Реклама

III конференция "Гражданское общество - детям России" 16-17 декабря 2003г.

Соколова М.В. Почему наши дети начинают употреблять наркотики


Почему наши дети начинают употреблять наркотики?



Соколова М.В., Армавир

Армавирское городское отделение Российского Благотворительного Фонда «НАН»



На сегодняшний день существует множество причин, по которым подросток начинает пробовать различные наркотические вещества.

Неспособность правильно оценить возможные последствия своих поступков, высказываний, беспечность, легкомыслие, внушаемость, незрелость психики, высокая подверженность отрицательному влиянию извне, склонность к подражанию – прекрасная почва для первых проб наркотиков и токсических веществ.

Аналогичному поведению детей, имеющих нарушения со стороны центральной нервной системы, в огромной степени способствуют недостатки воспитания в семье, школе, других детских учреждениях. Это так называемые «педагогически запущенные» дети. Если воспитывать ребёнка в атмосфере любви, доброжелательности, в спокойной обстановке, без крика и физических наказаний даже за серьёзные проступки, то при соответствующей коррекции он не будет отличаться от сверстников. Яркий пример – российские дети с отставанием в психофизическом развитии – из Домов ребёнка, усыновлённые зарубежными гражданами.

Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков.

В семье:

Ø родители не контролируют поведение детей, их свободное время вне дома;

Ø взрослые члены семьи употребляют спиртные напитки и наркотики;

Ø мать и отец конфликтуют между собой, воспитывает только один из родителей (неполная семья);

Ø нет эмоциональной близости между членами семьи;

Ø родители испытывают проблемы в воспитании детей;

Ø имеется генетическая предрасположенность к употреблению наркотиков;

Ø родителей не интересуют успехи детей в школе.

В школе:

Ø преподаватели не уделяют достаточное внимание проблеме наркомании и токсикомании среди подростков;

Ø учащиеся часто переходят из одной школы в другую;

Ø школьники пропускают занятия без уважительных причин, остаются на второй год;

Ø существует недоброжелательный климат среди знакомых;

Ø имеет место употребление спиртных напитков и наркотиков в раннем возрасте;

Ø отмечаются проявления в виде краж, бродяжничества;

Ø подростки находятся под влиянием более старших товарищей, общаются в компании, употребляющей наркотики и алкоголь.

В обществе:

Ø законы и общественные нормы не препятствуют употреблению алкогольных напитков и наркотических веществ;

Ø алкоголь, наркотики и токсические вещества легко доступны и относительно дёшевы;

Ø неблагоприятный социально-экономический климат.

Возрастная группа 10-12 лет:

Формируются группы для употребления дешевых токсичных веществ (бензин, растворители, клей «Момент»). Группы возникают по месту жительства подростков, в школе. При проведении взрослыми профилактических бесед с подростками должны преобладать примеры о вреде курения, пьянства, токсикомании (обзорно, не вдаваться в подробности - какие есть наркотики, как готовить их).

Возрастная группа 13-14 лет:

Эти пробуют «лёгкие» наркотики. Считают, что такие препататы не опасны, не видят угрозы физической и психической зависимости. Не задумываются над пагубными последствиями употребления наркотиков. Не знают о юридической ответственности за употребление, хранение, распространение наркотиков. Профилактическая работа – акцентировать внимание на обязательной вначале физической, а потом психической зависимости от яда, который они добровольно вводят в свой организм и который в скором будущем нанесёт непоправимый вред их здоровью. Рассказать, что любой наркотик разрушает личность, делает человека безвольным, неспособным учиться и работать, жить счастливо в семье и обществе.

Возрастная группа 15-17 лет:

Ребята этого возраста знают о наркотиках гораздо больше, чем подростки 13-14 лет. Многие уже пробовали, имеют опыт. Появились новые, иногда старшие по возрасту друзья, перед которыми для самоутверждения или для врастания в новый коллектив необходимо сделать что-то необычное, чем-то выделиться.

В этом возрасте появляются новые формы общения, проведения досуга, любовь…

Среди молодёжи этого возраста есть «сторонники», «противники» и колеблющиеся. В борьбе за здоровый образ жизни наибольшее внимание необходимо обращать на «колеблющихся», активно привлекая к дискуссиям и беседам «противников».

Непоправимый вред профилактической работе с молодёжью наносят бывшие заключённые, многие из которых, употребляя наркотики, предлагают их и подросткам в тёмных дворах и подворотнях.

Беседа должна идти в форме диалога, не запугивать, а точно и объективно показать степень риска появления зависимости от наркотиков в случае их частого и длительного приёма.

Уголовно-правовые и социальные вопросы обязательно должны проходить красной нитью в каждой беседе с подростками.

Каждая школа должна иметь программы профилактики употребления детьми алкоголя и наркотиков. Необходимо ввести в школьную программу в курсе ОБЖ эту тему.

Оказывать давление на местные власти с целью создания мест досуга и отдыха для подростков. Привлекать родителей, играющих активную роль в профилактике токсикоманий, объединить свои усилия в этой полезнейшей и необходимой работе.

Желательно выпускать брошюры массовым тиражом на эту тему для школьников, для людей, которые никогда раньше не встречались с наркоманией.

Как помочь уберечь ребёнка от наркотиков.

1. Не злоупотреблять алкоголем и наркотиками самим.

2. Постараться научить ребёнка, что не все его желания будут немедленно удовлетворяться.

3. Своим примером демонстрировать бережное отношение к здоровью, т.е. не только не злоупотреблять алкоголем и другими излишествами, но и заботиться о своём хорошем самочувствии: соблюдать режим, не действовать на нервы себе и окружающим, вовремя отдыхать, соблюдать меры безопасности.

Дети учатся на нашем примере, и если они усваивают, что здоровье превыше житейской суеты, вероятность рискованного поведения снижается.

Правила в общении с ребёнком.

1. Разговаривайте друг с другом.

2. Выслушивайте.

3. Рассказывайте детям о себе.

4. Ставьте себя на их место.

5. Будьте рядом.

6. Будьте тверды и последовательны.

7. Старайтесь всё делать вместе.

8. Общайтесь с его друзьями.

9. Показывайте пример.

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч