Реклама

Аналитика

Юрий Тамберг. Концепция Новгородской школы ТРИЗ: «Развитие творческих способностей детей и взрослых на основе методик ТРИЗ»


Цели Школы


Главная цель школы - это воспитание идеального человека. Звучит вызывающе, но согласно идеологии ТРИЗ, понятие идеальности это просто важный прием решения творческих задач и он называется ИКР - Идеальное Конечное Решение. Это самое желанное, самое наилучшее решение. Очевидно, что ИКР недостижимо, но практически к ИКР можно подойти как угодно близко. Мы используем этот ТРИЗовский прием, еще и потому, что он заставляет ставить высокую Достойную Цель Школе, к решению которой мы и пытаемся приближаться. ИКР дает генеральное направление, позволяет из расплывчатой, часто робкой задачи, подойти к точной и высокой задаче, что, разумеется, накладывает школе высокие требования, обязанности и ответственность.

Считается, что любой человек обладает 1000 положительных качеств и 1000 отрицательных качеств, только они в разной степени развиты и в разной степени важны. В идеале, надо развивать, все! положительные качества, а все! отрицательные уничтожать. У идеального человека не должно быть недостатков. Это очень трудно. Но, к счастью, есть закон: если решено главное противоречие, главная проблема, устранены главные недостатки, воспитаны главные качества человека, то автоматически и одновременно решается множество второстепенных проблем.  

Что это за главные качества?

Прежде всего, нравственные качества: честь и совесть, доброта, правдивость и ответственность, верность слову.

Затем следует назвать все качества творческой личности:

сильное управляемое мышление, то есть умение решать творческие задачи, обширные знания общих законов природы и общества, управляемая память, внимание, воображение, умение производительно работать и доводить дела до конца, умение учиться, уверенно браться за сложные дела, адаптироваться к нашему быстроменяющемуся миру, умение выбрать и реализовать Достойную цель жизни… Это волевые качества, крепкое физическое здоровье, чувство юмора, чувство меры, чувство прекрасного...

Знание ТРИЗ позволяет алгоритмировать все не творческие операции, высвобождая больше времени на творческие работы.

Как не покажется странным, но наша Школа это не только инструмент личностного роста, но и оздоровительный курс, ибо умение стабильно хорошо решать творческие задачи практически исключает стрессы!

Разумеется, в Школе даются и «дотризовские» методы решения задач: мозговой штурм, морфологический анализ, сократика, приемы логического мышления, диалектического мышления, системного, функционального, синергетического… и все основные тризовские методы: приемы разрешения противоречий, использование физ-, хим-, био-эффектов, вепольный анализ, алгоритмы решения…

Другие задачи школы: определить и врожденные качества детей и те качества, о которых он и не подозревал. Обучить умению учиться и сдавать экзамены. Оказать помощь в выборе профессии.

Принципы преподавания в Школе ТРИЗ

Это использование методологии ТРИЗ.

Приведем некоторые приемы:

1. Основной ТРИЗовский принцип решения задач – это не допускать их появления!!! Для этого надо делать все необходимые предварительные действия, чтобы задачи и не появились, тогда их и решать не надо! А это называется мудростью!  У нас есть такой курс.

2.В образовании главная цель и функция не обучение, а воспитание!

А главная цель воспитания, это воспитать во всех отношениях: духовном, нравственном, интеллектуальном и физическом - идеального человека.

3. В ТРИЗовской педагогике крайне важен принцип «Сам»: задача должна решаться сама и, в первую очередь, тем ресурсом, который есть у причины появления задачи и у участников задачи. Отметим это парадоксальное, на первый взгляд, наблюдение: самый сильный ресурс для решения задачи, как правило, в той ее части, которая стала причиной задачи, в той части, которую надо улучшать. В нашем случае, это сами дети. Так, для решения проблем в образовании, надо широко использовать ресурс ребенка, ибо ребенок лучше осознает и запоминает то, что сам для себя открыл, до чего сам додумался, что сам решил, сам создал, сам выучил, сам себя заставил... Творчество – это то, что сделал творец сам.

С 3 - 5 лет дети активно стремятся к самостоятельности и поэтому не надо им мешать делать то, что они могут сделать сами. Для этого надо «замотивировать» детей чтобы они сами хотели хорошо учиться, сами хотели самосовершенствоваться, сами хотели решать творческие задачи, сами открывали законы, сами выводили формулы...  

 (Для иллюстрации приведу шутливое «ТРИЗовское» решение на поиск ресурса: Как сделать так, чтобы на показательном уроке все ученики поднимали руки? Учительница нашла решение: знающие поднимают правые, а не знающие левые руки).

4. Самые сильные решения дает объединение ресурсов. В педагогике, это умные, действительно нужные детям программы, это ресурс учеников, учителей, родителей, Комитетов образования, Министерства образования, Государства, Народа...

5. В ТРИЗ есть мудрый принцип «И-И-И» - это принцип наращивания добра, это такое решение, когда становится предельно хорошо, для данных условий, ВСЕМ ученикам: и этому хорошо, и этому хорошо, и этому хорошо... Принцип «И-И-И» в педагогике это гармоничное развитие всех положительных качеств ребенка и перевоспитание всех отрицательных качеств. В идеале, надо быть: И здоровым, И счастливым, И смелым, И самому любить и быть любимым, И честным, И богатым, И умным, И учеником умного, должны хорошо работать И левое, И правое полушария, И память, И внимание, И воображение, И воля... Иначе говоря, человек должен быть многофункциональным и гармонично развитым. Это задача «идеального воспитания».

6. Надо использовать: системный подход, замечательный принцип "улучшать, не ухудшая», причинно-следственный анализ… и вообще все то, что наработало человечество. Как говорят, «надо встать на плечи великих» и идти дальше.

7. Страна наша богата, человеческих и ископаемых ресурсов много, продаем его щедро, народ умный…, а живет бедно. Почему? Наш ответ: у многих госуправленцев, судей и олигархов всех мастей катастрофически не хватает главных человеческих качеств - честности, справедливости и мудрости в решении государственных, то есть, направленных на благо народа, проблем. Умных людей больше, чем честных! Нравственность - вот наш главный ресурс. И главная забота образования.

8. Для увеличения скорости и качества воспитания и усвоения материала в ТРИЗ педагогике используется прием создания самими детьми обучающих и заставляющих думать наглядных материалов: рисунков-задач, опытов, игр, фокусов…

9 Вот ТРИЗовские учебные действия: 1) объяснить ученику чему его хотят учить. 2) замотивировать ученика учить предложенное, убедить его, что эти знания ему нужны, что он учится для себя, 3)влюбить ученика в учителя (аттракция), 4)мотивировать детей самостоятельно решать много творческих задач и на этой основе мотивировать детей самим открывать правила решений и законы природы. 5) установить у обучающихся победный настрой,

Школа имеет два отделения: очное и дистанционное и четыре специализации:

1.«ТРИЗ-образование» для детей от 2 лет и старше, для учителей и для родителей; Очное по 16 курсам. Для дистанционного обучения предлагается 50 методик и более 2000 задач.

2.«ТРИЗ для инженеров». Очное по трем курсам. Для дистанционного предлагается 30 методик.

3.«ТРИЗ-бизнес и управление». 20 тем.

4. Помощь в организации Школ ТРИЗ. Консультации родителей и учителей.

 Основные методы воспитания, развития и обучения:

1. Личный пример детям родителей, учителей и воспитателей во всем.

2. Строгая научность и системность всех приемов и методик, что обеспечивает их высокую эффективность. Учет социальных законов, учет законов возрастной психологии, учет сенситивных периодов развития, принцип от простого к сложному и т.д.…

3. Мотивация детей на самостоятельное решения очень большого количества творческих задач и упражнений (500-1000-2000) и на этой основе изучение теории ТРИЗ.

4.Раннее определение врожденных способностей детей. 

5. Творческая Личность - это «штучный товар», поэтому приветствуется индивидуальный подход. Согласно методологии ТРИЗ Творческая личность это Личность + Достойная Цель. Поэтому детям помогают выбрать Достойную Цель жизни.

6. Четкая практическая направленность методик: «Бери и применяй». Простота изложения методик, понятная всем, без специальных терминов.

7. Управление процессом образования «по скрипу», то есть по малейшему отклонению от идеального. А еще лучше - не допускать и «скрипа», то есть делать все необходимые действия предварительно, до появления трудностей и задач. Чтобы их потом не решать.

8. Но самое главное – любить детей!

 Семь способов изучения ТРИЗ в школах и в детских садах:

1. Занятия по изучению ТРИЗ включены в текущую программу школы или детского сада как самостоятельная дисциплина (как физика, математика…). Например, один урок в неделю с первого по одиннадцатый класс.  К сожалению, в официальные программы школ ТРИЗ не включен.

2. Изучение ТРИЗ по программам дополнительного образования во вне учебное время (за пределами общеобразовательного государственного стандарта). Это один из эффективных способов обучения.

Детям предлагаются курсы «по выбору», в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Это могут быть обычные занятия, где дети самостоятельно решают большое количество творческих задач и проводят анализ их решения, а также проводят опыты и исследования и выводят формулы.

Занятия могут проводиться на смешанной основе оплаты (платно - бесплатной). Возможные формы аттестации:  тесты, опросы, зачеты, собеседования, доклады, рефераты, олимпиады, смотры, конкурсы, выставки, публикации.

3. Творческие лаборатории или кружки, где дети самостоятельно проводят научные исследования, ставят опыты, выводят формулы, формулируют законы и области их действия.

4.Использование учителями школы тризовских подходов, тризовского мировоззрения, тризовской методологии и тризовского мышления на всех! уроках.

5. Организация школьной традиции - "Интеллектуальные разминки": решение одной-двух-трех задач по ТРИЗ, но каждый день, например, перед уроком (уроками) в течение 3-10 мин. Это 100 – 200 - 300 творческих задач в год. Это несколько тысяч задач за время пребывания в школе, что не пройдет бесследно для ребенка.

6. Платные Факультативы по ТРИЗ после уроков или по воскресеньям для детей, для родителей или совместные для детей с родителями, платные или бесплатные.

7. Дистанционное (заочное), самостоятельное обучение, например, в Новгородской Школе ТРИЗ.

Мы будем благодарны за любую критику нашей концепции, нам это очень важно. Приглашаем учиться в нашей школе.

Руководитель Школы: Тамберг Юрий Гергардович, к.т.н., председатель Новгородской областной общественной организации ТРИЗ. Телефон (8162) 62-02-61. Эл. почта: tamberg@novgorod.net;    

 



ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч