Реклама

Публикации

Проблемы и перспективы гражданского общества обсудили в Минэкономразвития РФ


В этом году, по сравнению с прошлыми годами, разработано значительное количество законодательных инициатив, посвященных регулированию деятельности некоммерческого сектора, отметила исполнительный секретарь Форума Доноров Наталья Каминарская в рамках IV Всероссийской конференции "Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества. Опыт регионов и муниципалитетов" Министерства экономического развития РФ. Для согласования предполагаемых изменений в деятельности НКО Дмитрием Медведевым была создана Рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства РФ о некоммерческих организациях; объем финансирования деятельности организаций третьего сектора со стороны федеральных, региональных, муниципальных органов власти в 2009 году превысил уровень прошлых лет, отметила Н. Каминарская. Она также указала на развитие частной благотворительности, в том числе массовое участие в акциях известных личностей, а также становление практики корпоративного волонтерства. В то же время назрели проблемы: не все министерства и ведомства приглашают представителей некоммерческих организаций к сотрудничеству, подчеркнула исполнительный секретарь Форума Доноров. По-прежнему существует проблема информирования россиян о благотворительных инициативах.


Председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова напомнила, что реформирование законодательства в области третьего сектора пройдет в три этапа: снижение административных барьеров; облегчение экономической деятельности НКО; систематизация законодательной базы третьего сектора. Многое из перечисленного нашло отражение в Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ, разработанной МЭР РФ при участии Комиссии Общественной палаты РФ по развитию благотворительности и совершенствованию законодательства о НКО, а также широкого круга представителей третьего сектора и экспертного сообщества. Наряду с разработкой новых законодательных предложений по изменению некоммерческого законодательства необходимо содействовать тому, чтобы принятые ранее изменения "начали вменяемо работать" на практике,подчеркнула Э. Памфилова. Если бы все министерства и ведомства (как Минэкономразвития РФ) были открыты для сотрудничества с гражданским обществом, позитивные изменения в жизни страны происходили бы быстрее, считает Памфилова. Она также отметила, что необходимо активнее использовать потенциал российского общества – разрыв между числом граждан, заявляющих о готовности участвовать в социально значимой деятельности, и реально в ней участвующих, по-прежнему высок. "Именно в участии граждан заключается гарантия самостоятельности, независимости и свободы гражданского общества, это выгодно, в том числе для власти", - отметила она. Поэтому необходимо развивать институты общественного контроля, а также разработать комплекс мер, который бы позволил защитить от преследования "организации, которые наиболее успешно борются с коррупцией и злоупотреблениями чиновников… в том числе поднимают острые экологические проблемы", подчеркнула председатель Совета.


Становление некоммерческого сектора далеко от завершения – сами институциональные формы его существования, взаимодействия с гражданами и чиновниками не устоялись, отметил первый проректор ГУ–ВШЭ Лев Якобсон. "Мы видим крайнюю неоднородность сектора, отсюда огромное разнообразие проблем - крайне нежелательно стричь всех под одну гребенку", - подчеркнул эксперт. Некоммерческие организации отличаются как по объему финансирования и масштабу деятельности, так и по количеству занятых в них сотрудников и волонтеров. Предоставить всем НКО преференции без ужесточения требований не получится. В то же время ужесточать условия работы тем, кто не претендует на льготы и бонусы, тоже неправильно, убежден Л. Якобсон. "Золотой серединой", по мнению ученого, может стать выделение в отдельную группу НКО, которые соответствуют международным стандартам прозрачности и корпоративного управления, и распространение на них налоговых льгот и других преференций.