Реклама

Новости

Александр Гезалов. Социальный работник – профессия будущего


На днях мы в рабочей группе депутата Государственной думы Екатерины Лаховой обсуждали один из многочисленных вопросов, которые вскрылись после принятия «закона ДЯ». У нас в стране практически нет специалистов по социальной работе, а если точнее — социальных работников.


Специальность социальный работник — такая же узкая, как например психолог. При этом у соцработников — ключевая роль в деле преодоления социального сиротства. Именно они приходят в кризисные семьи, именно от их компетенции зависит, удастся ли семье выйти из кризиса. И во многом от них зависит, насколько хорошо будет адаптирован к взрослой жизни выпускник сиротского учреждения. Между тем, как выяснили члены рабочей группы, каждый социальный институт штампует специалистов не исходя из социального заказа, а из того, сколько стоит студент. Во главе угла не вывод на орбиту специалиста, а просто галочка. Во время обсуждения также выяснилось, что чаще всего на специальность социального работника приходят люди, которые нигде больше не смогли пробиться. По словам Вероники Ослон, сегодня вообще нет такого понятия как повышение квалификации для специалистов, которые работают в сфере семьи и детства. Это неудивительно, ведь отсутствует в России и само понятие – специалист в области работы с семьей и детством.


Да, есть специалисты, нацеленные на преодоление психологических трудностей у членов семьи. Но еще до того, как они предложат свои услуги, в семью должен прийти другой специалист — человек, который и не допустит необходимости дорогостоящей психологической реабилитации. Который разрулит проблему на ранней стадии. Или который разберет завал семейного неблагополучия. Сотрудникам органов опеки, которые по идее должны этим заниматься сегодня, не хватает необходимых компетенций и знаний. Нужны специалисты иных специальностей, которых в России до сих пор не выпускали из социальных вузов.


Галина Семья чаще всего приводит в пример такой довод несостоятельности образовательной среды: центры повышения квалификации для сотрудников социальной сферы ничем помочь не могут хотя бы потому, что преподаватели таких центров сами давно не повышали свои компетенции. Также до сих пор нет единого стандарта относительно преподавательского состава социальных вузов. Чаще всего на эти должности приходят люди, которые приглашены, чтобы организовать сессионный процесс, но никак не обучающий. Студенты часто сами ищут образовательную литературу, которой также нельзя найти днем с огнем. Также нет издателя, ориентированного на литературу о социальных процессах. Мало того, нет никаких критериев, которые позволяют понять, что студент прошел обучение нужного качества, для качественной же работы в социальной сфере. Зачастую студент не практикуются в социальных учреждениях, так как неясно, будет ли он в них работать. Скорее нет: он найдет в таких учреждениях лишь низкий статус да небольшую заработную плату. И узнав простую сермяжку правду, уже спешит в бизнес.


Что же предлагает рабочая группа?


Естественно пересмотреть социальный пакет для работников сферы защиты семьи и детства, чтобы повысить престижность профессии. Немаловажен вопрос повышения заработной платы. Также обратить внимание на работу образовательных учреждений, которые готовят не того специалиста, выпуская в мир людей, которые до социального клиента так и не доходят. И естественно в это узкое горло попадают чаще всего люди, не имеющие специального образования. К примеру, в тех же детских домах чаще всего работают бывшие военные и работники общепита. А значит, не способные ответить за качество своей работы, так как не понимают, какими технологиями и методами этого качества добиться.


Так что до тех пор, пока в социальной сфере будут «все подряд», под словами услуги и сервис будут понимать количество проведенных мероприятий. Сейчас в социальной сфере именно этот показатель — главный критерий эффективности работы с «клиентом». «Клиент», между тем, заинтересован не в количестве, а качестве. Разговор начат. Продолжим.


philanthropy.ru