Реклама

Новости

VI Международная Конференция Фондов Местных Сообществ


VI Международная Конференция Фондов Местных Сообществ

(27-30-июня 2005 года, г. Пенза).



В прошлом году в России воплотились в жизнь желания сотен людей. Главными зачинщиками этого волшебства стали благотворительные организации или фонды местных сообществ (ФМС). В конце июня благотворительные фонды России, США, Казахстана, Узбекистана, Литвы, эксперты CAF-Россия, Форума доноров, бизнесмены и власть имущие собрались в Пензе на конференции.



В роли Мальвины – глава администрации

Появились ФМС в России семь лет назад, с подачи иностранных коллег. Поначалу перенимали зарубежный опыт, использовали их финансирование. Теперь – возвращаются к корням и развивают традиции российской филантропии. Фонды решают проблемы своих регионов, потому их и называют местными, родными. ФМС предлагают массу разнообразных грантовых программ. Благодаря им появляются спортивные площадки, игрушки в детских домах, книги, новое оборудование в больницах, проводятся уборки лесопарковых зон, талантливые студенты получают материальное поощрение...

В конце июня благотворительные фонды России, США, Казахстана, Узбекистана, Литвы, эксперты CAF-Россия, Форума Доноров, бизнесмены и власть имущие собрались в Пензе на конференции. Город Тольятти представлял Общественный фонд Тольятти, который, кстати, был пионером среди отечественных ФМС и учителем для многих инициативных групп. Партнеры называют его золотым – не только за самый большой капитал, но и за то, что он сумел наладить хорошие отношения с бизнесом и властью. В этот раз Фонд Тольятти снова делился опытом: директор «Фонда Тольятти» Борис Цирульников рассказал об особенностях работы попечительских советов в России, тольяттинцы подсказали начинающим, как создать фонд местного сообщества и «Молодежный банк». Также на конференции благотворительные фонды разных регионов и стран обсуждали взаимодействие с бизнесом, властью и общественностью. Затронули и вопросы дальнейшего развития местных сообществ с помощью ФМС.

На конференции подвели и итоги деятельности за прошлый год. Он оказался удачным. Тринадцать членов партнерства фондов местного сообщества профинансировали социальные проекты на общую сумму более 18 миллионов рублей. Достигли небывалых высот в работе общественные фонды Тольятти, Саратова, Тюмени. Значительно выросли вклады из местных источников: пожертвования компаний составили 90 процентов, далее последовали средства регионального и местного бюджетов, частные пожертвования. Причем, средства ФМС собирают уже буквально играючи. Некоторые продают рыбалку с мэром, охоту с главой администрации, устраивают аукционы эксклюзивных вещей городской элиты или благотворительные спектакли с участием политиков, чиновников и бизнесменов. Появилась новая статья доходов – процент начисления на капитал. Основные капиталодержатели – Тольятти и Первоуральск.

Президент ФМС американского города Ридинг штата Пенсильвания Кевин Мерфи на конференции признался:

- За последние четыре года, что я не был в России, благотворительные фонды окрепли, смогли создать свой капитал – чтобы ни от кого не зависеть – и начали играть важную роль в развитии местного сообщества. О многом говорит и появление молодежной инициативы в филантропии – «Молодежных банков».

- Если раньше все решало государство, оно же занималось и благотворительностью, то с нашим приходом местное сообщество стали формировать равные сотрудники: власть, бизнес и НКО, - говорит председатель партнерства ФМС в 2003-2004 годах Вера Барова. – Бизнес вкладывает материальные средства, власть административно влияет на изменение ситуации. На граждан, правда, до сих пор смотрят как на просителей и нуждающихся. На самом деле они ресурс, способный находить деньги, время и силы для решения своих проблем. Это доказывают проекты, которые люди воплощают с помощью ФМС в городах маленьких и больших, богатых и бедных.

Бизнес отвечает

Среди проблем, обсуждавшихся на конференции, были и взаимоотношения ФМС с бизнес-сообществом.

- Сейчас бизнесмены понимают благотворительность как помощь детям и старикам, - комментирует Вера Барова. - Девяносто процентов говорят, что оказывают поддержку сиротам. Если бы так и было, ребятишки из детских домов ели бы из золотых тарелок серебряными ложками. На деле же предприниматели вспоминают о страждущих лишь под 31 декабря. Тогда и несут подарки, а малышня после этого оказывается в лазарете, потому как за весь год не видит столько сладостей. Люди нуждаются не в разовых подачках, а в ресурсах для работы.

Фондам еще приходится убеждать предпринимателей в выгодности социальной ответственности, доказывать уникальность своего торгового предложения бизнесу.

– ФМС снижают все благотворительные издержки! - говорит генеральный директор компании «ЕВМ Тренинг» Евгений Мачнев. - Финансовые (в небольших компаниях нет специалиста, который смог бы направить пожертвование в нужное русло, отследить их расходование), по связям с общественностью (всем вместе пиариться дешевле и удобнее, можно даже оторвать кусочек от чужой харизмы). Наконец, фонды снижают властные издержки: если бизнес занимается благотворительностью, но при этом не учитывает пожелания власти, у него будут проблемы. Те же, кто оказывает поддержку через ФМС, не встречают противодействия со стороны властных структур, которые сами работают с фондами.

Но в целом за минувший год ФМС сумели добиться позитивных сдвигов в отношениях с бизнесом. Об этом говорит хотя бы приезд в Пензу предпринимателей из разных регионов нашей страны. Тех, кто тесно взаимодействует с фондами, затевает программы, повышающие социальную активность общества. Одним из таких стал председатель ФИА-банка Анатолий Волошин. На конференции он выразил, насколько важно, а в конечном итоге и выгодно, заниматься благотворительностью.

- Мы хотим, чтобы каждая компания, работающая в городе, была социально ответственной. Нужно честно платить налоги, достойную зарплату, оказывать помощь в формировании сообщества, - говорил Волошин. - Участвовать в благотворительности выгодно самому бизнесу. Это гарантирует ему благополучие и устойчивое развитие. Социальные программы эффективнее, чем обычная рекламу. Так, по данным опроса об узнаваемости банковских брендов наш занял третье место! А для людей до 25 лет и вовсе стал первым - молодежь отзывчива и помнит добрые дела.

Долгосрочные социальные программы презентовали и крупные российские алюминиевые компании. Представитель «БАТ-Россия» Елизавета Горчакова заявила:

- Мы ощущаем себя корпоративным гражданином. Посему, считаем своим долгом способствовать развитию сообщества, в котором живем. Например, поддерживаем культуру и искусство, создаем экологические и образовательные программы.



Власть не сказала «да», власть не сказала «нет»

Работа ФМС зависит от регионального законодательства, позиции местного самоуправления. Российское государство пока не выразило четко свое отношение к благотворительности.

- Главная проблема – отсутствие законодательной базы и вообще внятных знаков от государства, что оно приветствует филантропию, - делится Вера Барова. - Сегодня бизнесмены занимаются благотворительностью вопреки всяческим условиям, например, налоговому кодексу. Предприниматели, вкладывая средства в идеи и мечты людей, должны знать, что власть поймет их порыв. В России одобрение государства всегда высоко ценилось. Сейчас же нет ни звания благотворителя, ни соответствующих наград. В Англии такие знаки признательности меценаты получают из рук королевы. В досоветские времена в Тюмени существовала медаль, которую филантропам преподносили депутаты городской думы в присутствии чад и домочадцев. Власть понимала, что благотворительность – дополнительный источник, ресурс. Надо всего лишь вовремя сказать меценатам спасибо, понимать, что их вклад значим и он оценивается. Это все в прошлом, и государство может об этом пожалеть. Сейчас в Тюмени началось разгосударствление учреждений, они превращаются в автономные некоммерческие организации. Их руководителям оставляют под видом госзаказа финансирование, равное тому, чтобы выжить. Для развития же нужны дополнительные ресурсы. Привлечь их можно как раз с помощью благотворительности.

Правда, есть в России регионы и города, где ФМС сотрудничают с властью весьма успешно и плодотворно. Тольятти – один из них. Мэр Николай Уткин лично прибыл в Пензу, чтобы поведать о том, как достаточно легко можно решать социальные проблемы с помощью ФМС.

- Раньше я называл фонд социальным партнерством, теперь его можно уверенно именовать социальным капиталом, - сказал Николай Дмитриевич. - Многие проблемы без участия ФМС и меценатов были бы неразрешимыми. В частности, одно время масса организаций инвалидов просила город о денежной помощи. Им ее оказывали, но жизнь людей с ограниченными способностями не улучшалась. Тогда стали действовать через ФМС: фонд выбирал проекты организаций инвалидов и финансировал их. Начались позитивные сдвиги.

Сегодня в Тольятти предприниматели и банкиры открывают именные фонды, поддерживают, в частности, молодежь. В этом году мы провели акцию «За нашу победу!», собрали три миллиона рублей и на них отремонтировали ветеранам квартиры, установили телефоны, оказали материальную помощь. Развиваются корпоративные формы филантропии: каждый работник компании может сделать пожертвование на доброе дело.

Многие бизнесмены не хотят афишировать свою благотворительную деятельность, в том числе из-за налоговой политики. Я же считаю, что меценатов должны знать, их нужно поощрять, вне зависимости от размера их вкладов в повышение качества жизни населения.



ФМС – не кошелек

Успешный тольяттинский фонд заявляет: важнее всего для нас признание простых горожан. Во время перестройки создавалось много «карманных» организаций, задачей которых было не всеобщее благо, а решение узкокорпоративных или личных проблем. Тогда понятие фонда было дискредитировано. Теперь ФМС приходится заново завоевывать доверие граждан. Другая проблема - потребительский подход.

- У русских есть огромное желание прийти и просто попросить денег (не имею в виду общественные организации, инициативные группы), - говорит Вера Барова. – Мы же хотим пробудить в людях самые человечные качества: активность, творчество, отзывчивость и сострадание. Многие сейчас остались наедине со своими проблемами, например, организацией досуга детей. А решить их можно, только объединившись. Живые тому примеры – получение людьми грантов на дворовые праздники, устройство кружков для ребятишек.

И самым главным достижением партнерство ФМС считает даже не объем привлеченного финансирования, а программы, которые максимально отвечают запросам жителей. Допустим, появление в Чайковском под Новый год снежного городка, кукольного театра и кадетского класса в Рубцовске, концерт в Первоуральске семей, сохранивших свои национальные традиции. А в Ангарске - издание сборника стихов девочки с ограниченными способностями. За каждым таким проектом – счастье конкретного человека. Фонды избавились от глобализма. Они отдают себе отчет, что некоторые проблемы решить нельзя, корни их очень глубоки. Не обещают изменить жизнь к лучшему, ничего не делают за людей. Но в этом и заключается ценность их работы. Благотворительные организации не выступают просто кошельками, в которых аккумулируются средства на раздачу. Они пытаются научить государство, бизнес и сообщество преодолевать социальные проблемы вместе.

- Как-то раз в Словакии фонд решил посадить деревья во дворе одного дома, но ни один его житель не вышел, - рассказывает Вера Барова. – Задуманное все равно сделали. А через несколько дней половину саженцев сломали – те, кто гулял во дворе. Тогда поняли: главное добиться, чтобы жители вышли, взяли лопаты и лейки, посадив дерево, заботились о нем. У нас нет программ, направленных на раздачу благ. Есть проекты, объединяющие людей и при этом рекламирующие бизнес. Только в таких случаях сделанное будет достоянием и долей ответственности сообщества. А люди убедятся в своих силах, воспарят духом и начинают действовать, чтобы улучшить свою жизнь.

Ия Гречман

Газета «Городские Ведомости» №49(416) 8 июля 2005 года, г.Тольятти.

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч