Реклама

Публикации

Нацпроект "Развитие АПК" может не дожить до президентских выборов


Финансирование приоритетных национальных проектов в предвыборном 2007 году будет значительно увеличено. Об этом членам Совета федерации в пятницу сообщил первый вице-премьер Дмитрий Медведев. «Финансирование нацпроектов на 2007 год увеличено на 40 млрд рублей по сравнению с прошлым годом и составляет в общей сложности 256,5 млрд рублей, - с гордостью заявил он. - Это позволит расширить горизонт работы по ключевым направлениям». Расширятся и временные рамки нацпроектов - их реализация, по словам Медведева, продолжится и в 2008-2009 годах.







Но главная сенсация - не в общих цифрах и сроках. Медведев объявил, что в 2008 году нацпроект "Развитие АПК" растворится "в новом формате, в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства, сырья и продовольствия".





Отпроектировавшиеся



"Новый формат", в котором окажется сегодняшний сельскохозяйственный нацпроект, - серьезное изменение в конфигурации не только приоритетов социальной политики, но и в зоне ответственности Дмитрия Медведева. До сих пор нацпроекты возникали почти спонтанно, теперь некоторые из них преобразуются в комплексные среднесрочные отраслевые госпрограммы. О создании сельскохозяйственной программы министр сельского хозяйства Алексей Гордеев докладывал еще 7 марта на заседании президентского совета по нацпроектам. По сути, речь может идти о понижении статуса сегодняшнего нацпроекта: в ранге отраслевой госпрограммы он оказывается подведомственным уже не первому вице-премьеру и кандидату в преемники президента Владимира Путина, а министру Гордееву.



Любопытно, что пока еще сельскохозяйственный нацпроект в пятницу был отнесен Медведевым отнюдь не к передовикам. В минувшем году не достигнут запланированный семипроцентный рост производства и реализации мяса скота и птицы. Реальный рост составил лишь 5%. "Есть и другие трудности: у нас катастрофически последние годы снижалось поголовье крупного рогатого скота. Удалось эту тенденцию переломить, но падение все равно зафиксировано", - сказал он.



По сути, с плеч Медведва сваливается груз рискованного нацпроекта. По этой логике следующий на разжалование - нацпроект "Доступное жилье". В пятницу Медведев уверенно поставил ему «неуд». «Пока мы не удовлетворены тем, как эта работа ведется», - сказал он. В минувшем году в рамках нацпроекта было введено в эксплуатацию более 50 млн квадратных метров жилплощади. И хотя это на 15% больше, чем в 2005-м, до полного обеспечения россиян жильем далеко. «Сегодня мы строим примерно 0,35 кв. метра на человека, что по сравнению с серединой 1990-х, казалось бы, неплохо. Но этого недостаточно. Необходимо достичь показателя 1 кв. метр на человека, то есть примерно 140 млн кв. метров в год», - сказал Медведев. Он заявил, что необходимо активнее привлекать частные инвестиции в производство цемента и строительных конструкций: «Негоже нам цемент привозить из Турции, Китая и других стран».





Почему разжалования еще не произошло? Скорее всего, потому, что Владимир Яковлев давно считается в Кремле "хромой уткой", а его сменщик, которому придется занять явно расстрельную должность и отвечать не только за жилье, отказывающееся стать доступным, но и за ЖКХ, еще не найден. Тем не менее задача вывести Медведева из-под жилищной критики наверняка стоит.





Впередсмотрящие



Зато нацпроект «Образование», на который в 2006-м было направлено более 25 млрд рублей, нареканий у Медведева не вызвал. За год была оказана материальная поддержка 800 тысячам классных руководителей, 13 субъектов федерации направили в школы свыше 3 млрд рублей, 50 регионов выделили почти 500 млн рублей на гранты талантливой молодежи, в частности победителям различных олимпиад.





Сенатор от Москвы Зинаида Драгункина поставила вопрос о создании Образовательного кодекса. "К идее отношусь вполне благосклонно, но как юрист по базовому образованию считаю, что кодифицировать можно только тот нормативный материал, который вызрел", - ответил первый вице-премьер. И пояснил, что пока система российского образования находится в процессе модернизации и многие моменты не отработаны. По его мнению, говорить о кодификации образования можно будет не раньше 2010 года.





Еще один нацпроект - «Здоровье», - на который в прошлом году выделили 80 млрд рублей, Медведев признал относительно успешным. «Автомобилей скорой помощи в регионы поставлено в большем объеме, чем планировалось, что позволило снизить срок ожидания на 10 минут», - рапортовал Медведев. Кроме того, увеличена зарплата 660 тысячам медработников, то есть почти трети от общего числа. По состоянию на начало марта более 8 тысяч женщин встали на очередь на получение материнского капитала, выдано 1,5 тысячи родовых сертификатов.





"В ближайшие годы особое внимание будет уделено улучшению демографической ситуации", - заверил первый вице-премьер. Для этого будут построены 20 перинатальных центров. "В проекте «Здоровье» акценты будут сделаны также на снижении предотвратимой смертности, в частности при ДТП, на повышении эффективности лечения сердечно-сосудистых патологий, профзаболеваний", - сказал Медведев. Он призвал регионы как можно скорее принять специальные нормативные акты о выдаче пособий приемным родителям и о компенсации расходов на устройство детей в дошкольные учреждения. "Создание такой нормативной базы запаздывает в Дагестане, Ингушетии, Чечне, Удмуртии, Пермском крае, Санкт-Петербурге, Астраханской, Калужской и Новгородской областях", - отметил он.





Вы в какой нацпроект больше верите?





Франц Клинцевич / зампред фракции "Единая Россия"



Все-таки «здоровье». Считаю, что этот проект мы сможем реализовать: там ведь не только бесплатные таблетки, но и строительство и оборудование медицинских учреждений. Деньги выделены, и если даже в итоге мы чего-то недосчитаемся, я не сомневаюсь, что все будет оборудовано и начнет работать.





Элла Памфилова / глава совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека



Я считаю, что все нацпроекты равноценны, но предполагают лишь какие-то пожарные меры, способные потушить только самые острые социальные проблемы. Системный подход к формированию социальной политики был бы гораздо эффективнее. Какие могут быть национальные проекты в образовании и здравоохранении, когда реформы в этих отраслях невнятны и противоречивы? О каком можно говорить жилье, когда у нас масса претензий к жилищному кодексу? И самое главное: кто может осуществлять национальные проекты, когда мы имеем абсолютно неудобоваримое и практически вредное ведомство - Минздравсоцразвития?



У нас довольно внятная экономическая политика. Можно соглашаться с ней или не соглашаться, но она все-таки либеральная и понятная, что признается всеми. В социальной же сфере политика не сформирована и, следовательно, не взаимоувязана с политикой экономической. А если нет взаимоувязки, то нет и эффекта. Отдельные же шаги ситуацию не решат.





Никита Белых / председатель федерального политсовета СПС



Я считаю, все нацпроекты хороши как идеи, но проблема ведь не в самой идее, а в ее воплощении. Те же методы, которые используются сейчас, результатов не дадут.





Виктор Садовничий / ректор МГУ им. М. В. Ломоносова



В общем-то все проекты правильные, хотя мне, конечно, ближе «образование». Другое дело, что национальный проект - это лишь старт, начало.




http://gzt.ru/business/2007/03/18/220038.htm