Реклама

Публикации

Сухарева Н.В., Рябченкова М.Б. Наши дети: проблема криминализации сознания молодежи


«Наши дети: проблема криминализации сознания молодежи»







Сухарева Н.В., Рябченкова М.Б., Южно-Сахалинск



Центр психологической помощи «Логос»





Не секрет, что наше общество криминализировано и процесс этот прогрессирует. Необходимо трезво смотреть на преступность, как на побочный, но закономерный продукт общества, и мы пока не в силах искоренить ее. Однако, сегодня происходит романтизация и поэтизация преступного мира, кумирами молодежи становятся телегерои – бандиты, с эстрады звучат песни уголовного мира и т. д. Но самое страшное заключается в том, что организованная преступность воспитывает «достойную смену» и активно «кует кадры» для пополнения своих рядов, привлекая детей и подростков.



Так, в г. Южно-Сахалинске многие школьники давно живут по законам зоны и между собой «ботают по фене». В школах и дворах соблюдаются строгая иерархия, групповое подавление индивидуальности, обязаловка и жестокое наказание непокорных. Под страхом физической расправы запрещено рассказывать о сходках родителям и учителям. В «делах» задействованы как мальчики, так и девочки. Большинство сдают в «общак» деньги. И чем богаче семья, тем выше «налог».



За спинами организаторов стоят «авторитеты». Они хорошо знают подростковую психологию и с успехом используют идею «наставничества» и передают от старшего к младшему свои нормы. Так формируется мировоззрение подростков, в основе которого лежат идеи, законы и ценности преступного мира, происходит криминализация сознания, а это - «мина замедленного действия» для общества, угроза для будущего.



Материалы исследования социологической лаборатории Сахалинского Государственного Университета(СГУ) показывают, что в Сахалинской области ускоряющимися темпами происходит криминализация детей, подростков, молодежи. Огромный потенциал криминогенности продолжает возрастать. Этому способствуют, прежде всего, следующие факторы:



· Снижение материального благополучия. По данным статистического управления почти 50% населения области живет за чертой бедности, поэтому часть молодых людей не имеет возможности удовлетворить свои материальные потребности честным путем;



· Психологический фактор. Заметное снижение внимания общества к воспитанию детей, подростков, его равнодушное отношение к тем проблемам, с которыми сталкивается молодое поколение, в значительной степени привело к ослаблению социальной защищенности несовершеннолетних;



· Криминализация культуры и снижение многих нравственных установок, когда современная эстрада выплескивает на молодежь песни уголовного, «блатного» мира; по телевидению показывают фильмы ужасов, боевики, триллеры, эротику, а иногда и откровенную порнографию, что оказывает разрушительное негативное влияние на морально – психологическое состояние подростка, молодого человека;



· Распад социокультурной среды обитания и, прежде всего, кризис семьи, как института социализации, привел к значительному снижению воспитательной функции семьи. Современная российская семья переживает огромные трудности, связанные с финансовым положением. Родители, в основном, озабочены поиском дополнительного заработка, и в результате - довольно значительная часть детей, подростков оказалась предоставлена самим себе и «улице». А это привело к усилению влияния на подростков асоциальных и антисоциальных структур, жесткому обращению «микросреды обитания» с несовершеннолетними;



· Алкоголизация достаточно большой части населения, которая ведет к распаду семьи, обостряет многие проблемы общества. В семьях, где злоупотребляют алкоголем, как правило, напряженная конфликтная обстановка, дети беспризорны, вырастают в атмосфере асоциальности и зачастую становятся правонарушителями.



Все это в известной степени является факторообразующим процессом, влияющим на рост молодежной преступности, росту числа детей с психическими отклонениями. Вследствие этого в области увеличивается процент молодежи, нуждающейся в экстренной медицинской и психологической помощи.



Исследования по проблемам молодежи, проводимые социологической лабораторией СГУ, позволяют создать обобщенный портрет молодого правонарушителя. Как правило, этот портрет ущербен. Каждый третий подросток из числа совершивших правонарушение проживает в семье, где есть ранее судимые, каждый второй – в неполной семье. Но особое беспокойство вызывает тенденция криминализации подростков из благополучных семей. По результатам исследований, на первом месте у подростков стоит проблема, связанная с взаимопониманием в семье. На наш взгляд, это связано с тем, что в тяжелых экономических условиях в семье, как в основной ячейке общества, наметилась тенденция к отчуждению между детьми и родителями. Взрослые, занятые добыванием денег, мало внимания уделяют детям, оказанию помощи в решении их проблем, и в конечном счете, и их воспитанию. И, как следствие, подросток остается один на один со своими трудностями и проблемами. Поэтому, не найдя взаимопонимания у родителей, он уходит к сверстникам, что позволяет ему снять психологическую нагрузку, получить разрядку. В силу этого, авторитет родителей в глазах подростков падает. Это подтверждается тем, что только 38% респондентов ценит уважение своих родителей. Следовательно, во многом поведение личности определяется той иерархией ценностей, которые она выбирает. Для опрошенных подростков и молодых людей главными ценностными ориентирами является уважение друзей, среди которых имеются лица, имеющие проблемы с правосудием.



Неформальное движение учащейся молодежи сейчас развивается по следующей тенденции: криминализация по мере невозможности добиться удовлетворения своих интересов легальными средствами, и, как следствие, - выбор преступных способов достижения поставленных целей.



Происходит настолько мощное насыщение подростковой и юношеской среды криминальными ориентирами, что они приводят к образованию устойчивых группировок с криминогенной направленностью.



Исследования так же показали, что правонарушения среди подростков отражают кризис образовательной системы России. Практика наших дней подтверждает вывод о том, что школа оказывается не просто не способной задержать рост и размах преступности, но и в том виде, в каком она сейчас существует, наоборот содействует развитию этого процесса. Правонарушения среди подростков происходят частично из-за приобретаемого детьми в школе противоречивого и негативного опыта, а также из-за того, что в школьной воспитательной системе имеется серьезный сбой, когда потеряна ориентация на цели и задачи воспитательного процесса. Школьники, занимающиеся неважно, вряд ли смогут надолго сохранить желание продолжать занятия. Исследования и опрос экспертов показывает, что неуспевающих постепенно и во все большей мере оттесняют и изолируют успевающие ребята, отдельные педагоги и сама система в целом. Поэтому неудивительно, что они начинают смотреть на себя и на свое будущее, как нечто мрачное и безотрадное и, в конце концов, пребывание в школе становится их не удовлетворяющим и горьким. Возможность адаптации к преступности в этих условиях очевидна. Такой подросток часто может вполне серьезно воспринять как более импонирующий ему тот дух соревнования и самоутверждения, ту групповую поддержку, те более разнообразные переживания и ту повышенную социальную и финансовую отдачу, которые сулят ему преступные действия, по сравнению с враждебной и отвергающей его школьной системой.



Реакция учителей, их отношение к запросам, поведению и проблемам детей могут вызвать у подростка нежелание учиться и толкнуть его на путь отчуждения от школы и общества.



Если не предоставить этим подросткам возможность сохранить чувство собственного достоинства и не предпринять усилий, чтобы придать основным педагогическим процессам такое содержание, которое имело бы для них смысл, школа, по-видимому, и впредь останется позитивным фактором причин девиантности подростков.



Об этой проблеме заговорили вслух, увидели ее масштаб и оценили опасность в Южно-Сахалинске четыре года назад. В городе была проведена общественно-практическая конференция с участием общественных организаций, властных структур, где эта проблема была озвучена и признана. Надо сказать, что признание проблемы далось не просто. Некоторые властные структуры упорно не хотели признавать, что проблема криминализации молодежи действительно существует, что подростки собираются в группировки не только в силу особенностей возраста, что эти группировки имеют четкую криминогенную направленность и процесс этот управляется и контролируется организованной преступностью. Наш Центр был одним из организаторов конференции и с тех пор мы так или иначе наблюдаем состояние этой проблемы. Сегодня, на первый взгляд, она стала менее заметной, но на самом деле процесс стал более скрытым и глубоким, криминальные ценности прочно вошли в сознание молодых и стали для многих школьников нормой жизни. Если в классе у большинства ребят ворованные мобильные телефоны, то остальные воспринимают это как обыденность.



Проблема эта требует решения на государственном уровне. Единственный выход – это оздоровление общества в целом. Основа здорового общества – здоровая семья. Поэтому сегодня особенно важно всячески пропагандировать и ставить во главу угла государственной политики семейные ценности как альтернативу криминальным. Особое внимание необходимо уделить обычной средней семье, каких большинство. Именно такая семья составляет основу нашего общества и главный резерв его оздоровления.



Психологи нашего Центра реализуют ряд проектов, главная цель которых – пропаганда семейных ценностей и социально одобряемого образа жизни:



· «Родительская школа», цель которой – помощь в укреплении семьи, родительско-детских отношений, повышение родительской компетенции.



· Психологическое сопровождение старшеклассников. Цель - сформировать мотивацию подростков на самопознание и саморазвитие; помочь детям лучше узнать себя, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно реализовать себя в поведении и деятельности.



· Профориентационная программа для подростков «Кем быть?», цель которой оказать психологическую поддержку подросткам в ситуации выбора профессии, помочь им лучше узнать себя, активизировать процесс осознанного выбора профессии.



· Просветительская работа в СМИ, лекции в школах, где активно ведется пропаганда семейных ценностей.