Реклама

Новости

Опыт реабилитационной и профилактической работы по защите детей в Финляндии


Опыт реабилитационной и профилактической работы по защите детей в Финляндии

Информация, полученная в результате визита члена КС Павловой Н.Г. в РЦ «Лиминка»

Пребывание с 21.02.05 по 23.02.05.

1. Губерния Оулу

Реабилитационный Центр «Лиминка» для детей девиантного поведения



В Финляндии работа по защите детей строится на 3-х уровнях:

Основная ответственность и, соответственно, - деятельность, происходит на уровне коммуны.

Затем - государственный уровень.

Общественные и частные организации.

В Центре «Лиминка» 40 детей в возрасте от 12 до 18 лет (студенты). Могут оставаться и до 21 года. Центр специализируется на работе с детьми алкоголиками, наркоманами, есть дети, находящиеся в глубокой депрессии.

60 работников: директор (Ману Китаноя), психологи, социальные работники, воспитатели.

Центр – государственный. Всего таких центров по Финляндии 5. Этот самый старый – 175 лет. Второму – 110 лет.

Годовой бюджет – 4,5 млн. ЕВРО.

В Центр поступают дети, которые уже проходили лечение и реабилитацию в иных местах, но там им не смогли помочь. Первоначальное решение об определении ребенка в Центр принимает социальный работник психиатрической клиники, окончательное решение – советник коммуны.

Используется трехступенчатая система реабилитации.

1-ый этап. На 3 месяца ребенок изолируется от семьи, друзей. Общение с родителями – по телефону. Разрешается писать письма. Идет изучение проблем, особенностей личности ребенка. Обследуется здоровье физическое и психическое. Обучение продолжается в условиях Центра (школа-интернат). Используется музыкотерапия, трудотерапия, спортивные занятия. Идет работа с ребенком с целью приоткрыть дорогу в будущее, определения места (формы) дальнейшего проживания в Центре. Приучают детей к обязанностям, выявляют интересы. Идет мониторинг поведения ребенка. В это время дети проживают в отдельном доме и находятся под постоянным наблюдением.

2-ой этап. Дети переходят на проживание в открытом режиме. Могут периодически посещать семьи. В это время идет активный поиск внутренних ресурсов, обучение в их использовании. В таком режиме дети могут проживать в Центре столько времени, сколько требуется до 18 лет.

3-ий этап. Приобретение самостоятельности, независимости. Дети учатся самостоятельно использовать собственные деньги, организовывать свой досуг и др. В этом режиме дети могут проживать по желанию до 21 года.

Анализ результативности работы Центра не ведется. Сами студенты отзываются о работе Центра положительно. По настроению детей видно, что им нравится жить в Центре. Но были случаи, когда в Центр попадали дети бывших студентов.

Так как подобных заведений в Финляндии несколько, то есть конкуренция, и это способствует успеху. Залог успеха – хорошие партнеры. У центра основной партнер - система учреждений по профессиональной подготовке «Мерикоске». Некоторые мастерские «Мерикоске» находятся прямо на территории Центра. В населенном пункте Лиминке есть филиал «Мерикоске». Дети Центра получают профессии: столяра, садовника, повара, слесаря по ремонту машин. За работу дети получают деньги, например, за изготовление ящиков для картошки, за реставрацию мебели.

Управление работой Центра производится через Руководящий Совет Центра, который состоит из общественных деятелей вне Центра (профессора Университета и др.). Руководящий Совет принимает программу работы и финансовые решения.

Предложения для развития подобной работы в Карелии

Подготовка кадров. На этом этапе возможно сотрудничество с Центром. Детально разработанный проект. Помещение. Финансирование. В Финляндии пользователи услуг (коммуны) и определяют финансирование Центра.

2. Оулу.

Центр профессионального обучения «Мерикоске»

В Оулу обучаются 325 студентов, плюс 78 в филиале этого центра. Возраст студентов от 15 до 40 лет и даже старше.

Ректор Олави Уйтто.

Центр имеет 6 филиалов. Всего обучается 1189 студентов с различными проблемами (социальные сироты, инвалиды, преступное прошлое, девиантное поведение, после травм, психические заболевания. Потребности в такого рода обучении больше, чем предложений. Финансирование государственное через Министерство образования.



Система обучения в Финляндии.

Обязательное 9-ти летнее образование до 15 лет. Есть предложение продлить срок до 17 лет. Для детей с умственной отсталостью – 10 лет обучения обязательно. 60-70% детей затем идут в лицеи. Поэтому – дефицит рабочих кадров. Остальные – профобразование.

Дети с умственной отсталостью. 10 лет обучения в общеобразовательной школе, затем обучение в подготовительной группе профобразования, затем одна част студентов переходит на обучение в Центре дневного содержания «Мерикоске». Другая часть студентов в зависимости от успехов на первом этапе или начинает работать, или проходит еще одну подготовительную ступень, или переходит на пенсионное обеспечение.

В системе «Мерикоске» для всех студентов составляется индивидуальный план обучения, плюс предоставление дополнительных услуг (психиатрических, психологических, социальной работы и др.). План обучения учитывает проблемы студента со всех сторон.План подписывает родитель, если студенту нет еще 18 лет. В основе деятельности Центра – Закон «О профобучении».

План обучения – основа для получения финансирования, и инструмент для планирования деятельности Центра и его преподавателей. Но в план работы преподавателя не включается та информация о студенте, которая может повлиять на его отношение к студенту.

Стоимость обучения студента в обычном профучилище – 5500 ЕВРО в год. В специальных училищах – в 1,5 раза выше. В «Мерикоске» в среднем 23000 ЕВРО в год. В зависимости от проблем студента эта величина колеблется от 0,5 до 2,5.

Государство оплачивает 55% бюджета, 45% - коммуны.

Бюджет Центра «Мерикоски» в Оулу – 21,3 млн. ЕВРО в год, из них 11,3 зарплата в чистом виде.

У преподавателей начисляемая зарплата колеблется от 2200 до 3000 ЕВРО, налог с 2200 - 40%.

Минимальная зарплата 1300 ЕВРО, с нее налог – 28%. Подоходный налог с населения колеблется от 18% до 60% в зависимости от величины дохода.

Результативность. Центр «Мерикоски» заключил с Государством договор, по которому устанавливаются какие-то критерии результативности и качества обучения (по плану качества). При достижении определенных результатов присуждается приз.

Проблема трудоустройства. Разрешается через службу занятости, но не всегда успешно. Системы квотирования рабочих мест пока нет. Есть государственная поддержка по оплате труда выпускников «Мерикоске» в течение 2-х лет.



3. Филиал Центра в Оулу в Лиминке (директор – Туомо Валкама) существует с 1980 года. Обучается 80 студентов, из них ежегодно из Центра для детей с девиантным поведением поступает 10-15 студентов, остальные поступают из различных коммун. Матерские этого филиала расположены в 3-х местах. В Центре есть подготовительное реабилитационное отделение. Сейчас в Центре работает 28 человек: 14 преподавателей, 8 воспитателей + социальные работники + дежурные и др.). Часть преподавателей ведет общеобразовательные дисциплины. Обучение идет по профессиям: деревообработка, металлообработка, садоводство, транспорт, туризм, кулинария. Обучение длится 3 года = 2 год – подготовительное отделение.

Сотрудничество «Мерикоста» с Карелией. Сотрудничество осуществляется с Модвежьегорским районом с Повенецким вспомогательным интернатом.



4. Семейная консультация в Оулу.

Основана в 1951 году. Директор – Анъя Киннунен. По специальности психолог и семейный терапевт.

Система семейных консультаций начала работать в Финляндии с 40-х – 50-х годов. СК в Оулу была создана по инициативе 5 коммун вокруг. В 70-х годах был принят Закон «О семейных консультациях», что послужило быстрому развитию. В 1984 году принят Закон «О социальном обеспечении», куда вошел и Закон «О семейных консультациях». Кроме того в работе используются Законы «О защите детей», «О браке», «О попечительстве» и др. Теперь каждая коммуна обязана предоставлять такие услуги. В Оулу на 127 тысяч населения насчитывается около 4 тысяч работников в области соцобеспечения и здравоохранения: уход за детьми, детские сады, работа с семьями, социальная защита, охрана здоровья, работа с престарелыми, инвалидами.

Семейные консультации (СК) входят в систему психиатрической помощи. Сюда же входят услуги логопеда, комплекс помощи наркоманам и алкоголикам.



СК в Оулу обслуживает город и 9 коммун вокруг. Персонал: 2 детских психиатра, 9 психологов, 7 социальных работников, 3 офисных сотрудников.

СК сотрудничает с детским садами, школами. Если ребенок поступает в СК по направлению из детского сада или школы, то его представитель обязательно присутствует на первом и последнем сеансе работы с ребенком.

Работа СК:

11% - прямой контакт с клиентами. Чаще всего клиенты обращаются сами, предварительно позвонив по телефону. При этом определяется и сама проблема и ее срочность.

Сотрудничество – предоставление услуг другим партнерам. Сейчас есть сеть сотрудничества между органами власти и учреждениями в вопросах помощи семье.

Информационная работа. Предоставление услуг по обучению.

Исследовательская деятельность.

Проектная деятельность по грантам (например, групповые тренинги). Сейчас идет такой тренинг для родителей и детей с проблемами в поведении. Участвуют 5 семей и 5 детей.

В 2004 году было 1887 клиентов, из них 737 – дети. Самая большая группа детей в возрасте 7 лет.

Клиенты:

45% - инициатива родителей по 15% - школы и учреждения здравоохранения 11% - детские сады 6% - другие социальные службы

Основные проблемы детей: депрессивные состояния; проблемы в поведении.

В 2004 году выявлено 992 проблемы, из них:

43% - семейные проблемы (конфликты между мужем и женой, уход одного из родителей, другой не справляется; несчастные случаи с супругами, ссоры между родственниками; семейное насилие; подозрение на сексуальное насилие)

17% - психические проблемы (депрессии, тревожность, замкнутость, нарушения сна)

17% - проблемы в обучении

15% - проблемы детей в коллективе (тревожность, агрессивность, непослушание)

Причины детских депрессий – проблемы в учебе; нарушения внимания; гиперактивность.

Если ребенок отказывается идти в СК, то подключается мобильная группа, которая работает с ребенком по месту его жительства или учебы.

Особое место в работе СК занимают проблемы при разводах. При разногласиях родителей а отношении ребенка в этом случае суд в обязательном порядке запрашивает в СК заключение.

В неделю в СК идет работа по 3-ем срочным случаям и работа в группах. По семейным проблемам очередь от месяца до двух. Работу всегда ведут 2 человека (в основном, психолог и социальный работник). Нагрузка: 4 случая в день на одну пару работников. Продолжительность работы по одному случаю от 1-ой консультации до полугода (раз в неделю).

Работа в группах:

Тренинги с разводящимися родителями.

Тренинги с детьми разводящихся родителей.

С детьми и родителями, пострадавшими от семейного насилия.

С детьми, родители которых алкоголики, наркоманы, психически больные.





5. Оулу.

Губернское управление – представительство государства (всех министерств) на месте в губернии Оулу.

Советник социального обеспечения и здравоохранения Маръя – Леена Карккяйнен.



Сотрудничество с Карелией.

1997 год – первый договор о сотрудничестве в интересах детей-инвалидов по интеграции в общество (Костомукша).

Сотрудничество с образованием и социальной защитой – финансирование дало Министерство иностранных дел Финляндии.

В 2003 году сотрудничество получили дополнительное финансирование и деятельность расширилась:

развитие амбулаторных услуг

создание дневных центров

вывод детей из детских домов

Партнеры: училища по подготовке социальных работников.

Был проведен семинар для заместителей мэров северных территорий Карелии по развитию социальной работы в отношении детей-инвалидов.

Поступили предложения от Карелии по организации помощи детским домам по интеграции воспитанников в общество. Карелия заинтересована в развитии долгосрочного сотрудничества.

Проблемы в развитии сотрудничества с Карелией:

Частая смена руководителей.

Слабое участие общественных организаций.



ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч