов:

· по внесению требуемых изменений в Уставы органов местного самоуправления,

· стандартизации соответствующего перечня социальных услуг,

· разработке минимальных социальных стандартов,

· по разработке «Порядка проведения обследования ребенка и семьи для признания его находящимся в трудной жизненной ситуации, которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи»

· по разработке «Порядка осуществления социального патроната над ребенком, проживающим в семье и находящимся в трудной жизненной ситуации, которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи».



3.2.2.5 Внесение дополнения в пункт 1 статьи 4 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», расширяющее систему профилактики и безнадзорности несовершеннолетних за счет профильных общественных объединений и некоммерческих организаций.



3.2.2.6 Дополнение статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите прав детей-сирот» нормой о том, что споры между субъектами Федерации об обязанности предоставления жилья ребенку-сироте либо ребенку, оставшемуся без попечения родителей, разрешаются на основании волеизъявления самого ребенка – в соответствии с законодательством Российской Федерации.



3.2.2.7 Внесение поправки в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», вменяющей в обязанность Центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) прием беспризорных иногородних детей в тех случаях, когда на местах не создано других условий для их реабилитации и возвращения в семью.



3.2.2.8 Разработка и принятие Федерального закона, устанавливающего прикрепление реабилитационных и образовательных средств к семье ребенка-инвалида в виде «ваучеров» (или реабилитационно-образовательных полисов, именных финансовых обязательств), с тем, чтобы их можно было израсходовать только на образование и реабилитацию ребенка, направив в выбранную организацию или конкретному сертифицированному специалисту для работы с ребенком. Выделяемые государством на проблемного ребенка средства должны быть жестко адресованы семье этого ребенка, и именно семья должна быть распорядителем этих средств. Указанный порядок позволит оперативно создать необходимую инфраструктуру эффективной помощи детям-инвалидам и реализации их фундаментальных прав. В такой ситуации начнет положительно развиваться и государственная реабилитационная система, конкурирующая с негосударственными структурами за средства «ваучера».



3.2.2.9 Формирование экономико-правовых механизмов практической реализации статьи 18 Федерального закона «О рекламе» («Социальная реклама») для пропаганды усилий общества по защите прав, свобод и законных интересов детей и их семей, для изменения общественного сознания в направлении поддержки института семьи и поддержки детства – как наиболее значимых приоритетов для безопасности и развития страны в будущем.



3.2.2.10 В сфере защиты ребенка от агрессии СМИ разработка и принятие системы правовых норм экономического характера, направленных на стимулирование социально ориентированной деятельности СМИ в отношении детей и применение жестких экономических санкций в отношении СМИ, допускающих появление асоциальных и антисоциальных материалов и публикаций, и электронных СМИ, выпускающих указанные передачи в «детское время».



3.2.2.12 Развитие общественного и парламентского контроля за соблюдением прав и законных интересов детей. Необходимо, чтобы представленных общественными организациями общественных инспекторов имели право назначать депутаты законодательных органов власти всех уровней, как это предусмотрено разработанным общественными организациями проектом закона «Об общественном контроле за соблюдением прав несовершеннолетних в Российской Федерации».



Инициирование Президентом РФ процесса принятия поправок к Конституции РФ, учреждающих контрольные функции законодательных органов власти.



3.2.2.12 В качестве нормативно-правового акта системного характера, позволяющего выполнить также и задачи настоящей Концепции в отношении семьи и детства в соответствии с основными подходами к ее реализации, необходимы разработка и принятие Федерального закона «Об основах системы взаимодействия органов власти Российской Федерации с негосударственными некоммерческими организациями» (и соответствующих региональных аналогов). В указанном законе должна быть регламентирована совместная деятельность государственных и негосударственных структур по реализации таких современных социальных технологий, как грантовые конкурсы, социальный заказ, «прозрачный бюджет», ярмарки социальных проектов, фонды местного сообщества, общественные советы и другие, а также конституировано равенство юридического статуса государственных и негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих помощь детям.



Кроме того, необходимо принятие некоторых правовых актов, обеспечивающих успешность усилий негосударственных структур по реализации настоящей Концепции.



3.2.2.13 Разработка и реализация правовых норм, содействующих развитию благотворительности и меценатства в интересах детей и в поддержку соответствующих гражданских инициатив.



3.2.2.14 Введение в Налоговое законодательство нормы, учитывающей специфику некоммерческой деятельности, в том числе при реализации негосударственными некоммерческими организациями государственного социального заказа.



3.2.2.15 Дополнение Бюджетного кодекса нормой о возможности передачи бюджетных средств негосударственным некоммерческим орга

низациям, реализующим на публичной конкурсной основе государственный социальный заказ.

3.2.2.16 Внесение дополнения в Федеральный закон «Об оценочной деятельности» в части регламентации деятельности по качественной оценке проектов и программ в области социальной политики, в том числе – в отношении семьи и детства, а также по мониторингу и оценке процесса и этапов реализации соответствующих программ и проектов, оценке их итогов и эффективности и постпрограммной (постпроектной) оценке и мониторингу и оценке в целом социальной политики.



3.2.3 Программно-проектные



3.2.3.1 В Концепции информационной политики должна быть сформулирована значимость позитивной социальной роли СМИ, в том числе, в вопросах, относящихся к защите интересов детства и института семьи.



3.2.3.2 Разработка и реализация межведомственной программы профилактики насилия в семье и детских учреждениях, включающей проведение разъяснительной работы и широкое распространение среди населения международных и национальных базовых документов по защите прав и законных интересов детей, методических пособий, разъясняющих признаки и формы жестокого обращения с детьми и пренебрежения.



3.2.3.3 Разработка и внедрение в практику образовательной деятельности модели общественно активной школы, как социальной технологии, обеспечивающей:

· включение наиболее ранних форм профилактики в деятельность российских общеобразовательных учреждений;

· развитие социальной ответственности детей за организацию собственной жизни в стенах школы, заинтересованности в процессе собственного обучения и формирования социально позитивных устремлений в жизни;

· повышение способности ребенка к успешной адаптации к жизни и деятельности во «взрослом» мире;

· наличие интерактивных форм взаимодействия педагогического состава школы с ее учениками и родителями обучающихся, и функционирование на этой основе учебного учреждения, активно действующего для создания позитивного и благоприятного климата взаимоотношений для развития и обучения каждого ребенка.



3.2.3.4 Разработка и реализация комплексной программы подготовки педагогических, психолого-педагогических кадров и кадров для работы в семьях, в школах, на улице, в органах опеки и попечительства и их службах, в отделах по делам несовершеннолетних МВД РФ (ОДН), в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН), в ювенальных судах (при ювенальных судьях), в государственных и негосударственных реабилитационных программах. Взаимодействие с Министерством образования России по вопросам создания, на конкурсной основе, учебников и учебных пособий, лицензированных курсов по данным вопросам, для использования в учебной деятельности в высших и средних специальных образовательных учреждениях.



3.2.3.5 Разработка и реализация программы подготовки специалистов для экспертной деятельности в части государственной и общественной экспертизы целевых программ и негосударственных инициатив в области защиты интересов семьи и детства.



3.2.4 Кадрово-образовательные



Министерству образования РФ и органам образования субъектов РФ для обеспечения реализации настоящей Концепции на основе разработок, указанных в п. 3.2.3.:

· сформировать систему мультиведомственной подготовки и переподготовки кадров, а также повышения квалификации специалистов, работающих с несовершеннолетними и с самой семьей – в этой семье, в школе, на улице, в отделах по делам несовершеннолетних МВД РФ (ОДН), в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН), в ювенальных судах (при ювенальных судьях), в государственных и негосударственных реабилитационных программах;

· изучить международный опыт и опыт российских организаций в области применения в работе с несовершеннолетними социальных технологий и процедур примирения и аналогичных форм разрешения конфликтов, разработать адаптированную к российским условиям методику, и организовать соответствующую систему обучения указанным технологиям;

· создать систему переподготовки кадров учреждений всех типов для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перепрофилируемых в систему уполномоченных служб органов опеки и попечительства, – с целью квалифицированной работы по устройству детей на воспитание в семью, осуществления комплексного профессионального сопровождения семьей, взявших детей на воспитание, а также для проведения социального патроната семей группы риска проживающих на территории данного органа опеки и попечительства, делегировавшего полномочия по этой работе учреждению.

· разработать методическую основу для экспертной деятельности в части государственной и общественной экспертизы целевых программ и негосударственных инициатив в области защиты интересов семьи и детства, и организовать процесс соответствующей мультиведомственной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч