Реклама

Новости

Александр Гезалов. Добровольный всеобуч


Недавно побывал в Севастополе — меня пригласили на добровольческий слет, проводимый фондом Андрея Первозванного. На слет приехали волонтеры как из светских организаций, так и церковных. Объединяет их общая проблема — отсутствие подготовки, обучения и сопровождения.


Я прочел лекцию о ресурсах НКО и добровольцев, а также о том, как эти ресурсы грамотно использовать. Надо сказать, что народ на слет приехал интересующийся, горячий, порой даже очень горячий. Но не всегда грамотный: как выяснилось, большинство из них сами придумывают для себя обучение, потому что нет его на местах. Для церковных организаций эта проблема особенно острая: грамотных хедлайнеров социальной тематики в этой среде совсем мало. А если быть совсем откровенными – нет вовсе.

НКО, ориентированных на обучение добровольческой среды, в регионах днем с огнем не сыщешь. Чтобы организовать волонтерскую школу, нужно иметь ресурсы, помещения, оргтехнику, деньги на зарплаты, поддержку местных властей, бизнес-сообществ, СМИ. При этом под подобные проекты денег никто не дает, да и грант практически невозможно выиграть.

В общем, НКО, помогающих расти другим НКО, в регионах я не встречал. Да, есть организации, которые называют себя ресурсными. Но по большей части их основная работа сводится к обслуживанию интересов власти — выборных кампаний, например. Вот и приходится добровольцам самим и для себя самих же выдумывать обучение. Не имея ни практики, ни опыта. А самообучение приводит к самоварению. Полезного в этом крайне мало. Самоварение приводит к стагнации и гибели НКО, не знающего, куда идти дальше. Вроде и освоили ряд технологий работы с социальными группами, и есть запрос на новые техники и методы, но где их брать – вопрос. Это довольно частое явление, когда в регионе вдруг, в один момент исчезают ряд НКО, которые выросли из шортиков, но в новые штаны не вросли. Их просто нет, этих новых штанов. Эти штаны и есть обучение, сопровождение, мониторинг деятельности и результативности. Креатив.

Для того, чтобы региональные НКО могли нормально развиваться, они должны иметь доступ к образовательным ресурсам, новым знаниям, информации, необходимой литературе. «Доступ к телам» – экспертам гражданского общества, живущим, как правило, в Москве. Этот самый доступ пытались было организовать с помощью вебинаров. Однако и это начинание не получило особого развития. Ведь даже для дистанционного образования нужны ресурсы: время, согласование, выполнение домашних заданий и т.д.

Кроме того, проводить семинар с аудиторией, которая нуждается в серьезном апгрейде, выходе из застоя и тупика, готов не каждый. А системное участие в работе региональных НКО могут позволить себе немногие. Представим картину: некая общественная организация решила помогать регионалам в развитии. Тогда, во-первых, ей придется забыть о другой деятельности кроме «патронажа» над местными НКО. А во-вторых, приготовиться к отказу от финансирования со стороны даже самых преданных своих доноров. Давали-то на детей-сирот, а не на обучение других добровольцев работе с детьми-сиротами. В общем, думаю, что уже через год наша геройская НКО тоже канет в Лету.

Так кто же должен заниматься обучением и развитием новых НКО и добровольцев? Местные сообщества третьего сектора могли бы создать обучающие центры и всячески поддерживать их, в том числе и материально. Искать организации, имеющие схожий профиль работы. Обмениваться опытом, информацией. Пытаться достучаться до власти, ведь улучшение социальной ситуации в регионе, по идее, в ее интересах. Нужно искать заинтересованных чиновников (а такие есть ) и объяснять им, что без качественно работающих НКО значимых изменений добиться куда труднее.

Пока в регионах не появятся НКО, готовые начать образовательную деятельность для местных общественных организаций, до тех пор там будут жить в 1990-х — с фондами, заточенными исключительно на сбор гуманитарной помощи и эффектную ее раздачу.

P.S. Кстати, в Махачкале открывают Академию добровольчества, меня пригласили преподавать.


 


philanthropy.ru


ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч