Реклама

Новости наших организаций

Александр Гезалов. Лунное сиротство


Девочки и мальчики из десятков детских домов России собрались в Подмосковье на фестивале творчества детей-сирот «Созвездие», где показывали свои таланты и умения в театральном искусстве, вокале, танце. Меня в очередной раз пригласили провести для них семинар-встречу «Умный чемодан». И пусть у меня большой опыт выступлений — в том числе перед детьми-сиротами, я всегда переживаю: волнует ли их то, о чем мы будем говорить — их непростое будущее? Готовы ли они воспринимать информацию, которая позволит запустить некоторые алгоритмы для  формирования успешной личности?


Здесь есть один весьма сложный момент. Подсмотреть или познать эти самые секреты успешности в детдоме практически невозможно. Конструкция успешности сирот деформирована и слагается в их головах в рамках системы, успех обеспечивается без их участия.

Даже элементарное общение со сверстниками в закрытой и цикличной системе дает искажение успешности контакта. К примеру, дружба здесь выглядит совершенно иначе, а если сказать точнее, ее нет вообще. Вынужденное совместное проживание приводит к тому, что сироты не знают, что такое дружба, не понимают ее критерии. Это приводит к неудачам при попытках выстроить дружеские отношения вне системы. Им незнакома другая конструкция дружбы: без тесного взаимодействия и постоянного контакта. Все это приводит к внутреннему зажиму и стрессу. Из этого трудно найти выход: либо учиться заново, либо жить со своими представлениями, которые не подходят остальным членам общества.

И таких проблем у детей-сирот очень много. Они создают у ребенка из детского дома искаженное представление о жизни, быте, системе контактов, не учат рефлексировать, понимать проблему и самому преодолевать ее. Незнание простых заповедей жизни приводит к тревогам, ожиданиям постоянного подвоха со стороны. Ребенок боится, а значит, старается вести себя так, чтобы проблемы не появлялись на его пути, избегая контактов, загораживаясь на длительный период.

С таким сознанием крайне непросто жить и пытаться встроится в окружающее пространство. И когда говорят, что нужно заниматься профориентацией сирот, мне видится-таки, что вопрос надо ставить иначе – сначала полная реабилитация выпускника детского дома, а уже потом встраивание его в новые обстоятельства. Но у нас мало кто этим занимается. Многие искренне считают, что стоит дать сироте новую квартиру или устроить его на работу, это разрешит все его внутренние проблемы и противоречия, которые накапливались годами проживания в системе. А ребенок срывается, перестает выходить на связь или сбегает с работы. Все это свидетельствует о том, что внутреннее пространство сироты так и не было освещено правильным участием и пониманием, что при выходе из детского дома ему забыли надеть скафандр, он оказывается на Луне, где воздуха для будущей жизни просто нет.

Для качественной помощи сиротам нужна не только жалостливая система сопровождения, но и полная диагностика его внутренних травм, без которой невозможно помочь ребенку стать и хорошим семьянином и гражданином. Это необходимо делать еще до выхода из детского дома, подготавливая индивидуальный маршрут сопровождения ребенка-сироты, с осознанием плюсов и минусов его прошлой и настоящей жизни. Говорят, что скоро появится новая специальность – реабилитолог. Возможно, тогда количество потерянных сирот будет гораздо меньше. А пока, луноходы выходят на кабельном питании от детского дома, что не позволяет им пойти дальше и найти свою успешность. А Луна такая красивая…

 


philanthropy.ru


ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч