Реклама

Публикации

Пустите ребенка-инвалида в школу


РОСРО удручен, что Министерство образования и науки РФ не замечает проблем образования детей с ограниченными возможностями



Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО) обсудил вопросы образования юных россиян c ограниченными возможностями здоровья. Выездное заседание прошло в помещении московской школы № 142 под председательством ректора Государственного университета – Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова. Гостями школы стали министерские чиновники, депутаты Госдумы РФ, члены Общественной палаты РФ, преподаватели, представители образовательного сообщества.



Как напомнил собравшимся Ярослав Кузьминов, проблема образования детей с ограниченными возможностями является непростой для любой страны. И хотя российская школа всегда имела огромный гуманистический потенциал и наша образовательная наука уделяла особое внимание вопросам педагогики, тем не менее проблемы обучения детей-инвалидов оставались в тени.



Ныне, пояснил Ярослав Кузьминов, всего 4,5% детей имеют особые потребности в обучении. При этом только 0,5 миллиона таких детей учатся в специализированных школах или коррекционных классах обычных школ. Так как специализированные школы составляют только 3% от общего числа школ, многие дети-инвалиды не имеют возможности получить образование по месту жительства. По данным Министерства образования и науки, только 230 тысяч из 400 000 детей-инвалидов получают образование. И 33 500 школьников учатся на дому.



Есть еще один аспект этой проблемы. Примерно 64% детей от всех детей-инвалидов страдают всего лишь задержкой психического развития. Умственные отклонения отмечают у 20% детей, у остальных – проблемы со слухом, зрением и другие заболевания. Все это – свидетельство неправильной ранней диагностики ребенка. И если бы многие из сегодняшних детей-инвалидов учились в массовой школе, они бы ничем не уступали по своему развитию вполне здоровым сверстникам. Интеграцию детей-инвалидов в учебный процесс обычной массовой школы называют инклюзивным образованием.



Кстати, в 70-е годы прошлого столетия многие граждане в Америке тоже не понимали, зачем ребенку-инвалиду нужно учиться вместе со всеми. А в Норвегии решить проблему попытались даже одним махом, взяли и в 1991 году в один день закрыли все интернаты для инвалидов. В Италии специнтернаты закрылись в 60-х годах прошлого столетия. В Америке начиная с 70-х годов прошлого столетия инклюзивное образование шагает по стране, имея достаточную господдержку и серьезные вложения частного капитала.



У нас 72% специализированных школ являются интернатами. И поэтому проблемы инклюзивного образования надо решать. Поэтому крайнее удивление Ярослава Кузьминова и присутствующей на заседании председателя Совета по гражданскому обществу и правам человека при президенте РФ Эллы Памфиловой вызвало отсутствие на мероприятии кого-либо из руководства Минобрнауки РФ.



Все критические замечания относительно системы детских домов и интернатов и собранные предложения адресовать было практически некому. Элла Памфилова посетовала еще и на то, что в сегодняшнем российском правительстве даже нет полноценной структуры, ответственной за образование детей с ограниченными возможностями по здоровью, к которой можно было бы апеллировать при необходимости.



Особой эмоциональностью отличалось на заседании выступление председателя комитета по образованию и науке Госдумы РФ Олега Смолина. Он коснулся нормативно-правовых вопросов организации образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.



По предлагаемому ныне законопроекту ребенок-инвалид может выбрать для обучения любую массовую школу, интернат или надомное обучение. Законопроект предусматривает открытие школ надомного обучения, в них дети могут получать консультацию или урок по интернету от своего наставника в любое время, и количество часов в таких школах приближено к учебному процессу в любой массовой школе.



Участники заседания посчитали свои долгом принять предложения по «доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и повышению его качества». В современных условиях, когда ситуация с образованием детей-инвалидов продолжает усугубляться, РОСРО предлагает включить вопрос о поддержке развития инклюзивного образования в повестку дня саммита лидеров «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.



Кроме того, Совет предлагает через систему грантов (конкурсов) стимулировать просветительскую деятельность по изменению отношения общества, родителей, школьников, сообщества учителей к системе инклюзивного образования. И предлагает всем осмыслить, наконец, насколько это важно – разработать и внедрить программы ранней коррекционной помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья.




http://www.ng.ru/education/2006-04-21/8_invalid.htm

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч