Реклама

Новости

Александр Гезалов. Что в офисе тебе твоем?


Нередко можно услышать, что НКО куда эффективнее работает, когда у нее есть офис, оргтехника и сотрудники. А еще стационарный телефон. И первое что делают многие НКО после регистрации в Минюсте: снимают или получают в пользование офис. Не пройдя этапы становления организации, не доказав свою состоятельность.


Зачастую только потому так делают некоммерческие организации, что это считается престижным - иметь собственный офис. Без этого никак не может проистекать эффективная деятельность. Кажется, что офис - это единственное место, куда могут прийти нуждающиеся и получить помощь, поддержку. Или придут спонсоры, которые глядя на многочисленные грамоты, дадут много чего.

Я не отрицаю, для многих НКО офис действительно необходим, но для многих же - просто фишка, которой они совершенно не умеют пользоваться и часто не могут ответить: а, собственно, зачем? Единственный ответ - именно это является мерилом стабильности НКО, а тем более если организация занимается поиском грантов, это часто очень важно. Офис - часть собственного ресурса, который можно положить на алтарь победы в битве за грант.

Вот, собственно, и весь резон. Часто ли НКО нужны эти самые офисные метры для других целей? Например, чтобы структуризироваться, иметь место, где сидят сотрудники. Часто ли бывает так, что наличие офиса заставляет организацию стать более мобильной, шевелиться в поисках технологий, позволяющих решать проблемы как организационные, так и тех, ради кого создана? По воле судьбы, я достаточно часто бываю в офисах общественных организаций. Подо что только они их не используют. Под склады, место добровольческих тусовок, а часто вообще не понято подо что.

По идее, местные власти офисы дают, надеясь, что НКО будет эффективно трудится и использовать предоставленные помещения. Но часто получение офиса навсегда хоронит организацию как общественную структуру. Добившись главного, изредка используя это достижение, организация начинает стагнировать.

Через какое-то время офис вообще теряет цену, потому что за него как правило дорого не дерут - все-таки социальный объект. И только когда власти начинают помещение отбирать (за ненадобностью для НКО), организация вдруг вспоминает, как жизненно необходимы ей эти квадратные метры.

Лично мое мнение: НКО должна дорасти до офиса, чтобы понимать, для чего он все-таки нужен. Как место переговоров, открытие центра помощи той или иной социальной группе и так далее. Это должно быть сформулировано в миссии организации. Когда офис помогает организации, а не наоборот, потому что сам по себе офис не является символом эффективности, если он используется как чайхана. Офис для НКО - это стратегическое и идеологическое место. Где кипит работа по созданию и реализации проектов и программ, направленных на улучшение социальной ситуации региона, который и выделил офис как раз для этого. Недавно одна общественная организация сбежала из офиса, не оплатив аренду, бросив оргтехнику и вообще все что было. Так произошло потому, что офис так и не стал ценностью для этой НКО. Организация легко с ним рассталось.

В начале девяностых годов мы тоже открыли свой офис, но через некоторое время поняли, что лучше всего НКО находиться рядом с теми, кто в этот офис, может, никогда и не придет. Мы поняли, что создавать более тесный контакт с осужденными, сиротами, бездомными получается лучше, если работать на их территории, рядом с ними. Тем самым повышая и уровень доверия, и эффективность работы.

И сейчас, когда меня часто спрашивают, а где же ваш офис, я отвечаю: в сердце. То есть всегда со мной, во мне. Заодно не стоит вопрос платы за использование помещений, а значит - нет лишних административных расходов. Это, в свою очередь, означает, что ресурсы поступают тем, ради кого мы некогда создавались. А офис пусть подождет. Будет он, просто надо до этого дорасти. Сердцем.

 


sirotinka.ru


ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч