Реклама

Публикации

Правительство дискредитировало идею монетизации


Правительство дискредитировало идею монетизации

Ошибки при проведении необходимой социальной реформы дорого обходятся власти, но еще дороже – обществу.

Элла Памфилова

Поспешно и непродуманно начав монетизацию льгот, власть создала опасный прецедент. Самые законопослушные, но обездоленные люди, доведенные до отчаяния, вышли на улицу.

К сожалению, мы ничему не учимся и все время наступаем на одни и те же грабли. Начиная такое серьезное и необходимое дело как социальные реформы, правительство понадеялось на авось, на долготерпение и пассивность людей. Как показали последние события, в регионах этот ресурс не безграничен.

Возможный провал затеваемой реформы в предлагаемом правительством варианте у многих вызывал тревогу, в том числе и у наших экспертов, которые осилили семисотстраничный пакет законов еще осенью прошлого года. Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека уже тогда сделал вывод, что нормативная база закона готовится без должного качества, что в самом законе есть системные дефекты, которые будут проявляться по мере осуществления всей социальной реформы. Было очевидно, что все равно правительству и Госдуме придется возвращаться, чтобы скорректировать и закон, и механизм его реализации.

В конце сентября прошлого года об этом шла речь на встрече с президентом Владимиром Путиным, который был очень обеспокоен подготовкой и реализацией этого закона. Руководитель президентской администрации Дмитрий Медведев дал поручение, чтобы материалы нашей общественной экспертизы были внимательно изучены и учтены. К сожалению, на уровне правительства так и не был создан единый координационный орган, который мог бы отрабатывать все вопросы не только в Центре, но и в регионах, оказывать им методическую помощь ежедневно и ежечасно. В итоге, абсолютно необходимая и актуальная идея замены натуральных льгот денежными выплатами была серьезно дискредитирована.

Мне абсолютно не хочется злорадствовать по этому поводу – думаю, аморально и безответственно кому бы то ни было пытаться извлечь политическую выгоду, толкая страну к хаосу, потому что если идея монетизации льгот будет окончательно дискредитирована и власть, под давлением улицы, вместо того, чтобы серьезно переработать – просто свернет уже давно перезревшую социальную реформу, то будет еще хуже.

В чем, на мой взгляд, причины провала?

Первое. Грандиозные преобразования в самых болезненных социальных сферах: образовании, здравоохранении, социальной защите, ЖКХ - проводятся без реформирования всей политики доходов. Начинать надо с реформы заработной платы, и пенсий, а также вывода из тени основных источников доходов, как налогообразующей базы.

Второе. Надо было учитывать, что все эти реформы разрабатываются параллельно с реформой и реорганизацией самой исполнительной власти и правительства. Его почти год лихорадит и оно так и не заработало в полную силу. Отсюда – соответствующее «качество» всего социального пакета.

Третье. Реформа готовилась кулуарно и быстрыми темпами, без привлечения специалистов-экспертов. Надо отдать должное - специалисты различных ведомств работали днями и ночами над документами, но согласитесь, невозможно быстро и одновременно качественно написать огромное количество нормативных актов.

Четвертое. Абсолютно провалена информационно-разъяснительная работа. Даже разработчики реформы так и не смогли внятно объяснить населению суть реформы и убедить общество в ее необходимости. Причем я не уверена, наберется ли свыше пяти человек в Правительстве и ведомствах, которые полностью прочитали и проанализировали пакет документов.

Между тем, чем благостнее была картина будущей реформы на государственном телевидении, тем больше возникало тревоги и недоверия у людей.

К сожалению, разработчики реформы и те, кто ее принимал в Госдуме, продолжают настаивать на своей правоте. Например, председатель Госдумы Борис Грызлов и первый заместитель главы правительства Александр Жуков заявляют, что закон хорош и на федеральном уровне все замечательно, а виноваты регионы.

На мой взгляд, обвинять регионы в провале реформы было бы несправедливо. Наоборот, некоторые руководители регионов делают все возможное, чтобы на местах снивелировать недостатки федерального закона. Правда, до введения закона некоторые губернаторы рапортовали президенту, как все замечательно. В кулуарах же они говорили совершенно противоположное и валили все на федеральный Центр. И если оперативно не уточнить и не упорядочить целый ряд параметров, то этот безответственный административный «футбол» будет продолжаться и дальше.

Сейчас многие предпочитают кивать на прежнюю власть, которая наплодила кучу льгот. Я, как министр, отвечающий за социальную сферу в правительстве России в конце 1991 - начале 1993 годов, не снимаю с себя ответственности. Тогда у нас не было иного выхода. Страна была в полной разрухе и мы с «колес» вводили льготы, для того чтобы хоть как-то помочь людям в экономическом и социальном хаосе и на крутом политическом переломе. Иначе бы они просто не выжили.

Сейчас совершенно другая ситуация. Необходимости в спешке с монетизацией нет. Есть огромный золотовалютный запас, стабилизационный фонд, мы не только стремительно расплачиваемся с внешними долгами, но даже позволяем себе «прощать» наших должников. Однако наше правительство, разбалованное благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, перестало думать. Поэтому оно в очередной раз решило проехать на авторитете президента. Мало того, что оно фактически обмануло, ввело в заблуждение Президента, так еще теперь трусливо прячется за его спину. Конечно, Президент поступает по-мужски, беря всю ответственность на себя, чего не скажешь о правительстве, сплошь состоящем вроде бы из мужчин. Но я глубоко убеждена, что это Правительство ни в коем случае нельзя сейчас отправлять в отставку – слишком легко отделаются, а новые люди в такой ситуации наломают дров еще больше, или повернут все процессы вспять. У Правительства есть шанс реабилитироваться в качестве профессионалов и ответственных людей, только надо перестать обманывать себя, Президента и, самое главное, граждан страны. Правительство должно честно признаться, что к проведению реформы оно плохо подготовилось. То же самое касается и Госдумы.

Мораторий, введенный хотя бы на полгода, позволил бы в честном, профессиональном диалоге депутатов, правительства и экспертов устранить системные дефекты закона, чтобы он не дискредитировал саму идею монетизации, а также тщательно отработать механизмы ее осуществления.

Социальные реформы крайне необходимы России. Огромные средства, которые крутятся в социальной сфере, часто не доходят до тех, кому они больше всех необходимы, распыляются и разворовываться. Устаревшие подходы в социальной сфере продолжают плодить иждивенчество, ведут к дальнейшей деградации и истощению человеческого ресурса. Мы не научились грамотно распоряжаться деньгами, которые бы шли на развитие личности, общества, улучшение качества генофонда, конкурентоспособности наших людей. Именно на выполнение этой задачи должна работать монетизация.

Опубликовано: Независимая газета, 21 января 2005 г.

Элла Александровна Памфилова - председатель Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека