Реклама

Публикации

Мельник Г., Карастелев В.Е. "Детский правозащитный университет" как ресурс развития


"Детский правозащитный университет"



как ресурс развития и свободы







Мельник Г., Карастелев В.Е., Новороссийск



Новороссийский городской общественный фонд «Школа мира»







21 июня 2001 года в г. Сочи на семинаре “Мониторинг прав детей”, организованном Московской Хельсинкской Группой в рамках проекта “Содействие Независимому Мониторингу Прав Человека: Россия”, было объявлено о создании Коалиции «Права – детям».



Членами коалиции являются более 40 организаций Юга России. Цель: создание эффективных механизмов реализации Конвенции ООН о правах ребенка, выработка новой позиции по отношению к детству. Коалиция стремится стать субъектом развития в этой сфере на юге России и Закавказья. Сетевой характер взаимодействия в Коалиции требует поиска новых эффективных инструментов ее реализации. В тоже время следует помнить, что эффективное развитие всегда приводит к изменению партнеров, участников и надо уметь позитивно относиться к этому. Однако, понимая и принимая эту особенность развития, важно находить элементы, задающие Коалиции устойчивость. Из своей практики мы определили лишь два фундаментальных основания, придающих эту устойчивость: наличие единого проблемного поля и принципиальных подходов; наличие собственной образовательной программы. Примером может служить наш образовательный проект - «Детский правозащитный университет» (ДПУ).



Программа появилась как инструмент распространения идей Конвенции ООН о правах детей. Основная задача – правовое просвещение; создание методик по работе с несовершеннолетними, молодежью по правовому просвещению, распространению идеи толерантности; информационный обмен. Проект «ДПУ» построен на принципах совместности и равноправности участия детей и взрослых.



В пилотном режиме проходят очно-заочное обучение 16 школьников и студентов Юга России. Особенность программы в том, что она создается всеми ее участниками, содержание формируется с учетом материалов, которые получены от студентов. Возраст ребят от 12 до 17 лет. Восприятие 12-летнего и 17-летнего студента разные. Однако, это не означает, что кто-то из них отвечает хуже, кто-то лучше. Это разные ответы, в которых главным, на наш взгляд, является умение самостоятельно мыслить.



Были разработаны 8 заданий для выполнения студентами ДПУ. Задания носили частично просветительский характер (изучение Конвенции о правах ребенка, Закон об Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае и др.); частично были посвящены небольшим исследованиям ситуации на местах (известны ли Вам случаи нарушения прав ребенка: в семье, школе и др.; известны ли Вам случаи, когда права ребенка удалось защитить и т. д.). Были и творческие задания (нарисовать эскиз эмблемы ДПУ, написать эссе о правах). Помимо этого изучались ресурсы, которыми дети могут пользоваться при защите своих прав в тех регионах, где они живут. В результате обозначились представления детей о соблюдении их прав, об их отношении к различным ситуациям, когда права нарушаются, о том, насколько для них это значимо и что они могут сделать сами.



Опыт нашей программы уже используется в Волгоградской области, Дагестане.



2-5 мая в рамках программы проходила игра-конференция «Участие детей в принятии решений», где все участники встретились и познакомились. Основную идею можно сформулировать так – от просвещения в области прав ребенка пора переходить к активному участию детей в решении вопросов, касающихся их жизнедеятельности. Данный подход находится в русле решений, принятых на спецсессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей (май, 2002 г.). Был провозглашен принцип: каждый студент Детского правозащитного университета берет на себя обязательства по выполнению конкретных действий правового характера (организация правового кружка по месту жительства или статьи в газету). Так, сетевой характер взаимодействия в Коалиции получил свое дальнейшее развитие через формирование нового опыта сетевой работы совместно с детьми. Как игра-конференция, так и вся программа «Детский правозащитный университет» нацелены на кооперацию не просто студентов ДПУ, а кооперацию сотрудников (в данном случае позиция сотрудника рассматривается как сетевая кооперация). Целью такой кооперации является достижение результата, который будет способствовать изменению ситуации по реализации прав детей в Краснодарском крае.



Формированию такого опыта сетевой работы совместно с детьми служит и развитие Службы помощников общественного уполномоченного (это одна из линий развития ДПУ). В нашем случае общественный уполномоченный – это не статусная позиция, а функция, процесс. Главная задача общественного уполномоченного – правовое просвещение и совершенствование механизма реализации прав ребенка в Краснодарском крае. На наш взгляд, деятельность общественного Уполномоченного началась с участия студентов ДПУ в акции «Россия и ее дети» в январе 2003 г.. Свое продолжение она нашла и в других реальных действиях: обращение родителей в защиту детей с привлечением детей (Нижнебаканка), интернет-форум с председателем комитета Госдумы по образованию и науке Шишловым А.В., акции к 1 июня 2003 г.: Белореченск – «Если бы я был главой города (прокурором, начальником милиции), чтобы я сделал для защиты прав детей», Волгоград – правовая игра «Детский вклад в демократию, формы влияния детей на процесс принятия решений.



Предусматриваемое программой создание Службы помощников общественного уполномоченного – это следующий шаг в развитии сетевой работы совместно с детьми. Как это будет происходить, покажет следующая игра - Конференция. Сейчас ясно одно - создание Службы помощников общественного Уполномоченного будет способствовать реальному переходу от просвещения в области прав ребенка к складыванию умения пользоваться свободой и принимать решения в постоянно меняющейся ситуации.