Реклама

Публикации

Накануне второго чтения депутаты решили обсудить с НПО поправки к законопроекту "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"


Перед вторым чтением законопроекта о внесении изменений в законодательство о некоммерческих организациях и общественных объединениях депутаты Госдумы РФ встретились с представителями третьего сектора. Организаторами круглого стола выступили Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций, Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и Комитет Госдумы РФ по собственности. Это первое открытое обсуждение авторов законопроекта с представителями некоммерческого сектора. Во встрече приняли участие российские и иностранные общественные организации, члены Общественной палаты РФ и Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Открыл заседание председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов. Он подчеркнул, что разработчики законопроекта исходили из заявлений Президента РФ о необходимости повышения прозрачности финансовых потоков и прекращения финансирования политической деятельности из-за рубежа. Председатель Комитета Госдумы РФ по безопасности Владимир Васильев заявил, что это поможет вычленить из огромного количества общественных организаций террористические и экстремистские, работающие под прикрытием общественных. На что председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова попросила объяснить, как это можно будет сделать. Вразумительного ответа депутаты дать не смогли. Представители некоммерческих организаций считают, что таких инструментов в законопроекте нет, как и понятия "политическая деятельность". "Президент четко сформулировал задачу: обеспечить контроль над средствами, которые тратятся на финансирование политической деятельности... под формулировку "политическая деятельность" может попадать все что угодно", - заметил президент Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании", член Общественной палаты РФ Олег Зыков. Таким образом, по его мнению, некоммерческие организации окажутся во власти чиновника, который сможет трактовать эту формулировку в свою пользу. Член Общественной палаты РФ, адвокат Анатолий Кучерена отметил, что деятельность НКО регулируется нормами Гражданского кодекса РФ, а общественных объединений – публичными отношениями. "Внося одновременно поправки в законы об НКО, общественных объединениях и о закрытых территориальных образованиях, стоит провести четкую грань", - заявил Кучерена. По его мнению, также нужно внести отдельный законопроект, регламентирующий деятельность на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства. "Делить законы в зависимости от того, кто будет учредителем, – такого в законодательстве быть не должно, - считает адвокат. - Законопроект должен способствовать развитию гражданского общества в России, ограничивая участие иностранных компаний, мы тем самым уберем их инвестиции из социальной сферы". Представительства иностранных некоммерческих организаций готовы предоставлять полную финансовую отчетность, заявила представитель Американской торговой палаты Татьяна Рагузина. "Таким образом, у российского правительства появится реальная возможность контроля и обеспечения прозрачности нашей деятельности, хотя мы и сейчас прозрачны". В то же время, по ее словам, для представительств иностранных некоммерческих организаций важно сохранить свой статус. Руководитель Московского бюро Фонда имени Г. Белля Йенс Зигерт отметил, что норма о необходимости проживания иностранных граждан в России не менее года для того, чтобы создать общественную организацию, практически невыполнима, поэтому многие иностранные НКО будут вынуждены закрыться.



Большие разногласия вызвало положение о дополнительном контроле негосударственных некоммерческих организаций. Элла Памфилова предложила дать дополнительные полномочия налоговым органам и не создавать отдельный контрольный орган, что потребует значительного финансирования. Однако депутат Андрей Макаров заметил, что этим все-таки должна заниматься отдельная служба. На вопрос Э.Памфиловой, сколько организаций должны будут пройти перерегистрацию в течение ближайшего года, А.Макаров ответил - несколько тысяч. По его словам, перерегистрация затронет только те организации, в которых состоят иностранные граждане. Остальным повторно регистрацию проходить не придется: база данных автоматически перейдет к службе, контролирующей общественников. Он также отметил, что посылать в Министерство юстиции РФ уведомление о своем создании общественным объединениям необязательно. "Это делается в первую очередь для защиты прав самой организации", - сказал Макаров. В целом авторы законопроекта считают, что все замечания относятся не к его концепции, а к техническому исполнению. "Ущербом является обеспечение технической стороны хранения, предоставления документов или информации. Мы специально обозначили роль суда – любое действие может быть обжаловано в суде", - заявил председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. В новой редакции законопроекта депутаты все же собираются смягчить ряд норм, касающихся положения иностранных организаций, регистрации негосударственных некоммерческих организаций и количества органов, которые смогут осуществлять контроль за их деятельностью. По словам Сергея Попова, уже внесено около 130 поправок, из них около 40 – авторами законопроекта. Он также добавил, что рассмотрение законопроекта отложено на неделю: ориентировочно, второе чтение состоится 16 декабря. До этого времени свои поправки внесут Совет Федерации РФ и Президент РФ. Хотя общественники считают, что этого времени все равно недостаточно. Представители НКО и члены Общественной палаты передали депутатам свои поправки, а Татьяна Рагузина обещала передать предложения от представительств иностранных организаций.



Людмила Нарусова, член Совета Федерации РФ:



Общественная палата выбрала для своего старта очень удачный законопроект - он вызвал за последнее время самый большой резонанс в обществе. Одновременно не могу не посетовать, что Верхняя палата парламента, которую я представляю, исключительно из СМИ узнала о круглом столе в Госдуме РФ... Хочу отметить, что никто не спорит о необходимости прозрачности финансовых потоков, которые идут в некоммерческие общественные организации... обеспокоенность вызывает то, что во многих конкретных проявлениях этот необходимый закон имеет тенденцию быть святее Папы Римского. Мне кажется, здесь есть огромное количество избыточных и репрессивных мер. Меня не устраивает такая позиция: орган, принимающий решения о регистрации НПО и общественных объединений, осуществляет и контроль. Регистрирующие органы не должны заниматься контролем финансов общественных организаций. Проверки должны быть только один раз в год. Формулировку "иные контролирующие органы" нужно исключить, иначе организации, занимающиеся беспризорными детьми, инвалидами, жертвами терактов, только и будут отвечать на запросы контролирующих органов. А ведь их, по новому закону, может быть сколько угодно.



Сергей Попов, член Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству:



Закон плох: правильные цели решаются непотребным способом. Он парализует гражданское общество. Поэтому я голосовал против него, а сейчас внес поправки. Нужно продлить срок внесения поправок, чтобы все субъекты Федерации успели это сделать.



Ольга Макаренко, член Комиссии по делам инвалидов при председателе Совета Федерации РФ:



Все лазейки, о которых идет здесь речь, о контроле за финансовыми потоками, никакого отношения к законам о НКО и общественным объединениям не имеют. Поправки должны вноситься в Налоговый кодекс и соответствующие подзаконные акты. И отслеживать это должна налоговая служба. Нужно усилить группы контроля, которые "сидят" на некоммерческих организациях. Механизм выявления этой процедуры – кропотливая работа бухгалтеров и аналитиков. У меня возникает четкое ощущение, что идет параллель с ФЗ N122. Его тоже в спешке принимали, потом начались общественные взрывы, создание групп по мониторингу, вмешательство президента. Законопроект очень сырой для второго чтения.



Владимир Васильев, председатель Комитета Госдумы РФ по безопасности:



Я хорошо понимаю общественные организации Германии, которые высказывают недоумение. Мы живем в разных условиях. У нас есть такая зона, как Северный Кавказ и, в частности, Чеченская Республика... Мы в России в свое время открыли ворота всем. Мы ничему не научились. Мы идем по пути демократии, и Россия ни в коей степени не выходит за пределы демократических норм.... нельзя ущемить права, но, в то же время нужно вычленить из огромного количества общественных организаций террористическую составляющую. В США и Германии, например, такая деятельность в принципе невозможна. Мы же совершенствуем свое законодательство. Это шаг, который позволяет не заваливаться в сторону, а решать вопрос по существу.



АСИ

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч