Реклама

Публикации

Элла Памфилова. Эту реформу граждане не оплатят


С февраля «Новая» ведет проект «Закон бомжий». Ведущий эксперт депутат Госдумы Галина Хованская подробно проанализировала и разъяснила в газете читателям большую часть нового Жилищного кодекса. Теперь и читателям очевидно: этот закон до предела усложняет квартирный вопрос для большинства граждан России. Что делать?



Для нас ясно: новый Жилищный кодекс России нужно кардинальным образом менять. Поэтому приступаем ко второму этапу нашего проекта: «Новая» предоставляет газетную площадь для формирования влиятельной группы политиков, экспертов, экономистов и общественных деятелей, готовых сформулировать и пролоббировать на самом высоком уровне изменения и поправки в этот важнейший для людей закон.



Первое слово предоставляем Элле ПАМФИЛОВОЙ, председателю Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.



— Элла Александровна! Похоже, вы первая рассказали президенту о серьезных недостатках Жилкодекса и как этот закон воспринят населением?



— Реакции населения на Жилищный кодекс пока практически нет. Люди еще не почувствовали на себе все достоинства и недостатки этого закона. Поэтому о новом ЖК сейчас судят прежде всего эксперты. А многие эксперты говорят, что закон есть только на бумаге. В реальности же новый Жилищный кодекс фактически не действует. Не прописаны механизмы его реализации, нет подзаконных и нормативных актов. Вот, например, данные по мониторингу Республики Хакасия: с 1 марта заморожена очередь на жилье для малоимущих граждан, непонятно, по каким критериям определять граждан малоимущими. Нет типового договора социального найма. Нет порядка выселения граждан из общежитий и служебного жилья. Многие граждане находятся в сомнениях: нужно ли им приватизировать жилье или, наоборот, срочно его деприватизировать. Общая оценка ЖК — недоверие хакасцев к этому закону и боязнь потерять жилье, если нет возможности его оплатить. Эти же вопросы, по сути ключевые, типичны не только для Хакасии, но и для Марий Эл, Курской, Еврейской автономной областей, Оренбургской, Ростовской, Челябинской…



— Кто проводит мониторинг?



— Это часть нашей инициативы — осуществлять общественную экспертизу реформ и законов, которые предлагают правительство и Дума в социальной сфере. Мониторинг всего комплекса жилищных прав граждан на протяжении года будут проводить привлеченные советом эксперты. Не оставим в стороне и предстоящую реформу ЖКХ… Результаты общественной экспертизы по этому и другим направлениям будут представлены президенту, и тогда уже он будет решать, в какой мере корректировать Жилищный кодекс, а может быть, и весь так называемый «жилищный пакет»… А сейчас у нас есть личное поручение президента и по проведению общественной экспертизы, и по организации гражданского контроля за деятельностью чиновников в этой сфере.



— Вы думаете, к мнению совета прислушаются?



— Надеюсь. Обычно наши усилия не пропадают даром. Правда, есть и негативный опыт, когда результаты нашей подробной и тщательной экспертизы тогда еще только проекта 122-го закона о монетизации, выявившей многие его недостатки, правительство фактически проигнорировало, несмотря на поручение руководителя администрации президента. Некоторые высокопоставленные чиновники жаловались на нас и заявляли: «Вы — любители, не мешайте работать нам, профессионалам!». Что ж, мы вывесили экспертизу на нашем сайте, а спустя полгода наблюдали, во что вылилась эта монетизация…



— На встрече с президентом вы сказали, что, принимая законы, нужно руководствоваться принципом: «не навреди»…



— Это президент сказал, и с этим трудно не согласиться. Законы, которые «выпускает» правительство вместе с Думой в последнее время, — это законы с непросчитанными последствиями. В результате уже сейчас у нас полная неразбериха с распределением полномочий между федеральным центром и регионами, реформистско-законодательный хаос в местном самоуправлении, дезориентация простых людей. Но главное, все эти реформы не соответствуют уровню платежеспособности граждан. Вместо того чтобы начать с реформирования политики доходов населения, правительство пытается минимизировать свои социальные обязательства. Парадоксально, что при этом социальная затратность растет, а социальная эффективность падает. Это отчетливо видно на примере ЖК. Пакет жилищных законов декларирует доступность жилья. Но что мы получаем на самом деле? Новый Жилищный кодекс практически нивелирует институт приватизации жилья, принуждает на государственном уровне к выкупу квартир по завышенным, рыночным ценам. В то же время у нас не существует свободного рынка купли-продажи жилья. Он монополизирован, цены на все этапы — от строительства жилья до его продажи — просто дикие. Также монополизирован рынок ЖКХ, что способствует неограниченному росту коммунальных платежей. Новый ЖК переложил на граждан все обязанности по капремонту жилья, а ведь это миллиарды рублей! Такие законы непосильны для страны, в которой столько бедных.



— Нарушает ли новый ЖК права граждан?



— К сожалению, да. Некоторые статьи закона не соответствуют Конституции РФ и национальному законодательству. Ущемлены в своих правах все категории граждан, чье положение ухудшилось в связи с принятием нового ЖК. Это многодетные семьи, дети-сироты, инвалиды, члены семьи собственника, несовершеннолетние дети, граждане, проживающие в общежитиях, военные, проживающие в военных городках…



— Новому Жилкодексу только три месяца. Сколько людей должно остаться без крыши над головой, чтобы была наглядно видна вредность этого закона?



— Как я уже сказала, на протяжении года мы будем вести мониторинг. Но промежуточные результаты будем докладывать президенту, не дожидаясь окончания года, — слишком тяжелыми могут оказаться последствия для людей. Будем поддерживать необходимые поправки в ЖК. Необходимо также издать новое постановление правительства, регламентирующее порядок предоставления и расчета субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, так как действующее постановление от 30.08.04 г. № 444 уже устарело и не полностью соответствует новому ЖК. В нем также необходимо обязать чиновников информировать граждан по этим вопросам, так как многие даже не знают, что им положена субсидия. И еще очень важно упростить процедуру сбора всяких справок-бумажек для получения этих субсидий. Иначе трудно будет избежать высокого уровня произвола и разного рода злоупотреблений со стороны недобросовестных чиновников и прямого обмана граждан.



Руководитель проекта Елена МИЛАШИНА




http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/39n/n39n-s21.shtm