Реклама

III конференция "Гражданское общество - детям России" 16-17 декабря 2003г.

Кочкуркина И.В. Понятие «толерантности» в политической ситуации


Понятие «толерантности» в политической ситуации современного мира



Кочкуркина И.В., Армавир

Армавирская городская детско-юношеская организация – клуб сверхлёгкой авиации СЛА «ВЫСОТЫ»



Ситуация нестабильности, сложившаяся сегодня в Краснодарском крае, вызывает глубокую обеспокоенность своими масштабами.

Особо актуальны проблема нетерпимости к приезжим, беженцам, людям другой национальности, озлобление против "нетрадиционных" религий, обусловленные тем, что в нашем городе находится так называемая «вилка» железнодорожных путей, что способствует активному прибытию населения.

Этим объясняется необходимость нового осмысления проблемы по преодолению этнической дискриминации, расизма, ксенофобии и нетерпимости в России и определения контуров ее решения применительно к современной ситуации.

Нами были сделаны выводы, что выгодно направить все усилия и проводимые нами мероприятия на формирование новых убеждений у молодёжи, нежели на «перевоспитание» взрослых. Для молодёжи типична высокая степень неприязни, негативизм, восприятие этнических стереотипов, большинство выпускников школ не имеют представлений о той угрозе, которую несут национализм и экстремизм.

Ведь не секрет, что в России "в цене" совершенно иные умонастроения: нетерпимость к приезжим и беженцам, людям другой национальности, озлобление против "нетрадиционных" религий.

"Толерантность" относится к числу понятий, сходных в своей сущности с понятием "свобода". На самом деле, кто может смириться с нетерпимостью, проявляемой к его личным качествам, естественным и социальным свойствам? В этом смысле все - за толерантность: но как только ставится вопрос о толерантности в отношении специфики образа жизни, привычек, ментальности конкретных индивидов, возникает немало проблем. Толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов.

Несмотря на видимость общего согласия в необходимости культивирования мнений по преодолению этнической дискриминации, расизма, ксенофобии и нетерпимости, в современном мире идут глубинные процессы, подрывающие международное сотрудничество, порождающие острые межэтнические и межцивилизационные конфликты.

Толерантность требует видения общественной жизни как позитивного целого. В отличие от толерантности дискриминация - это искусственное культивирование особенностей, оправдывающих ограничение прав, возможностей экономической, социальной, политической и духовной активности, вытеснение, подавление иного субъекта.

Опасные для существования человечества явления современного мира, такие как бесконечные войны и конфликты, обретающие все более жестокие и бескомпромиссные формы, уже окрещенный "чумой XXI столетия" терроризм, распространение в обществе всевозможных фобий и подверженность сознания каждого отдельного индивидуума вредным стереотипам, вызвали к жизни понятие толерантности. С материализацией идей толерантности связывают, ни много, ни мало, надежды на выживание человечества в наступившем столетии.

За годы перестройки в России, с одной стороны, возрос интерес к национальным корням, национальным культурам. В то же время разрушение старой «советской» школы привело к исчезновению целой системы воспитания, прививавшей (или пытавшейся прививать) детям уважение к представителям любой национальности. Распад Советского Союза, межнациональные конфликты, особенно война в Чечне, террористические акты порождают в массовом сознании страх, враждебность, недоверие к представителям иной национальности.

Было бы преувеличением утверждать, что все нации живут в мире. Напротив, в нашем столетии обнаружился резкий всплеск «национального» сознания. Это во многом связано с распадом и дроблением государств, больших и малых.

Расовая и национальная нетерпимость представляет собой бытовую разновидность этноцентризма. Во всех конфликтах такого рода, естественно, присутствуют и чисто экономические факторы (попросту зависть к более благополучному и богатому соседу иной национальности). Но в основе всех конфликтов все же лежит ксенофобия. Связана ли ксенофобия с национальной спецификой или лишь с условиями существования? Наш опыт работы привел к выводу, что ксенофобия - неотъемлемое свойство человеческого общества. Стремление делить мир на "своих" и "чужих", настороженное отношение к чужакам...

Моральные нормы требуют выражения общественного идеала - добра, справедливости, но их соблюдение связано со многими трудностями. Реальность - всегда только приближение к идеалу, но не достижение его. То же относится и к исполнению принципов прав человека.

Ставя задачу создания гражданского общества, мы должны оценить, насколько серьезные препятствия этому создает национальная вражда. Одна из объективных причин, которая осложняет развитие межнациональных отношений, заключается в кризисе национальной идентичности. Как известно, национальная идентичность - чувство приобщенности человека к конкретной национальной культуре, чувство, при котором он постоянно отождествляет себя с определенной группой, этносом, нацией, расой. Там, где постоянно сохраняется опасность террористических взрывов, неизбежно на первый план выходят силовые методы решения проблем. Там, где прав тот, кто сильнее, неизбежно нарушаются права человека, страдают невиновные люди, а это, в свою очередь, приводит лишь к эскалации национальной вражды и насилия. Экстремисты зачастую сознательно провоцируют эскалацию напряженности, потому что это - благоприятная среда для их деятельности.

Гражданское общество, как известно, возможно только там, где признается цивилизованная множественность форм политической и духовной жизни, где уважаются права человека, где соблюдаются демократические процедуры.

Ксенофобия опирается на совершенно иные ценности - ценности авторитарной личности. Особую опасность ксенофобия представляет в таком уникальном многонациональном государстве, как Россия. Необходимо воспитание уважения к общечеловеческим ценностям. Надо объяснять детям еще в младших классах простую истину: нет плохих народов, но в каждом народе, наряду с хорошими, встречаются плохие люди. К сожалению, эту простую истину не хотят понять даже многие взрослые "патриоты".

Взрослый человек прежде всего выступает перед подростком не только со стороны случайных и индивидуальных качеств, но и как носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности, осуществляющей определенные задачи, вступающей при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняющийся определенным нормам. Подростки сравнивают свой уровень, свои возможности с уровнем и возможностями других подростков и взрослых. В процессе такого сравнения взрослый открывается подростку не только как носитель общественных способов действий, но и как человек, осуществляющий определенные общественные задачи.

Есть основания полагать, что усвоение подростками задач, мотивов и норм отношений, существующих в деятельности взрослых, осуществляется через воспроизведение или моделирование этих отношений в собственной деятельности подростков, в их сообществах, группах, коллективах.

Деятельность подростка в системе "ПОДРОСТОК-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЗРОСЛЫЙ" представляет собой ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС, в котором формируется его ЛИЧНОСТЬ.

Успехи и неудачи в учении продолжают оставаться основным критерием оценки подростков со стороны взрослых. Но у самих подростков появляются свои оценочные критерии, порой очень далекие от учебного процесса.

Ведущей деятельностью в этот период развития является деятельность общения, построение отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм, которые опосредствуют поступки подростков.

Было отмечено, что и со стороны лиц других национальностей часто наблюдается нетерпимое отношение к представителям молодёжи. Проблемы ксенофобии вызваны ещё и компактным расселением лиц разных национальностей, и их внутренним настроем нетерпимости ко всем местным жителям.

В связи с тем, что дискриминационные действия со стороны сверстников, отдельных преподавателей и родителей, политика, реализуемая краевой администрацией, появляющиеся отдельные публикации в СМИ - вызывают рост расистских настроений и ксенофобии среди школьников и населения Краснодарского края в целом. Совет добровольцев отметил необходимость постоянного проведения мероприятий, направленных на решении проблемы преодоления и противодействия ксенофобии, дискриминации, расизму.

По результатам опросов, проведённых активистами среди школьников и их родителей, можно сделать следующие выводы. Наибольшее воздействие на сознание школьников оказывают совмещение общих образовательных занятий с индивидуальным собеседованием, где подростки могут раскрыться и пооткровенничать на темы, которые не принято поднимать в кругу сверстников. Крайне важно обеспечивать регулярность встреч с участниками просветительских программ, так как через очень короткое время подростки ощущают себя «выпавшими из круга». Думаем, что эта проблема стоит в каждом регионе, только не везде очень остро.

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч