Реклама

Новости

Итоги международного семинара «Обеспечение прав ребенка — обеспечение развития общества»


Коммюнике

по итогам работы международного семинара

«Обеспечение прав ребенка — обеспечение развития общества»

Москва, 14-15 сентября 2006 г.

1. В рамках председательства Российской Федерации в Комитете Министров Совета Европы 14-15 сентября 2006 года в г. Москве состоялся международный семинар «Обеспечение прав ребенка — обеспечение развития общества». Семинар организован Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Генеральным Директоратом Ш — Социальная сплоченность Совета Европы.

2. Проведение семинара призвано еще раз подчеркнуть приверженность государств-членов Совета Европы выработанным общеевропейским ценностям и подходам в сфере защиты прав детей и поддержки детей и семьи, усовершенствовать национальные стратегии и практику, направленные на защиту прав детей в результате обмена опытом между участниками семинара, а также привлечь внимание национальных органов власти и широкой общественности к необходимости решения имеющихся проблем в области социальной защиты семьи и детей с учетом современных подходов, выработанных Советом Европы.

3. В семинаре приняли участие представители правительственных учреждений стран-членов Совета Европы, представители Генерального секретариата Совета Европы, других международных организаций уполномоченные по правам ребенка европейских стран, а также ученые, занимающиеся изучением семьи и развитием детей, неправительственные организации.

4. С удовлетворением и как поддержку целям семинара его участники восприняли приветственные послания Статс-секретаря — заместителя Министра здравоохранения и социального развития Л.Н. Глебовой, Генерального директора Генерального Директората Ш — Социальная сплоченность Совета Европы А.И. Владыченко, председателя Комитета Государственной Думы по делам семьи, женщин и детей Е.Ф. Лаховой, председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Т.В. Яковлевой, представителя ЮНИСЕФ в Российской Федерации и в Республике Беларусь Карела де Роя.

5. Участники семинара отметили, что детство — это критически важный период развития человека. Обеспечение прав ребенка является одним из условий устойчивого развития общества и его жизнеспособности в настоящем и будущем.

6. Особое внимание в ходе работы семинара было уделено развитию институциональных механизмов защиты прав детей, включая роль ювенальной юстиции, уполномоченных по правам ребенка; защите прав детей в трудной жизненной ситуации, включая борьбу с детской бедностью, защиту прав детей-инвалидов и детей-сирот; поддержке семьи как основному условию обеспечения прав ребенка.

7. Выбор обсуждаемой на семинаре проблематики определялся с учетом целевых ориентиров в области прав детей в Европе, выработанных в том числе на состоявшихся в 2002 г. в Берлине и в 2004 г. в Сараево конференциях по теме «Мир, пригодный для жизни детей», в ходе Люблянского регионального консультативного совещания по теме «Насилие в отношении детей» (2005 г.), а также Плана действий саммита глав государств и правительств Совета Европы (Варшава, 16-17 мая 2005 г.), в частности вытекающей из него программы действий «Европа для детей и вместе с детьми», которая была запущена на конференции Совета Европы в Монако в апреле 2006 г.

8. Особо было подчеркнуто, что положения Конвенции ООН о правах ребенка, прежде всего принципы наилучшего обеспечения интересов ребенка, недискриминации, права ребенка на полное, гармоничное развитие личности, участие в жизни общества являются основным руководством к действию в интересах детей. Для успешного обеспечения прав и законных интересов детей в соответствии с положениями Конвенции необходимо объединение усилий всех ветвей власти, институтов гражданского общества, а также экономического сектора.

9. Семья имеет первостепенное значение для полноценного жизнеобеспечения детей. Для полного и гармоничного развития личности ребенка ему необходимо расти в семейном окружении. Именно поэтому государства должны строить семейную политику, исходя из таких основополагающих принципов как равенство супругов, приоритет интересов детей, ненасильственное воспитание. Всемерное содействие семье со стороны государства должно быть обеспечено законодательно, интересы семьи защищены системой социальной защиты, развитием здравоохранения, образования, социального обслуживания и инфраструктуры детства.

10. Участники семинара подтвердили необходимость в первоочередном порядке решать вопросы укрепления семьи, поддержки родительства, раннего вмешательства в случаях семейного неблагополучия.

11. Большой социальной проблемой является бедность семей с детьми, в том числе молодых семей, плохое состояние здоровья женщин и детей. На семинаре отмечалось, что бедность, которую ребенок испытал в детстве, имеет особенно серьезные последствия. Они могут быть еще более тяжелыми в случае социального отторжения родителей и детей. Возможности детей, вырастающих в семьях, испытывающих материальные лишения, преуспеть в жизни, получить достойное образование и иметь хорошо оплачиваемую работу, серьезно ограничены.

Среди «групп риска» следует выделить многодетные семьи, неполные семьи, а также семьи родителей и детей-инвалидов.

Участники семинара призвали государства-члены Совета Европы осуществлять целенаправленную политику по борьбе с бедностью, уделяя первоочередное внимание искоренению детской бедности, а среди социальных категорий - упомянутым «группам риска». Безусловно, одной из основных стратегических задач развития является также улучшение здоровья детей и молодежи.

Соответствующие учреждения и службы должны стремиться к уважительному партнерству с родителями, переживающими трудности, не рассматривать их как «иждивенцев» общества. Привязанность родителей к детям, стремление сохранить их в семье — важнейший стимул к преодолению трудной ситуации.

12. Важнейшей задачей, связанной в том числе с борьбой с бедностью родителей и детей, является предотвращение социального сиротства и уменьшение числа детей-сирот, находящихся в государственных учреждениях, поэтапное упразднение системы государственных интернатных учреждений. Необходимо создать условия для внедрения и развития различных форм государственного и общественного контроля за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных и негосударственных учреждениях, приемных и опекунских семьях и других формах устройства. Не менее важной задачей является задача внедрения и полноценного финансирования программ социальной адаптации детей, воспитывающихся в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

13. Одной из наиболее уязвимых групп детского населения являются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. Семьи, где проживают такие дети, более других подвержены риску бедности, а сами дети по-прежнему изолированы от сообщества здоровых детей. В этой связи необходимо усиливать и совершенствовать меры по социальная интеграции детей-инвалидов, создание в обществе условий, обеспечивающих их полноценную жизнь.

14. Другой уязвимой группой детей, положение которой вызывает серьезную озабоченность, являются безнадзорные и беспризорные дети. Профилактика безнадзорности и беспризорности, реинтеграция беспризорных детей в процессы развития требуют прежде всего системной социальной поддержки и защиты семьи и детей, внедрения и развития системы ювенальной юстиции, а также скоординированных усилий органов социальной защиты, образования, здравоохранения, правоохранительных органов на основе принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка. Первостепенную роль играют профилактика трудных жизненных ситуаций и расширение доступа детей к культурной и образовательной деятельности, содержательному досугу.

15. Важнейшим механизмом независимого контроля и мониторинга соблюдения прав ребенка является институт уполномоченного по правам ребенка, получивший развитие в Российской Федерации, странах Европы и СНГ. Накопленный опыт деятельности уполномоченных в Российской Федерации, странах Европы и СНГ свидетельствует об эффективности данного механизма, который следует и далее поощрять и всемерно поддерживать, в том числе на законодательном уровне.

16. Свой вклад в обеспечение прав детей вносят гражданские организации, бизнес - структуры и отдельные граждане - добровольцы. В этой связи участники семинара отметили необходимость дальнейшего укрепления сотрудничества между государственными структурами, организациями экономического сектора и объединениями граждан в деле защиты прав детей.

По итогам обсуждения участники семинара предложили в дальнейшей деятельности сосредоточиться на следующих направлениях:

а. Вывести на более высокую ступень обеспечение фундаментальных прав ребенка на жизнь и развитие, образование, охрану здоровья, на воспитание в семье, учет мнения ребенка и реализацию его права на участие в жизни общества поддержку в трудной жизненной ситуации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и другими международными документами.

b. Всемерно поддерживать и развивать на институциональном уровне механизмы защиты прав детей, включая развитие законодательной базы по укреплению института уполномоченных по правам ребенка, обеспечивающей его легитимность и независимость. Внедрять и развивать ювенальную юстицию, ювенальные технологии защиты прав ребенка, различные форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инклюзивных форм образования детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов. Налаживать эффективные межведомственное взаимодействие и координацию деятельности, укреплять сотрудничество с общественными организациями и волонтерским движением.

с. Содействовать дальнейшему повсеместному отказу от представления о единственно необходимых мерах поддержки инвалидности, основанных только на медицинских показателях, в пользу расширения социальных и правозащитных мер, адресованных детям-инвалидам, последовательно устраняя социальные, правовые и иные барьеры, с которыми сталкиваются дети-инвалиды, чтобы они могли занять достойное место среди равноправных членов общества.

d. Внедрять эффективные программы, направленные на профилактику заболеваемости, снижение детской инвалидности, повышение качества жизни больных детей.

е. Содействовать широкой популяризации среди населения знаний в области прав ребенка и внедрению обязательных стандартов по правам ребенка в систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области педагогики, педиатрии, социальной работы, психологи и юриспруденции.

Внедрять и распространять различные формы правового образования и правого просвещения в области прав человека и прав ребенка среди руководителей и специалистов ведомств и учреждений, действующих в интересах детей, средств массовой информации, органов власти и местного самоуправления.

g. Внедрять на национальном и региональном уровне программы по ликвидации и искоренению наихудших форм детского труда.

h. Усилить информационно-просветительские меры, направленные на снижение потребления наркотиков детьми и подростками, ограничение потребления алкоголя, табачных изделий.

i. Принять на национальном уровне конкретные меры для искоренения всех форм насилия в отношении детей, положить конец сексуальной эксплуатации детей, разрабатывая для этого эффективные правовые, социальные, образовательные механизмы, привлекая к сотрудничеству общественные организации.

j. Развивать различные формы государственной поддержки семьи при рождении и воспитании ребенка, содействия семьям в приобретении жилья, обеспечения занятости женщин, имеющих детей, в целом занятости молодежи, содействия родительству, развития дошкольного воспитания и присмотра за детьми, ненасильственного воспитания детей, а также меры просветительского и консультационного характера.

k. Наращивать и совершенствовать помощь семьям, сталкивающимся с проблемами бедности и социального отторжения, уделяя первостепенное внимание целевой финансовой и материальной помощи, содействию в получении работы, помощи, в случае необходимости, преодолению алкоголизма и наркомании. Упрощать правила получения такой помощи, продвигать начала уважительного партнерства с родителями и детьми в соответствующих службах. Открывать учреждения дневного пребывания и специализированные реабилитационные учреждения для детей, подвергшихся насилию. Оказывать помощь ребенку в школе по преодолению отставания в учебе, методическую помощь родителям по восстановлению отношений с ребенком.

Участники семинара выразили признательность российской стороне за хорошую организацию этого мероприятия, которое предоставило новую возможность обменяться самыми последними идеями и положительной практикой в сфере защиты прав детей. Они подчеркнули жизненную важность продвижения в этой сфере для будущего нашего общества.

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч