Реклама

Новости

Министр юстиции Российской Федерации Ю.Я. Чайка о ювенальной юстиции. На заседании Правительства Российской Федерации


Министр юстиции Российской Федерации Ю.Я. Чайка о ювенальной юстиции. На заседании Правительства Российской Федерации



Министр юстиции Российской Федерации Ю.Я. Чайка выступил на заседании Правительства Российской Федерации с докладом о ходе выполнения пункта 7 «О повышении эффективности правосудия» перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год.


Во исполнение пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год Минюстом России при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации определен ряд направлений, законодательная реализация которых позволит обеспечить повышение эффективности правосудия.

В свете осуществляемой в России реформы государственной власти особую значимость приобретает идея расширения сферы применения альтернативных (внесудебных) способов урегулирования споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, между органами исполнительной власти и частными лицами.

Законодательное закрепление возможности самостоятельного осуществления органами исполнительной власти своих властных и контрольно - надзорных функций, без обращения в суд, когда фактически нет спора о праве, позволит разгрузить судебную систему, снизить нагрузку на судей, что, безусловно, повлечет более эффективное осуществление правосудия.

Такой подход поддержан Президентом Российской Федерации. Им внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров» (по вопросу реализации административных процедур урегулирования споров). Проект указанного закона принят Государственной Думой в первом чтении 16.09.2005 года.

Следующим важным направлением повышения эффективности правосудия является становление и развитие института ювенальной юстиции.

Существующая организация судебного процесса с участием несовершеннолетнего хотя и предусматривает особый порядок судопроизводства, однако не в полной мере способна обеспечить углубленный индивидуальный подход к такому участнику процесса и сохранить приоритет личного и социального благополучия ребенка при вынесении решения по делу. Кроме того, не реализуются, предусмотренные законодательством меры, призванные восстановить нарушенные социальные связи ребенка и возвратить его в нормальные социальные условия, преодолеть последствия уголовной репрессии.

15 февраля 2002 года Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона, предусматривающий учреждение в России ювенальных судов. Дальнейшее движение законопроекта было неоправданно приостановлено, хотя необходимость создания ювенальных судов в России актуальна и не может откладываться на неопределенное время.

Учитывая сложность и затратность создания новой судебной ветви, эту работу надо продолжить поэтапно, и уже сейчас (до создания этих судов) закрепить в российском законодательстве понятия «ювенальный судья» и положения о рассмотрении уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, этим судьей.

Соответствующий законопроект подготовлен Минюстом России, идет его согласование с заинтересованными органами власти, после чего он будет представлен в Правительство Российской Федерации для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы.

Особого внимания заслуживают вопросы дальнейшего развития института мировых судей, создание которого существенно облегчило доступ населения к правосудию, позволило разгрузить районное звено судебной системы.

Между тем в последние годы нагрузка на мировых судей возросла в несколько раз, особенно по гражданским делам и делам об административных правонарушениях.

По данным судебной статистики мировыми судьями рассматриваются более 60% гражданских дел от числа всех дел, поступивших в суды первой инстанции. За 2004 год принято к производству около 4 миллионов исков и заявлений, что на четверть больше, чем в 2003 году. Количество дел об административных правонарушений, рассмотренных мировыми судьями, также увеличилось на четверть.

От большинства субъектов Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации поступают предложения об увеличении численности мировых судей и для решения этой проблемы в Государственной Думе создается рабочая группа с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств.

Хотелось бы так же обратить ваше внимание на необходимость упрощения процедуры судопроизводства по нетяжким преступлениям. Полагаю, что крайне необходимо как можно скорее внедрить в наше уголовно-процессуальное законодательство институт так называемого «ускоренного правосудия», который предусматривает упрощенную процедуру судопроизводства по нетяжким преступлениям (наказуемых до 1-2 лет лишения свободы), если лицо признает свою вину и выразит готовность немедленно уплатить установленный для него штраф.

В настоящее время процедура и сроки осуществления уголовного преследования в России практически одинаковы по всем категориям преступлений. В результате в следственных изоляторах находится большое число лиц, совершивших нетяжкие преступления. Сроки их содержания под стражей неоправданно затягиваются, следственные изоляторы перегружены.

Упрощение процедуры судопроизводства в этих случаях, как это наглядно демонстрирует международный опыт, позволит разгрузить суды, следственные изоляторы, а также обеспечить эффективное соблюдение прав и законных интересов граждан.

В случае поддержки Правительством Российской Федерации данной законодательной инициативы, Минюст России готов взять на себя подготовку соответствующего законопроекта.

В последние годы развитие системы правосудия осуществляется в соответствие с Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2001 № 805, которая близится к завершению. В рамках ее реализации многое сделано для развития и укрепления судебной системы, но есть еще ряд вопросов, которые необходимо решать. Это и совершенствование законодательства о судах общей юрисдикции, и создание системы административных судов, повышение роли общественности в формировании судейского корпуса, повышение качественного уровня подготовки кадров и ряд других проблем, которые ставит судейское сообщество, в том числе укрепление материально-технической базы функционирования судов. Учитывая вышеизложенное, необходимо разработать и утвердить новую федеральную целевую программу дальнейшего развития судебной системы на 2007-2011 годы либо пролонгировать действующую программу, в которой предусмотреть выделение дополнительных средств на укрепление материально-технической базы, строительство и капитальный ремонт новых зданий судов, их информатизацию, повышение уровня материального и социального обеспечения судей и работников аппаратов судов.

Как мы видим дальнейшую работу по реализации высказанных предложений?

В настоящее время в Администрации Президента Российской Федерации формируется рабочая группа по вопросам совершенствования правосудия. Предполагается участие всех заинтересованных учреждений и ведомств, в том числе и Минюста России. В рабочую группу стекаются все предложения по совершенствованию деятельности судебной системы. Передали свои предложения и мы.

Данная форма работы представляется наиболее эффективной. Судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. Поэтому именно под эгидой Президента Российской Федерации возможна и целесообразна наиболее действенная координация всех ветвей государственной власти в выработке законодательных и организационных мер по повышению эффективности судебной деятельности в нашей стране.



Пресс-служба Минюста РФ

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч