Реклама

Новости

На страже детства



Первая школа по правам детей прошла в Ижевске в 2008 году – и тогда, и сейчас ее организатором выступила Ижевская городская общественная организация «Центр социальных и образовательных инициатив». Должен отметить, руководители организации Александр Феодосьевич Радевич и Ольга Вадимовна Пишкова сделали все, чтобы школа прошла интересно и плодотворно.

Встречи проходили в виде сессий и практических занятий с участием ведущих специалистов и экспертов. Были член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Алексей Головань, директор центра психолого-медико-социального сопровождения «ОЗОН», профессор Евгений Цымбал, адвокат, специалист по семейному праву, эксперт Совета Федерации Антон Жаров.

Перезагрузка

- В чем особенность школы? Для чего она проводилась? – спрашиваю Александра Радевича, организатора школы, члена Общественной палаты Ижевска.

- Сегодня проблемы детей настолько сложны и разнообразны, что для их решения требуется участие многих и разных специалистов. Именно поэтому на второй школе по правам ребенка специалисты вырабатывали новый - общий язык, основанный на защите прав ребенка - от рождения до совершеннолетия.

Школа по правам ребенка проводилась в Ижевске не впервые. В 2008 году ее слушателями были руководители отделов районных администраций и служб региона, занимающихся охраной и защитой прав детей. Слушателями же Второй региональной школы по правам ребенка были педагоги, психологи, врачи, юристы, управленцы, правозащитники, гражданские и профсоюзные лидеры, эксперты и специалисты учреждений помощи семье и детям, объединенные желанием и, главное, возможностями помочь детям в защите их прав.

География участников также не ограничивалась только Ижевском. Учиться и вырабатывать общие смыслы в правовых и социально-психологических вопросах защиты детства к ижевчанам приехали специалисты, правозащитники и гражданские активисты из Воткинска, Сарапула, Глазова, Игры, Перми, Ханты-Мансийска и Нижневартовска.

Время любить

- Программа школы затрагивала широкий круг вопросов по основным проблемам детства, а также вопросы помощи и технологий восстановления нарушенных прав ребенка, - рассказывает Ольга Пишкова, детский правозащитник, специалист по защите прав ребенка и организатор встречи. - Четыре дня продолжались лекции, дебаты и дискуссии. Определялись позиции, а порой возникали и споры, в которых так и не была поставлена точка. Но в одном все слушатели были едины - специалистам по детству необходимо учиться разным практикам и разным знаниям, объединять свои усилия в защите каждого ребенка. По сути все в этом мире начинается с уважения к детям и их правам. Именно с признания равенства человеческого достоинства взрослого и ребенка, его безусловной свободы и необходимости оказания помощи, в силу особой уязвимости и зависимости от взрослых начинается путь к самому себе у каждого из нас.

Мы привыкли говорить о любви к детям, не слишком углубляясь и вдумываясь в смысл слов, которые порой подменяют собой жестокость, грубость и пренебрежение потребностями и интересами детей. Слово «любовь» не должно уходить из нашего лексикона. Прошедшая школа - по большому счету, учила любви к детям, основанной на таких юридических и общечеловеческих понятиях, как «права человека», «достоинство», «свобода» и «справедливость».

Взрослые, услышьте наши голоса!

Евгений Цымбал, директор московского центра «ОЗОН», кандидат медицинских наук, профессор, лауреат премии правительства России в области образования, эксперт Общественной палаты Российской Федерации:

- Очень важно, чтобы каждого ребенка услышали общество и государство. Если мы, правозащитники, не сможем этого сделать, то тогда все напрасно. Наш центр как раз занимается такой помощью. В основном по двум категориям дел: преступления в отношении детей, среди которых 90 процентов - сексуальные посягательства. Вторая категория – спор супругов о детях.

Проблемы и пробелы

- Наше российское законодательство не отвечает принципам и нормам международного права, - на своей лекции «Законодательство Российской Федерации в интересах детей: проблемы, пробелы и перспективы развития» рассказал Алексей Головань (справа), член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, исполнительный директор региональной общественной организации «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе».

Алексей Головань считает, что наши законы не обеспечивают комплексного подхода. Жизнь многообразна, а у нас выбор средств по защите прав детей минимален. Это не соответствует потребностям детей и реалиям жизни. Наше законодательство очень часто ориентируется не на вопрос права, а на финансовые возможности и целесообразность.

Очень серьезным пробелом нашего законодательства является отсутствие межведомственного взаимодействия между всеми структурами, которые отвечают за обеспечение прав ребенка. Нет необходимого контроля за неисполнение действий, связанных с защитой прав детей.

По словам Алексея, очень мало внимания уделяется вопросу образования детей, имеющих ограничение по здоровью. В России не существует федеральных законов, которые бы давали всем детям с ограничениями по здоровью возможность получить качественное образование.

Другие проблемы: нарушение прав детей при раздельном проживании родителей, злоупотребление собственниками квартир своими правами – дети оказываются на улице.

Кто такой детский адвокат?

На эту тему рассуждал Антон Жаров, адвокат, специалист по семейному праву, эксперт Совета Федерации и Департамента семейной и молодежной политики Москвы.

- Детский адвокат - это человек, который и душой и делом «болеет» за ребенка. Он должен отлично понимать, что ждет его подзащитного через пять, десять лет - когда он станет совершеннолетним. Какие сегодня решения принимает или не принимает в его интересах суд?

Если мы выбираем для ребенка новую семью, то должны задуматься: какая для него будет наилучшей? Детский адвокат, по сути, принимает самые ответственные решения в судьбе ребенка.

Как защитить ребенка в Интернете

Алексей Кищенко, специалист по PR и маркетингу новосибирской компании «Entensys»:

- К сожалению, родители не часто задумываются, что Интернет представляет для ребенка такую же угрозу, как незнакомцы на улице. Ребенок может в Интернете столкнуться с угрозой сомнительных знакомств. С мошенниками, например. Эти люди способны выудить у ребенка информацию, которая принесет вред как ему самому, так и его семье. Зачастую кибермошенники способны войти в доверие, назначить ребенку встречу, которая тоже не сулит ничего хорошего.

По словам Алексея, деятельность в области безопасности Интернета для детей в нашем государстве ведется неважно.

- Хотелось бы более решительных шагов в этом направлении, - говорит он. - Начиная с принятия законов и заканчивая ужесточением ответственности производителей телекоммуникационных средств и технологий. По данным статистики, лишь 25 процентов детей находятся под контролем взрослых, когда работают в сети Интернет. Как уберечь ребенка от угроз Интернета? Пока только помощью родительского контроля, антивирусов или совместной работы с ребенком в сети.

Хочу перемен!

Ольга Пишкова, детский правозащитник:

- Почему назрел вопрос для проведения таких школ? Потому что ребенок - самый уязвимый человек. Он растет, меняется, и меняется мир вокруг него. Не успев его понять, ребенок зачастую получает в этом мире суровые уроки. Взрослые люди должны помочь ему с этим справиться, для этого мы собираемся, проводим школы, где говорим: нужно обратить внимание на мир детей, иначе его не будет.

- К какому результату вы стремитесь?

- К объединению разных специалистов вокруг проблемы защиты прав ребенка. В построении большой команды и появлении новых команд. В построении общего смыслового пространства у всех специалистов, которые работают в этой сфере. Главное отличие взрослого от ребенка: взрослый может самостоятельно решить свои проблемы, ребенок - не может. Или пытается это сделать своими способами, не всегда безопасными. Даже Интернет представляет сегодня для детей большую опасность. Нам нужно создать альтернативу – ресурс, который бы ребенку помогал.

- В первый день работы школы выступали юристы, правозащитники. Часто заходила речь о несовершенстве российского законодательства. Школа по правам детей может изменить эту ситуацию?

- Есть такая фраза: «Хочу перемен». Но организовать эти перемены достаточно сложно. Сам ты их не сделаешь, другому человеку в одиночку с этим тоже не совладать. В связи с этим даже появился специальный термин «адвакация». Что он обозначает? Общую деятельность в интересах каких-то социальных перемен. Адвакация в себя включает не только информирование и создание общего смысла, но и лоббирование перед законодательными органами власти изменений в законах.

- Для чего был создан институт омбудсменов - уполномоченных по правам человека?

- Чем сложнее становится жизнь, тем больше посредников должно быть между гражданами и властью. Со стороны общества посредниками являются некоммерческие организации, со стороны государства – институт омбудсмена, который является мостиком между государством и человеком.

- Из поднятых участниками школы проблем можно выделить самые главные?

- Нет проблем более и менее важных. Важно все, что было сказано. И даже то, что еще не прозвучало, о чем еще нам не известно. Поэтому школы по правам ребенка должны проводиться для всех специалистов, всех людей. Всем нужны знания о том, что такое права ребенка. Причем, иногда стоит менять формат. Например, проводить школы по правам инвалидов, детей-сирот и других. Но приглашать туда не только тех специалистов, которые работают с такими детьми, но и других, кто работает в интересах всех детей.

kr-znamya.ru


ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч