Публикации
Пятакова А.И. Развитие деятельности Союза в области права
Большое значение для реальной и быстрой защиты прав детей и подростков имеет состояние российской законодательной базы. К сожалению, некоторые законы и нормативные документы не в полной мере способствуют защите прав и законных интересов подрастающего поколения, не имеют реальных механизмов реализации, либо вовсе противоречат друг другу. Часто законы имеют пробелы или двоякое толкование, что также способствует нарушению прав детей, усугублению их сложной жизненной ситуации. Развитие деятельности Союза в рамках создания предпосылок для совершенствования российского законодательства в интересах защиты прав и законных интересов как детей и подростков, так и семьи, актуально, и, несомненно, принесет огромную пользу как подрастающему поколению, так и государству в целом. В рамках деятельности Союза имеются огромные возможности по ведению данной работы. Мы предполагаем следующие этапы деятельности в этом направлении:
А. Правовая экспертиза и нормотворческая деятельность по внесению изменений в действующее законодательство и нормативные документы в интересах реальной и своевременной защиты прав и законных интересов детей и подростков.
1. Сбор информации о законах (статьях законов), нормативных документах (или отдельных их положениях):
- напрямую нарушающих права ребенка;
- имеющих пробелы или неясности в толковании;
- не имеющих реальных и четких механизмов реализации;
- противоречащих другим законам и нормативным документам;
- создающих сложности и волокиту при защите прав детей и подростков, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях и т.п.
2. Анализ полученной информации в виде:
- открытых дискуссий среди членов Союза на сайте Союза;
- проведения первоначальной экспертизы среди специалистов – работников адвокатуры, прокуратуры, судов, ученых, заинтересованных ведомств и учреждений отдельных регионов;
- дискуссий в СМИ отдельных регионов;
- опросов, анкетирования, мониторингов по проблеме в отдельных регионах.
3. Обобщение результатов анализа всей имеющейся информации, подготовка обращения (доклада) с предоставлением его на рассмотрение Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В данном обращении (докладе) предполагается высвечивать не только проблему, но и предлагать несколько вариантов её решения.
4. Участие в рассмотрении вопроса, или говоря другими словами, сопровождение хода рассмотрения вопроса до его итогового результата, чтобы он не «застыл» на чьем-то столе:
- на Комиссии;
- депутатами ГД и комиссиями ГД;
- передача документов на экспертизу в различные ведомства и организации (по усмотрению Комиссии);
- лоббирование принятия поправок, разъяснений в закон или нормативный документ, находящийся в работе, до положительного окончательного решения вопроса.
Данный вид деятельности может на первый взгляд показаться сложным. Однако он реально востребован, ибо поднимаемые вопросы будут затрагивать не только решение проблем защиты прав и законных интересов детей и подростков, но и способствовать поднятию престижа многих органов, организаций и учреждений, не имеющих возможности в полной мере реально защищать права подрастающего поколения из-за несовершенства законодательства. Поэтому заинтересованных лиц в работе над совершенствованием законов и нормативных документов, а, соответственно, и сторонников доведения вопросов до положительного результата на всех этапах этой деятельности должно быть много.
Механизм реализации данного вида деятельности будет постоянно изменяться и усовершенствоваться, но первоначально предполагается следующий. За данный вид деятельности отвечает конкретный человек, который является членом Координационного Совета, назовем его, например, координатором по праву. Он имеет свой электронный адрес, свой сайт и находится в постоянном контакте с регионами. Создается группа поддержки из членов Союза, которая постоянно видоизменяется в зависимости от поднимаемых вопросов и от значимости проблемы в конкретном регионе. Группа активно работает с координатором и участвует в проведении как сбора информации в своем регионе, так и в ее анализе, обобщении и при необходимости отдельные представители Союза с регионов могут находиться в группе участников рассмотрения вопроса. Предложения по механизму реализации данного направления деятельности Союза можно будет обсудить со всеми заинтересованными лицами, членами Союза на конференции в декабре. Первоначально мы готовы начать работу в данном направлении, исходя из проблем и несовершенства законодательства, нормативных документов, регламентирующих права детей-инвалидов. Необходимо пересмотреть сложившуюся негативную ситуацию в соблюдении и защите прав детей-инвалидов РФ. Есть прекрасная организация в ЮФО «Южная межрегиональная диабетическая ассоциация РРООМ «Ростовское областное диабетическое общество», которую возглавляет ГАЛИЧАЕВ Михаил Павлович. На базе этой организации с привлечением представителей российских регионов мы готовы начать деятельность по выявлению проблем в законодательстве, регламентирующем права детей-инвалидов и подготовке предложений в соответствующие органы и организации для совершенствования защиты прав детей-инвалидов.
Б. Выявление неисполнения в регионах действующих законов и Постановлений Правительства РФ по обеспечению прав и законных интересов детей и подростков.
Данный вид деятельности предполагает сбор информации на сайте Союза (или у координатора по праву); анализ причин неисполнения действующих законов и Постановлений Правительства РФ; выработку предложений и внесение обращений в органы и организации, которые могут повлиять на положительное изменение негативной ситуации. Механизм реализации данного направления близок к механизму реализации пункта А, и его также можно будет обсудить с членами Союза на конференции.
В. Подготовка и лоббирование Закона РФ «Об Уполномоченном по правам ребенка в РФ», как реального, действенного механизма защиты прав детей в РФ, или работа над внесением изменений в Закон РФ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» с определением конкретного статуса защиты прав и законных интересов детей и подростков в РФ.
Проблемы становления института уполномоченных в РФ обсуждаются в разных аспектах. В частности много вопросов поднимается в рамках правового статуса и регламентации деятельности региональных уполномоченных по правам ребенка в связи с отсутствием конкретных статей в Конституции РФ, Законе «Об Уполномоченном по правам человека в РФ». В развитии деятельности Союза в области права необходимо выработать свою позицию по данному вопросу. В частности, одной из первых задач в этом направлении может стать обобщение и распространение в регионах информации об успешно работающих региональных уполномоченных по правам ребенка в РФ. На конференции члены Союза определят порядок дальнейшей работы по данному вопросу и, соответственно, целесообразность подготовки и лоббирования Закона РФ «Об Уполномоченном по правам ребенка в РФ», как реального, действенного механизма защиты прав детей в РФ, или необходимость внесения изменений в Закон РФ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» с определением конкретного статуса защиты прав и законных интересов детей и подростков в РФ. В рамках принятого решения можно будет создать и механизм работы по этому направлению.
Г. Важным аспектом в развитии деятельности Союза по праву является работа по внесению предложений в соответствующие структуры по введению обязательного учета жертв преступлений, являющихся детьми или подростками органами УВД, прокуратуры, судами, медицинскими лечебными учреждениями.
Обосновывать важность наличия статистики по детям, пострадавшим от преступлений, – нет необходимости. Чтобы видеть узкие места в жизни общества, и направлять усилия для профилактики преступлений против детей и подростков, необходимо владеть статистикой видов преступлений, возрастной категорией жертв, местностью совершения насилия и многими другими вопросами. Направление деятельности Союза по лоббированию вопроса о введении учета жертв преступлений, являющихся детьми или подростками правоохранительными, судебными органами и медицинскими учреждениями поможет дать новые направления профилактической деятельности в государстве, направленной на снижение преступности, создание стабильных тенденций уважения и соблюдения прав детей и подростков. Механизм реализации этого направления деятельности в рамках права можно отработать, как в рабочем порядке, так и на конференции.
Д. Подготовка материалов (анализ, обоснование, предложения) о необходимости принятия закона, дающего право введения в регионе положения «регион социального бедствия».
Данное направление деятельности Союза по праву предполагает положить начало введения персональной ответственности руководителя региона при падении социального уровня семьи в регионе (рост бедности, смертность, безработица, инвалидность, падение рождаемости, доходов на душу населения и т.д.). Бесспорно, это очень сложный вопрос. И не обязательно решение вопроса находится в привлечении к уголовной или гражданской ответственности. Но начало должно быть положено и своего рода «позорный столб» для нерадивых руководителей должен иметь место. Как часто мы слышим, что нас захлестывает преступность, коррупция, наркомания, алкоголизм, проституция, рост самоубийств. И как редко руководители, ответственные за условия жизни в конкретном регионе, готовы работать над решением проблем жителей региона и принимать на себя ответственность за дела, которые вершат со своими подчиненными службами. Уважение, соблюдение и защита прав каждого человека, и особенно ребенка, прежде всего должны базироваться на ответственности лиц, принявших на себя груз обеспечения нормальных условий жизнедеятельности своих регионов.
Подводя итог хочу выразить надежду, что наши предложения заинтересуют не только членов Союза, но и многих сограждан, которые живут в России, любят Россию и хотят, чтобы наше общество было реально правовым, демократическим, гуманным, а население самодостаточным, социально обеспеченным, интеллектуально развитым, физически, духовно и нравственно здоровым.
Календарь событий
Организации, работающие в интересах детей