Реклама

III конференция "Гражданское общество - детям России" 16-17 декабря 2003г.

Лищук В.А. Инвестиции в здоровье детей - основная стратегия и главный ресурс развития экономики России


Инвестиции в здоровье детей - основная стратегия и главный ресурс развития экономики России

В. А. Лищук, Москва

Научный совет "Фундаментальные основы индивидуального и общественного здоровья" РАМН

“Ос­нов­­ная цель мо­ей ад­ми­ни­­с­тра­ции в об­ла­­сти экономики – достичь наивыс­ше­го ус­той­чи­во­го эконо­ми­чес­кого ро­ста … . Эко­но­ми­ческий рост яв­ля­ется клю­чом к повы­ше­нию уровня жизни, со­зда­нию базы для про­цветания наших де­тей, под­держ­ке наи­более нуждаю­щих­­­ся и сохра­не­нию амери­канского лидер­ства в мире”

Джордж Буш

Первым долгом, я хочу поблагодарить Эллу Александровну Памфилову и всех собравшихся здесь за предоставленный мне доклад и за Ваше участие, заботу, внимание, за Ваши сердца, отданные обездоленным детям.

Позвольте не приводить количественные характеристики и не останавливаться на состоянии здоровья россиян и их детей, поскольку теперь эти данные стали достоянием широкой общественности. В своё время я и, знаю, многие организаторы конференции посвятили этой проблеме немало статей, монографий и докладов ((например, В.А. Лищук в «Медицинской газете» (№ 41 от 02.06.95, №29 от 10.04.96 и № 75 от 18.09.98), в брошюре "Стратегия здоровья" (М., РАМН, 1992), а также в статье "Научные ос­новы здоровья" в «Вестнике РАМН» (1994, №4), монографии "Основы здоровья. Ак­туальные задачи, реше­ния, рекомендации" (1992, 1994), монографии «Будущее России» (2000) и др.; Э. А. Памфилова «Нельзя опускать руки!» (2002)).

Здесь постараюсь обосновать научную состоятельность тезиса: «Инвестиции в здоровье детей- основная стратегия и главный ресурс развития экономики России». Остановлюсь также на следствиях этого положения.

Реально на здравоохранение выделяется меньше 5% от ВНП. На меди­цин­скую науку выде­ляе­тся мень­ше 0.05% от ВНП. Расходы на обес­пе­чение здоровья не вхо­дят в потребитель­скую корзину, определяю­щую про­жи­точный ми­ни­мум. Мы допускаем гибель своих соотечественников в бессмысленных конфликтах, до недавнего времени общественность и государство мирились с многотысячной армией беспризорных детей. По существу это положение и сейчас остаётся таким же.

Почему нефтегазовый комплекс, лесная промышленность, химия, СМИ, ... играют боль­шую роль в жизни страны, чем забота о здоровье, в частности, чем здравоохранение? Чем вызвано столь неадекватное от­но­шение общества, государства, нас всех к здоровью и самой жизни своих сограждан и, даже, к святая святых во все периоды истории человечества – к здоровью и жизни своих детей (прошу прощения у сидящих здесь подвижников, посвятивших свою жизнь детям России)?

Причины создавшегося положения. В научных и публицистических работах эти причины связывают с не­­­­равно­мер­­ным рас­пре­делением благ (пищи, одежды, жилья и т.п.), врождён­ной аг­рессивностью челове­чес­тва как ви­да, с не­об­хо­­димостью жест­о­кости для вы­жи­вания, со сни­жением влия­ния ре­­ли­гий или классовых, кас­то­вых и др. иде­о­логий, с космическими сила­ми (при­шель­цами, рас­­­пла­той за грехи и т.п.), рас­простра­не­ни­ем идей просветительства, прагма­ти­зма и ни­гилизма, с сек­су­­аль­­ной и, в це­лом, внутривидовой конкурен­ци­ей, а так­же с отдельными на­пра­в­ления­ми раз­вития сред­ств массовой ин­фо­р­­­­­мации. Неко­то­рые из пере­чис­ленных положений аде­к­ватно отобра­жа­­ют ча­ст­ные проявления эгоцентрической идеологии и невыполнения основного инстинкта – производства и сохранения потомства. В целом же, они не до­статочны для удо­вле­тво­ри­тель­ного объя­с­не­ния тех из­ме­нений социального и духовного здоро­вья, а также отношения к детям, ко­торые имеют место.

Непосредственное значение для обсуждаемой про­блемы имеет принцип "мак­­си­маль­­но­го потреб­ле­ния на ду­шу населения". В мак­ро­экономи­ческих исследованиях при­нима­ется, что этот прин­цип оп­ре­­де­ля­ет современное на­­прав­ление социально-экономи­ческого раз­вития.

Современный экономический цикл:







увеличение потребления,

рост производства,

расширение торговли,

увеличение при­были.

Здоровье не входит в этот цикл, а здравоохранение в соответствии с ним является непроизводительной отрас­лью.

Этот принцип под­чи­няет другие стороны жизни и тенденции развития. Социаль­ная и духовная сфера ока­зы­ва­ется объе­к­тивно за­ви­си­мой от эко­­но­мичес­ко­го кру­гообо­ро­та, ко­то­рый от­бра­сывает всё, что не нуж­­но (не кон­ку­ренто­спо­соб­но) для увеличения при­были, потреб­ления и производства, и при­тя­гивает (использует, по­купает и при­нуж­­да­ет) всё, что способ­ству­ет их согласованному раз­­­витию. Поэ­то­му прин­цип "мак­си­маль­ного потреб­ле­ния" (платежеспособных) в значительной сте­пени оп­ре­деляет в наше время суть нрав­ствен­ности, морали, политики, и са­мо содержание (а не только об­раз) жизни, в том числе и отношение к детям в семье и в обществе. Все, кто сопроти­в­ля­­ют­ся этой тенденции, оказы­ва­ют­ся на обочине ци­ви­лиза­ции без средств, без пол­но­мочий, без ува­жения и, главное, без воз­мож­но­стей по­в­лиять на ход событий и даже на соб­ственное благопо­лу­чие.

Необходимость обоснованного ре­ше­ния. В то же время ана­­лиз сложив­шей­ся си­туа­ции и воз­мож­но­с­тей пока­зы­ва­­­­ет не­до­пу­­стимость игно­ри­рования современ­ного про­из­вод­­­ства и рас­пре­де­ления то­ва­ров-вещей с по­мощью торговли (рыночной экономики, как впрочем и других форм социально-экономической жизни: плана, монополий, экспансии и т.п.). Нельзя перейти от эконо­ми­ки ради при­были к экономике ра­ди, ска­жем, здо­ровья или качества жизни, ми­нуя эти от­но­ше­ния, вопреки им. Рассмотрим, на какие тенденции развития социально-экономических отношений мож­но опереться с целью изменить положение к лучшему, и как они связаны с нашей проблемой – здоровья детей России.

Роль здоровья: экономика. Экономическая наука определяет цели производ­ственной де­я­тель­­­­ности как “ус­пешное (устойчивое) экономи­чес­кое разв­и­тие”. Оценки ус­пе­шности эко­но­ми­­ческого раз­вития раз­нят­ся, но суть их одна – максимальное по­требление.

Здо­ро­вье – ве­ли­­чайшая цен­ность, но не товар! Например, в том смыс­­­ле, что вло­же­ние сред­ств в ме­дицину рас­сма­т­ри­вается (и сей­час является в боль­шин­­стве слу­чаев) не как при­быль­ное, а как бла­го­тво­ри­тель­ное, а ме­дицина - как “не производи­тельная от­расль”. Тем более не может являться товаром детское здоровье и сама жизнь детей.

Но в последние десятилетия произошли и продолжают происходить принципиальные изменения. Успех конкурен­ции стал определяться инно­ва­ци­я­ми. Не развитостью машиностроения, энергетики, автоматизации, роботизации и т.п. промышленными успехами, а способностью населения создавать изделия, методы и технологии, внедрение которых обеспечивает высокую экономическую прибыль (персональные компьютеры, мобильные телефоны, тренажёры, пейсмекеры, хиты, компьютерные игры и т.п.). Итак, инновации – успех к экономической конкурентоспособности.

Что обуславливает создание инноваций? Главным ус­ловием является наличие людей - творцов, наделен­ных вы­соким уровнем ин­тел­лектуального и эмо­ционального здоровья. Их физическое и соци­альное здо­ро­вье так­же должно отвечать весьма высоким требованиям. Таким образом, здо­ро­вье превра­ща­ется в весомую коммерческую ценность. Причём, ценность здоровья становится в этой связи первостепенной как для экономики, так и для государства и личности.

Инновации - дети. Очевидно, что образование при этом также получает первостепенную значимость. Во-первых потому, что открытия и изобретения, базирующееся на сегодняшних знаниях, станут инновациями завтра, будут созданы и внедрены сегодняшними детьми. Во-вторых, инновации обладают такими свойствами, что все большее количество наиболее эффективных изобретений (новейших технологий) выполняются всё более молодыми людьми. Вспомните, кто взламывает секретные каналы и серверы связи, изобретает компьютерные вирусы и игры, похищает миллионы долларов из банков с тройной защитой, взламывает CD-диски, создаёт и осваивает новейшие экстремальные спортивные технологии и т.п.

Очевидно, этот мощнейший творческий потенциал не контролируется ни государством, ни обществом, ни международными организациями. Что из этого следует?

Часть детей России вышла и продолжает выходить из-под контроля родителей, общества и государства. Сейчас уже не столь важно, по чьей вине: родителей или социально политических, как и духовных, обстоятельств - это произошло. Вернее, важно, но только с т.з. конструктивных мер по исправлению этого положения. Независимо от вины – это факт. Эти дети стали и продолжают становиться беспризорными. Их очень трудно вернуть к нормальной семейной или общественной жизни. Как не допустить превращение следующих поколений в беспризорных ребят и панельных девочек? Как вернуть тех, кто сейчас стоит на панели и/или ночует на вокзалах и в канализациях? Как это сделать в реальной экономической ситуации?

Часть молодёжи России потеряла вкус к жизни. Одни поверили в идеалы рыночных отношений, но лишь немногие достигли успеха. Другим идеология «жизнь для сильных» сразу не смогла заменить идеалы «равенств и братства». И в этой ситуации неважно, как это произошло, и с чем рассталось «потерянное поколение» молодёжи Россиян: с равенством или уравниловкой. Факт состоит в том, что потерянное поколение, хотя и уменьшается по нашим наблюдениям, но составляет на сегодня, пожалуй, большую часть молодёжи и молодых родителей. Оно даёт прирост когорте беспризорников больших городов. Какие меры должно и можно принять для купирования этой ситуации?

Наконец, часть наиболее стойких, интеллектуально и эмоционально развитых, можно сказать, талантливых и волевых юношей и девушек приспособилась к новой ситуации. Они устроились на хорошую работу. Закончили школу и ВУЗ. Но и их судьба не менее плачевна для будущего России, а значит и её детей. Нет, не только для будущего, но и для настоящего, сегодняшнего дня.

Если они устроились на хорошую работу, то это, как правило, иностранная фирма. Таким образом, они, как дети России, служат не интересам России, создают не её будущее, возвращают вложенный в них капитал не своим братьям и сёстрам. И, поверьте, они не счастливы, по крайней мере, сейчас.

Самые активные творческие личности уезжают за рубеж. Сами, в поисках применения своих знаний и способностей, или с помощью международных организаций, «охотящихся» за талантливой молодёжью не в меньшей степени и не менее широко, чем за рыбными запасами России, о чём так много поведало нам телевидение. Это - самый серьёзный, самый непоправимый и самый трагический урон, который несёт сейчас страна. Мы теряем лучшую молодёжь и перспективу возродить экономику, нормальный, без криминала социум и веру в себя. Что есть там, в так называемом «цивилизованном» мире, чего нет у нас?

«Без нормальной, здоровой социальной среды все усилия по реабилитации теряют смысл» (Э. А. Памфилова). Чтобы поправить дело, нужно учесть все три аспекта: личностно–семейный, социальный и экономический; беспризорников, потерянное поколение и талантливую молодёжь, покидающую экономику России. Нужно создать инновационные центры. В разных областях искусства, идеологии, науки и производства. Их задачи должны быть определены в соответствии с самыми первостепенными целями России: положение в Чечне, права человека, внешняя политика, инновации в области здоровья, интеллектуальное и программное обеспечение, в том числе, проблемы молодёжи. Центры должны быть оснащены не хуже лучших зарубежных наукоградов. Сервис – не хуже 5* отелей. Замечу, средства для этого есть. Российские фирмы и государственные НПО уже давно проводят форумы в лучших отелях за рубежом. Деньги при этом идут не нам, а Германии, Турции, Тунису и т.п. Инфраструктура у нас все еще не хуже, чем в перечисленных странах. Нужна поддержка Правительства и первоначальные инвестиции. Если объявить действительно инновационные программы (не безликие клеточные технологии, как сейчас, а, например, создание криогенного банка аутологичных клеток), средства найдёт сама молодежь, появятся внешние инвесторы, к нам, а не от нас потянется молодежь. Естественно, нужна поддержка правительства, смена его курса с копирования рыночной экономики и народной демократии по известным рецептуре (как в Грузии сегодня) на создание новейшего экономического (кстати, в основном, рыночного) уклада «Индустрии здоровья», в частности, или даже по преимуществу, детского здоровья, воспитания, образования и становления личностей детей и юношей. Уклада экономики завтрашнего дня. Это для мира в целом. В Японии, Франции, Германии и США переход к индустрии здоровья идет полным ходом: фитнес, здоровое питание, туризм и отдых, тренажеры, криогенные банки ЭСК и т.п.

Обобщение. Совпадение личной, общественной и коммерческой ценности здо­­­ро­вья со­з­да­ло пре­д­по­сыл­ку индустрии здоровья как основы инновационного экономического уклада с ведущей ролью интеллектуального молодёжного творчества. Осознание и поддержка этого магистрального социально-экономического направления развития правительством, бизнесом и НПО – путь привлечения молодёжи к актуальным общечеловеческим задачам, преодоления духовного кризиса и экономического отставания, создаваемого эффектом, известным как парадокс «Ахиллеса». В заключение мне приятно выразить благодарность А.И. Данилевичу, без помощи которого, как учёного секретаря Проблемной комиссии «Медицинская кибернетика и информатика» РАМН этот доклад был бы невозможен.

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч