Реклама

III конференция "Гражданское общество - детям России" 16-17 декабря 2003г.

Пишкова О.В., Радевич А.Ф. Открытая общественная политика — инструмент гражданского участия в социальной политике в интересах детства


Открытая общественная политика — инструмент гражданского участия в социальной политике в интересах детства

О.В.Пишкова, А.Ф.Радевич, г. Ижевск

Ижевская городская общественная организация

«Центр социальных и образовательных инициатив»,

А.Г.Сташенко, г. Н. Новгород

Приволжский гуманитарно-теологический институт

В реальной российской действительности в самой сложной ситуации оказались социальные группы, не включенные в сферу экономических отношений, а именно: инвалиды, старики и дети. Однако, являясь достаточно важной электоральной группой, представители старшего поколения находятся в наиболее выгодной ситуации по сравнению с детьми, которые не так давно в нашей стране именовались «привилегированным классом». Подобный декларативный «жанр» и сейчас нередко сохраняется при решении проблем детей в России и ее регионах.

Принятие Россией Конвенции о правах ребенка и международных стандартов защиты прав детей, деятельность, осуществляемая государственными и негосударственными структурами в интересах российского детства, привели к некоторому улучшению положения детей в целом, однако качество жизни детского сообщества существенно не изменилось.

Несмотря на то, что в последние годы на уровне государства принимаются меры, направленные на противодействие социальным рискам для детей, принадлежащих к наиболее уязвимым группам, вкладываются значительные ресурсы в поддержку материнства и детства, идет модернизация практически всех социальных институтов, государственная политика в отношении детей оказывается крайне неэффективной. Имеется явная тенденция повышения социальных рисков и угроз для детей, таких как бедность, болезни, безнадзорность, неадаптированность к условиям жизни в глобальном мире и т.д.

В рамках государственной стратегии, направленной на выживание, защиту, развитие и обеспечение активного участия в жизни общества каждого ребенка, продолжают реализовываться ведомственные политики, не способные эффективно использовать ресурсы государства и общества. Очевидно противоречие между интересами общества, государственной социальной стратегией и узкими, направленными в первую очередь на самообеспечение, интересами ведомств.

Ясно, что государство не в состоянии самостоятельно, без помощи граждан, разобрать те многочисленные завалы, которые накоплены в сфере российского детства. Выход из этой ситуации напрашивается только один – активизация гражданского самосознания в отношении детей и детства в нашей стране.

Катализатором активности населения могут выступить институты гражданского общества, но лишь в том случае, когда они развиты и возможна консолидация внутри самого гражданского сектора.

В ином случае - при слабости этих институтов - они не воспринимаются властью как реальные субъекты социальной политики, становится невозможным эффективное социальное партнерство и межсекторное взаимодействие.

На наш взгляд, именно такая ситуация сложилась в настоящее время в Удмуртской Республике. Несмотря на то, что неправительственный некоммерческий сектор насчитывает более 1300 организаций, он оказался недееспособным и малоэффективным, чтобы стать реальным субъектом влияния на развитие социальных процессов, обеспечивать общественную защиту прав граждан, осуществлять общественный контроль, реализовывать общественные интересы, влиять на принимаемые властью решения.

Неправительственные некоммерческие организации в отношениях с властью проявляют в основном «потребительскую» позицию, ориентируются на получение финансирования в рамках локальных инициатив. Другой уровень взаимодействия ограничивается информированием органов власти о проблемах в сфере деятельности организации, не характерна работа в сфере законодательных инициатив, систематическое сотрудничество с органами власти в каких-либо конкретных сферах деятельности, отстаивание интересов общественных групп и объединений. Характерны псевдообщественные и прогосударственные организации, которые действуют в системе интересов муниципальной, региональной власти, узаконивая обслуживающую роль неправительственного негосударственного сектора, дискредитируя ценности и идеи гражданского общества. Потребительская позиция принимается властью и позволяет ей использовать сектор в качестве электорального ресурса.

Подобное свойственно и организациям, действующим в интересах детей, которые имеют ряд специфических характеристик: локальность деятельности (творческо-художественные объединения, военно-патриотические, спортивные организации); несамостоятельность – управляемость сверху, обусловленную идеологическим руководством со стороны государственных структур; практическое отсутствие «взрослых» организаций, защищающих права и интересы детей. Между тем, на наш взгляд, наиболее острые социальные проблемы находятся в сфере, связанной с интересами и защитой детей. Негативные процессы, интенсивно развивающиеся в детской среде региона, требуют реального появления многих субъектов, включающих механизмы, ресурсы и деятельность по выстраиванию эффективной общественно-государственной политики в отношении детства.

Анализ проектных инициатив и результатов деятельности неправительственных некоммерческих организаций в деле обеспечения прав ребенка на полноценную жизнь позволяет сделать вывод, что в подавляющем большинстве «защищающих» и «поддерживающих» детство социальных практик используется патерналистский подход, недостаточно реализующий естественную детскую активность и деятельность детских сообществ в решении собственных и проблем регионального сообщества. Дети, по-прежнему, мало включены в добровольческую деятельность. Подходы и практики интеграционной направленности занимают незначительное место как в деятельности по защите и реализации прав самого ребенка, так и в процессах включенности детских групп в социально значимую деятельность. Такая ситуация не только не способствует развитию гражданской позиции детей и детских сообществ, но и стабилизирует процессы расслоения и дифференциации детей по признакам социального неравенства, формирует интолерантные установки.

Эффективным инструментом, на наш взгляд, в этой ситуации может стать формирование и развитие открытой общественной политики в интересах детей.

Открытая общественная (публичная) политика представляет собой технологию (см.: «Фабрики мысли» и центры публичной политики: международный и первый российский опыт: Сб.статей / Под ред. А.Ю.Сунгурова. - СПб.: Норма, 2002. – 176 с.) и одновременно результат общественного участия в процессе принятия жизненно важных для общества решений, в данном случае решений, направленных на улучшение положения детей, разработку единой системы защиты прав детей, оказания помощи и поддержки детскому населению, реализацию базовых требований, определенных Конвенцией ООН о правах ребенка.

Цель открытой общественной политики в интересах детей состоит в изменении системы государственного и муниципального управления, а именно, превращение ее из закрытых для общества структур в открытую систему управленческих моделей и решений в интересах детского сообщества, а также превращение государственного и муниципального управления власти силы во власть авторитета, основанного на общественном доверии.

Реализация цели требует:

1. Формирования экспертного сообщества, готового обсуждать стратегические проблемы детства в контексте развития страны и региона, вырабатывать собственные гуманитарные проекты и влиять на принятие решений на всех уровнях власти. Появление экспертного сообщества и его деятельность позволит расширить пространство принятия решений в интересах детей, вынуждая вступать в политику все новых субъектов, интересы которых затрагиваются при принятии тех или иных решений. При этом экспертное сообщество позиционирует себя не как оппонент власти, а как связующий элемент между знанием, обществом и властью, привлекая к обсуждению и выработке решений широкий круг экспертов и граждан.

В настоящее время в Удмуртии существуют реальные предпосылки для формирования такого сообщества в лице действующих в сфере защиты интересов детей общественных организаций, руководителей и представителей государственных и муниципальных учреждений, средств массовой информации, бизнеса.

Инструментами деятельности и развития экспертного сообщества в достижении целей открытой общественной политики в интересах детей могут являться:

· междисциплинарное обсуждение важных детских проблем и механизмов, работающих на их решение; формулирование ключевых разрывов в существующей политике в отношении детства; инициация широкого экспертного и общественного обсуждения этих проблем;

· подготовка аналитических докладов по наиболее существенным для детства проблемам, участие в разработке проектов программ социального развития, выработка индикаторов и критериев оценки их эффективности;

· правовое просвещение и информирование населения, гражданское образование и стимулирование широкого общественного участия в принятии решений по наиболее актуальным вопросам детства;

· повышение квалификации специалистов, работающих в интересах детей, в области современных механизмов и практик, направленных на реализацию прав детей в соответствии с существующими международными и отечественными правовыми актами и стандартами.

2. Особым элементом осуществления эффективной общественно-государственной политики в интересах детей является само детское сообщество. Механизмом вовлечения детей в реализацию эффективной политики в интересах детей может выступать правовое просвещение и гражданское образование детей, которое в данном случае становится механизмом, работающим на появление в социальной политике еще одного субъекта – детского сообщества.

Правовое просвещение и гражданское образование работает на повышение уровня правового сознания всего населения, защиту самих детей и в этом смысле является ресурсом развития устойчивой демократии. Развитие правового сознания детей и подростков - залог демократических отношений в будущем. Кроме того, знание прав детьми можно рассматривать как один из способов противодействия социальным рискам (на улице, в школе, милиции, в обществе и т.д.).

Таким образом, механизм открытой публичной политики работает на появление многих субъектов, обеспечивающих решение детских проблем, берущих ответственность за будущее России.

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч