Реклама

Публикации

Зыков О.В., Хананашвили Н.Л. Концепция ответственности как принцип формирования альтернативных форм воспитания несовершеннолетних


Концепция ответственности как принцип формирования альтернативных форм воспитания несовершеннолетних



О.В. Зыков, Н.Л.Хананашвили



В настоящее время можно говорить о следующих формах воспитания несовершеннолетних:



- воспитание биологическими родителями;



- воспитание усыновителями, когда усыновители юридически приравниваются к биологическим родителям;



- воспитание в опекунской семье, когда опекуны получают фиксированную сумму от государства на опекаемого ребенка, и несут полную юридическую ответственность за воспитание ребенка, государство минимально вмешивается в процесс воспитания ребенка;



- воспитание в приемной семье, когда приемные родители заключают контракт с органами опеки и попечительства, в рамках которого оговаривается система отношений приемной семьи и вышеуказанных органов в процессе воспитания ребенка, что заведомо создает условия для гораздо большего вмешательства государства в жизнь семьи и в процесс воспитания ребенка;



- воспитание в патронатной семье, когда также заключается контракт, где оговариваются условия, на которых ребенок находится в патронатной семье. Патронатная семья не выступает в качестве опекуна и не несет полной юридической ответственности за воспитание ребенка. В качестве опекуна выступает воспитательное учреждение;



- воспитание в семейных детских группах, когда таковые формируются в рамках учреждения, и один или двое взрослых выступают в качестве суррогатных родителей. Их воспитательная деятельность оговаривается функциональными обязанностями, которые утверждает администрация данного учреждения.



- воспитание в учреждениях интернатного типа, где не образуются семейные отношения и процесс воспитания осуществляется на основе формирования детского коллектива. В данном случае практически отсутствуют персонально-семейные отношения между членами педагогического коллектива и воспитанниками интерната. За воспитательный процесс полностью отвечает государство через механизмы администрирования интернатной системой.



После предыдущего перечисления и небольшого анализа несложно сделать вывод, что по мере того, как уменьшается ответственность родителей за воспитание ребенка, увеличивается ответственность государства. И эти две системы ответственности не дополняют друг друга, а являются альтернативными, вытесняющими друг друга. По мере того, как взрослый человек, взявшийся за воспитание ребенка, перекладывает ответственность за это воспитание на государство, уменьшается мера его ответственности перед самим ребенком, и это касается не только юридических и социальных вопросов, но неизбежно затрагивает вопросы психологические. Это, в свою очередь, непосредственно отражается на качестве воспитательного процесса, и на возможность и способность взрослого человека влиять на формирование полноценной, в социальном и психологическом смысле, личности ребенка.



Данные рассуждения не ставят перед собой задачу доказать, что развитие одних форм альтернативного воспитания важнее развития других. Основными задачами формирования Концепции ответственности являются следующие:



– определение приоритетности форм воспитания ребёнка, отражающей баланс между готовностью государства к отчуждению проблем ребёнка и проблем его семьи от ведения самой семьи, т.е. к патерналистскому решению, и желанием и способностью семьи, как базового института общества, к деятельной и ответственной самореализации;



– построение определённого логического обоснования, на базе которого можно сделать вывод о том, какая из вышеперечисленных форм воспитания является наиболее эффективной для обеспечения условий формирования полноценной личности ребенка.



Постановка этих задач позволяет осмыслить существующее противоречие между потребностью в реформировании системы защиты прав ребенка и сложившимся патерналистско-иждивенческим тандемом между государственными институтами и гражданами, в результате чего в проигрыше оказывается ребёнок.



И нельзя забывать, что в любом случае, при любых формах воспитания возможно нарушение прав ребенка, и поэтому государство обязано создать правовой механизм нерепрессивного и эффективного вмешательства в жизнь в том числе биологической семьи, в случае, если у общества есть основание подозревать, что в данной семье нарушаются права ребенка. Такой правовой механизм можно создать только в одном случае, если в России будет внедрена система ювенальной юстиции в широком смысле данного понятия, где стержневой элемент – специализированный, ювенальный суд дополнен разнообразием социальных служб, обеспечивающих социальное насыщение работы с ребёнком. В процессе развития этой системы неизбежно будут формироваться специфические процедуры и механизмы, которые в свою очередь будут влиять на развитие и усовершенствование альтернативных форм воспитания несовершеннолетних; а их эффективность, в этом случае, будет определяться не отвлеченными рассуждениями и концепциями, а судьбами конкретных детей, которые будут оказываться в поле зрения ювенальной юстиции.

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч