Реклама

Новости

Тренинги для сотрудников школ-интернатов Воронежской области


20 октября руководитель Студии социального проектирования 2ГА Алексей Газарян провел стартовый установочный тренинг профессионального роста для воспитателей Воронежской школы-интерната No1. Тренинг проходил по заказу Благотворительного фонда «Поделись теплом».



Есть контакт

 В практике психологического консультирования есть фундаментальное понятие установления контакта между консультантом и клиентом. Этот процесс не всегда проходит гладко, от него многое зависит. Не могу сказать, что я не волновался, все-таки не самый простой народ - воспитатель интерната, но определенная внутренняя уверенность все же оставляла надежду, что все удастся. Но бывает разное. Отсюда и некоторая осторожность, а если быть ещё точнее, аккуратность с первых минут. Контакт же, к счастью, состоялся практически сразу. Думаю, сработала с одной стороны моя внутренняя глубокая симпатия ко всем людям, которые занимаются этим непростым трудом, с другой - что я, в принципе, из их числа. Да - работаю в другом формате, да - не в интернате, но все же «свой» и это было важно. Для всех нас. Дамы сразу заметили, что мы привезли с собой из Москвы дождик. На поверку же он оказался грибным. По крайнем мере, на время нашего тренинга.

 Профессия в деталях

 Первой моей задачей стало нам всем очередной раз убедиться, что воспитатель - это профессия. При том звучащая гордо. Не потому, что мы просто так хотим, а поскольку это целый пласт научного и практического, и этим пластом обладают далеко не все. Первые упражнения были направлены на демонстрацию профессиональных умений участников. В частности - способности к диагностике, считыванию с человека различной информации. Не секрет, что воспитатель постепенно научается диагностировать по деталям. Кстати, с этим мои коллеги достаточно успешно справились. Поработали с восприятием. Оказалось, что среди участников выделились три группы со схожим принципом восприятия. Поработали, обсудили. Использовали и упражнение для тренировки внимательности и умению смотреть немного шире привычного. Это было полезно и для «тренингового сознания» вообще. Итак, активировали одну из профессиональных компетенций. Мы это можем. Это наше достоинство. И здесь есть куда расти. Идем дальше.

 

Простая наука

 По-моему, нет более затертой фразы в должностных инструкциях, чем «уметь теоретические положения применять на практике». Вот мы примерно так и сделали. Я предложил коллегам известную в узких кругах «классификацию детей-сирот по Александру Гезалову», в которой он делит воспитанников на четыре группы «медвежат», «лисят», «волчат» и «зайчиков». Не раскрывая содержания, которое приписывает группам сам автор, я попросил воспитателей самостоятельно наделить образы конкретным содержанием и даже привести живые примеры. Что они не без интереса сделали. Результаты получились разные, даже завязалась дискуссия. И это было важно, так как возникал не просто спор, а спор профессиональный, о предмете профессиональной сферы. Если хотите, в этой дискуссии рождалась отчасти и методическая компетенция наших коллег. После подумали, кто с кем дружит, кому с кем проще взаимодействовать. Медвежатам с зайчатами? Или лисами с волками? И тут мнения разделялись. И это было хорошо.

 Когда кому служить не выбираешь

 С типологией детей вроде разобрались. А есть ли типология воспитателей? А как можно классифицировать, группировать нас самих? Здесь спектр различий в мнениях ещё более расширился. Хотя были и общие решения в виде «лошадей» и «тигриц». Каждый предложил собственную версию классификации. Вот, к примеру, одна из них: Есть воспитатели группы «Петухи и индюки». Они всегда ходят с горделивым видом всезнающих, всемогущих, всего умеющих. Много говорят и мало делают. Есть «Козы». Они везде скачут, проявляют инициативу, то там то здесь. Правда, по случаю очень могут пригодиться. Как раз своей активностью. И есть просто-напросто «Собаки». Которые верно служат своим детям-"хозяинам". Могут и огрызнуться, могут пожалеть, могут защитить. Когда одни хозяин выпускаются, они начинают верно служить другим.

Были сравнения с кенгуру, ужами, баранами, курицами-наседками и даже мигерами, как ни странно.

 Никто, кроме нас

 Покуда государство не хочет учреждать премию для воспитателей детских домов и школ -интернатов, учредим её мы. Тем более, как оказалось, такая инициатива уже недавно родилась в стенах Воронежского интерната. Так, в финале тренинга мы учредили свою премию и наградили друг друга. По-свойски. Подарили мешки желаний, золотые тарелки, машины и другие награды. Ведь дело рук утопающих - их личное дело, как известно. Так и с профессиональным ростом. Если кто-то не желает, чтобы мы радовались делу, которому служим, что ж, мы научимся делать это сами.

 Алексей Газарян

 

«Студия социального проектирования 2 ГА» 

 



ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч