Публикации
Смольный хочет диалога
Вчера петербургское правительство утвердило концепцию развития взаимодействия исполнительных органов государственной власти с общественными объединениями и иными некоммерческими организациями «Общественно-государственное партнерство» на очередные четыре года. Если перевести это со «скучного» языка на общечеловеческий, то речь идет о попытке наладить нормальный, взаимополезный диалог власти с общественными структурами. Как говорится, давно бы пора – пора научиться слушать и слышать друг друга.
Над объемистой концепцией специалисты нескольких комитетов Смольного, центра «Стратегия» и ряда самих некоммерческих структур работали целых два года. Чтобы предметно отшлифовать цели и задачи общественно-государственного партнерства, найти приемлемые формы взаимодействия органов власти и неформальных организаций, проводились многочисленные общественные слушания, заседания экспертных советов, всевозможных рабочих групп и т. д. В итоге и родилась концепция, призванная к 2011 году не только четко структурировать все многочисленные общественные объединения горожан, но и наладить их конструктивное взаимодействие с районными администрациями и профильными комитетами исполнительной власти на благо города и горожан.
За ближайшие два года, в частности, как сообщил председатель комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Сергей Гришин, намечено организовать обучение специалистов в данной сфере, запустить специальный портал в Интернете, создать специализированное средство массовой информации. На втором этапе реализации концепции – в 2010 – 2011 годах предполагается сформировать надлежащую нормативно-правовую базу, открыть Центр общественного сотрудничества, наладить постоянный мониторинг общественной активности петербуржцев. При исполнительных органах власти должны появиться консультативные общественные советы, которые займутся экспертизой различных законодательных инициатив и проектов решений правительства. Согласно принятому вчера же плану мероприятий по исполнению положений концепции, решено проводить ярмарки социальных проектов и программ общественных объединений под названием «Петербуржцы – Петербургу», создать единую электронную базу данных общественных структур и некоммерческих организаций (НКО). У нас, кстати, сегодня уже свыше 13 тысяч различных НКО, из которых около половины приходится на общественные объединения.
Создание и принятие концепции общественно-государственного партнерства в нашем городе оценила председатель Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова. Она считает, что опыт Петербурга в этом направлении обязательно будет востребован как на федеральном уровне, так и в других российских регионах. Реализуя эту концепцию, власти, по ее мнению, смогут снять с себя немалую головную боль по многим актуальным проблемам жизни мегаполиса, а у горожан появится постепенно иное, более высокое чувство гражданской ответственности за все происходящее.
Подводя итог обсуждению концепции, губернатор Валентина Матвиенко подчеркнула: «Огромный потенциал заложен в общественных объединениях и некоммерческих организациях, но он пока не востребован в полной мере. Мы партнеры и должны разговаривать на равных. Нужно использовать общественную инициативу, чтобы петербуржцы могли активно участвовать в жизни города».
И так уж получилось, что один из следующих важных вопросов повестки дня вчерашнего заседания практически впрямую касался проблем диалога власти с горожанами. В ходе обсуждения изменений в городской закон о жилищной политике, призванных ускорить процесс расселения аварийного жилья, губернатор заострила проблему споров, возникающих между городом и собственниками квартир по поводу переселения. Она жестко призвала ответственных чиновников подавать иски в суд в случае возникновения заведомо клеветнических измышлений насчет якобы целевого использования территорий, занятых расселяемыми аварийными зданиями. По мнению Валентины Матвиенко, в Петербурге существует достаточно четкий и открытый механизм принятия решений по данным проблемам: независимая экспертиза технического состояния жилого дома, расселение с предоставлением альтернативных квартир с лучшими условиями проживания, снос дома и выставление участка на торги. «Если кто-то не согласен с выводами независимых экспертов, признавших дом аварийным, пусть подает на их решение в суд и нанимает другую организацию для экспертизы. Но мы не можем не расселять дома, проживание в которых становится опасным для жизни людей. Эксперты несут юридическую ответственность за свои решения – вплоть до уголовной», – пояснила губернатор. И привела в качестве напоминания пример дома на Двинской улице.
Ситуация же вокруг расселения старых домов в самом деле складывается сегодня непростая: кто-то не хочет принципиально ехать из центра города в Колпино или на Ржевку, другие пытаются набить цену своим квартирам, требуя явно завышенной денежной компенсации, третьи собственники квартир упорно не верят выводам специализированных экспертиз и т. д. Губернатор заявила о том, что в последнее время комитет по строительству максимально расширяет географию сооружения бюджетного жилья – с тем чтобы у переселяемых горожан появился выбор более подходящего им адреса для предстоящего новоселья. Оптимальным же выходом при решении споров о том, надо или не надо расселять тот или иной конкретный дом, Валентина Матвиенко считает обеспечение максимальной прозрачности экспертиз. «Включайте представителей общественности в процесс оценки технического состояния – пусть сами жильцы объективно смотрят на то, в каком виде находится и содержится их жилище. И обязательно разъясняйте жильцам их права», – призвала она.
Вот тут-то как раз могут очень пригодиться те самые инструменты общественно-государственного партнерства, о которых шла речь выше. Общение ТСЖ с районными администрациями и представителями жилищного комитета не должно превращаться в диалог слепого с глухим. Нужно каждый раз искать и находить взаимоприемлемые варианты решения острых жилищных проблем. И продемонстрированная вчера Смольным готовность к продуктивному диалогу с горожанами вселяет некий оптимизм. Поживем, впрочем, увидим...
А сами изменения в закон о жилищной политике, кстати, действительно могут помочь ускорению процесса расселения аварийных и ветхих домов при соблюдении интересов проживающих там собственников квартир. Речь идет, в частности, об освобождении таких собственников от оплаты разницы в стоимости жилых помещений, передаваемых им по договорам мены. Очень часто ведь стоимость квартир в расселяемых домах значительно ниже рыночных цен на жилье в государственном фонде, предоставляемое взамен. Это во многом и затрудняет переселение: людям подчас нечем доплачивать немалую разницу в цене жилья. Решено освободить от таких доплат тех, у кого общая площадь новой квартиры не будет превышать общую площадь освобождаемой. Не станут доплачивать и те новоселы, которые занимали доселе помещения общей площадью менее нормы предоставления жилья (18 кв. м на каждого члена семьи и 33 кв. м на одиноких горожан). Если договор мены будет заключаться с гражданами в связи с использованием передаваемого в государственную собственность жилья для предусмотренных законодательством государственных нужд, то доплата тоже производиться не будет. Впрочем, все эти инициируемые Смольным новации, призванные расширить круг тех петербуржцев, которым не нужно доплачивать при заключении жилищных договоров мены, станут нормами закона только после того, как успешно пройдут три чтения в Мариинском дворце.
Календарь событий
Организации, работающие в интересах детей