Реклама

Публикации

Малейко Г. У. Особенности реагирования воспитателей детей-сирот в стрессовых ситуациях


Особенности реагирования воспитателей детей-сирот



в стрессовых ситуациях







Малейко Г. У., Старая Русса



Общественная организация «Очаг»







Профессиональная деятельность воспитателей детей-сирот сопряжена с рядом трудностей, которые вызваны психофизической неполноценностью и социально-педагогической запущенностью детей из неблагополучных семей. Как правило, взрослым приходится бороться с их страхами, агрессивностью, упрямством, замкнутостью, учить навыкам гигиены, самообслуживания, доброжелательному общению со сверстниками и уважению к старшим. Неадекватное поведение сирот часто приводит к конфликтным ситуациям, порождает неожиданные трудности в общении и учебно-воспитательной работе с ними. Поэтому воспитатель детей-сирот должен обладать выдержкой, терпением, умением грамотно реагировать на стрессогенные факторы.



В нашем исследовании особенностей поведения воспитателей детей-сирот в стрессовых ситуациях использовался стандартный проективный рисуночный тест С. Розенцвейга. В исследовании приняли участие 10 воспитателей детского дома «Надежда» и 25 патронатных воспитателей г. Старая Русса. Каждый ответ оценивался с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.



Сравнительный анализ полученных нами данных показал, что между группами воспитателей д/дома и патроната отсутствуют достоверные различия средних значений (в %) профилей фрустрации и КГА. Поскольку уровень фрустрированности обеих групп воспитателей по всем профилям примерно одинаков, можно говорить о типичном для всех воспитателей детей-сирот (детский дом или патронатная семья) стиле реагирования в стрессовых ситуациях. В связи с этим мы объединили их в одну группу и провели сравнение уровня КГА и особенностей реакций фрустрации по отношению к педагогам средних общеобразовательных школ, что видно из представленной таблицы:



Среднее значение профилей фрустрации (в %) и КГА воспитателей

детей-сирот и педагогов средних общеобразовательных школ







Группы

E

I

M

OD

ED

NP

КГА



Воспитатели



детей-сирот

32

37

32

19

31

51

34,6



Педагоги



школ

44

26

29

29

35

36

56,1









Согласно полученным данным выраженность экстрапунитивных (Е=32%) и интропунитивных (I=37%) реакций соответствует норме. Следовательно, направленность отрицательных эмоций, вызванных конфликтной ситуацией, во вне (на кого-либо или что-либо), а также на себя у воспитателей детей-сирот соответствует оптимальному уровню. Они не злоупотребляют такими реакциями и не пытаются их подавить.



Импунитивные реакции (М=32%) выражены у большинства воспитателей сирот выше нормы (в таблице выделены жирным черным шрифтом). Таким образом, отрицательные эмоции, связанные с конфликтными ситуациями, они умеют сводить до минимума, снижая значимость этих ситуаций. Такие люди, как правило, обладают стрессоустойчивостью, поскольку умеют не фрустрироваться, не переживать, не принимать конфликтную ситуацию близко к сердцу.



Реакции с фиксацией на проблемах (OD=19%), так же как и реакции с фиксацией на самозащите (ED=31%) выражены у типичного воспитателя сироты ниже нормы (в таблице выделены жирным серым шрифтом). Следовательно, в конфликтных ситуациях воспитатель не склонен «зацикливаться» на возникших проблемах и переживать по поводу их наличия, а также не стремится выяснять, кто виноват в возникших проблемах. Это позитивно влияет на его отношения с детьми-сиротами и позволяет сконцентрировать усилия на более конструктивных способах поведения.



Весьма интересно, что реакции с фиксацией на разрешение ситуации (NP=51%) у воспитателей проблемных детей выражены выше нормы. Это свидетельствует о том, что в конфликтных ситуациях они часто выбирают наиболее продуктивный, рациональный способ поведения, направленный на разрешение проблемы. Как известно, показатель NP является основным для прогноза стрессоустойчивости личности в конфликтных ситуациях (поведенческий компонент стрессоустойчивости). При сочетании высокого значения NP и М, что имеет место в данном случае, можно говорить, что воспитатели детей-сирот умеют не только грамотно выходить из конфликтной ситуации, но и с наименьшими эмоциональными затратами, без серьезных последствий для своего здоровья и нервно-психического благополучия. Уровень коэффициента групповой адаптации у типичного воспитателя ребенка-сироты невысокий (КГА=34,6), что отражает его отход от групповых норм поведения в обществе в процессе общения с нестандартным, «трудным» ребенком.



Большой интерес, на наш взгляд, представляет сопоставление особенностей фрустрации воспитателей детей-сирот с аналогичными показателями у педагогов средних общеобразовательных школ (по Л.А.Ясюковой, 1993-96 г.г.).



В частности, выраженность экстрапунитивных реакций у педагогов значительно выше нормы (Е=44%),что отражает их склонность направлять отрицательные эмоции в конфликтной ситуации во вне (на кого-либо или на что-либо). Такие люди в конфликтной ситуации выглядят возбужденными. Они открыто проявляют недовольство, озабоченность, раздражение, гнев, вовлекают в свои переживания окружающих людей, обсуждают и комментирует ситуацию. Часто они сами ищут совета, помощи и поддержки. Как правило, формируют инициативные группы, нацеленные на решение возникшей проблемы.



Интропунитивные реакции у педагогов школ значительно ниже нормы (I=26%). Это свидетельствует о том, что типичный педагог, как правило, отрицательные эмоции в конфликте не склонен направлять на себя. Такой субъект скоре всего редко испытывает угрызения совести и чувство вины, не стремиться брать ответственность за решение проблемы. В сочетании с высоким значением профиля фрустрации (Е) это говорит о завышенной самооценке.



В то же время, эмоциональная стрессоустойчивость (М), склонность переживать по поводу наличия проблем (OD), решать вопрос о том, кто виноват в конфликтной ситуации (ED) и ориентация на рациональное решение конфликтов (NP) у педагогов соответствуют норме. А высокий уровень значения коэффициента групповой адаптации (КГА=56,13) свидетельствует о том, что основная масса педагогов, в отличие от воспитателей детей-сирот, придерживается групповых норм поведения и действует «как все».